Цель урока: познакомить учащихся со спряжением глаголов.
Задачи:
обучающие:
- создать условия для первичного знакомства со спряжением глаголов;
- ознакомить учащихся с изменением глаголов по лицам и числам, со спряжением;
- формировать умение распознавать лицо и число глагола, спрягать глаголы в настоящем и будущем времени;
развивающие:
- развивать орфографическую зоркость, речь, внимание, логическое мышление, память, прививать любовь к русской литературе на образце стихотворения С. Есенина.
воспитательные:
- создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку и литературе, воспитание культуры общения со сверстниками в коллективе.
Здоровьесберегающий аспект: работа по предупреждению и сохранению здоровья учащихся: профилактика зрения, осанки, выработки правильного дыхания, поддержание интереса к учебе и снижение утомляемости.
Оборудование: мультимедиа проектор.
Структура и ход урока (Приложение 1).
Перечень используемых на данном уроке ЭОР (Приложение 2).
Ход урока
1.Организационный момент.
– Что без меня предметы? –
Лишь названья,
А я приду –
Все в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады,
И хлеб на полях растет.
– Ребята, я очень рада видеть вас, и думаю, что вы порадуете меня своими ответами. У нас очень много интересной работы. Будем учиться думать, рассуждать, запоминать. Желаю вам творческих успехов!
2. Целеполагание и мотивация.
На доске записано число и классная работа.
Учитель. Тему сегодняшнего урока вы определите сами, чуть позже. Давайте оставим для записи темы строку. Начнем с чистописания.
Чистописание проводится под музыку. Вальс op. 69, N 2
Мя мя Мя
Учитель просит обратить внимание на присутствующие общие элементы в буквах «м» и «я» (дети называют их сами), на нижнее соединение между буквами, на ширину и высоту букв, на одинаковое расстояние между элементами букв, между самими буквами.
Учитель. Внимательно слушаем музыку, пишем плавно, размеренно, не торопясь.
3. Актуализация знаний. Словарная работа.
(Учащиеся записывают слова под диктовку учителя, указывают ударение и букву на месте безударного гласного звука).
Словарь: адресовать, побеседовать, волноваться, горевать, пожелать, здравствовать, интересоваться, переписывать, нарисовать, тревожиться (об отце).
Взаимопроверка.
Учитель. Ребята, а как быть, если в паре каждый считает, что он прав?
Учащиеся. У нас есть в конце учебника словарик, по нему можно проверить.
Учитель. Кто в словарной работе не сделал ни одной ошибки?
Дети поднимают руки.
Учитель. Молодцы!
Учитель. А есть сегодня тот, кто допустил ошибки? Пожалуйста, подучите слова.
Учитель. Посмотрите внимательно на слова и скажите, что необычного в сегодняшней словарной работе?
Учащиеся. В словаре одни глаголы.
Учитель. Дети, а как доказать, что это глаголы?
Учащиеся. Слова обозначают действие предмета и отвечают на вопросы: что сделать? что делать?
Учитель. Назовите несколько глаголов, отвечающих на вопрос что делать? и что сделать?
Учитель. Кто в словарной работе не сделал ни одной ошибки?
Дети поднимают руки.
Учитель. Молодцы!
Учитель. А есть сегодня тот, кто допустил ошибки? Пожалуйста, подучите слова.
Учитель. Посмотрите внимательно на слова, написанные на доске, и скажите, что общего у них? (Адресовать, побеседовать, волноваться, горевать, пожелать, здравствовать, интересоваться, переписывать, нарисовать, тревожиться).
Учащиеся. Одни глаголы.
Учитель. Дети, а как доказать, что это глаголы?
Учащиеся. Слова обозначают действие предмета и отвечают на вопросы: что сделать? что делать?
Учитель. Назовите несколько глаголов, отвечающих на вопрос что делать? и что сделать?
4. Осознание и осмысление новой учебной информации.
Учитель. Прежде, чем приступить к основной теме урока, вспомним, а как изменяются глаголы?
Учащиеся. Глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени по родам.
Учитель. Молодцы!
Учитель. На уроке мы понаблюдаем и постараемся самостоятельно сделать вывод: всегда ли глаголы изменяются по лицам. Узнаем, как в грамматике называется изменение глаголов по лицам и числам.
Работа по учебнику упр. №50, стр. 8.
Учащиеся. Понаблюдайте! Всегда ли глаголы изменяются по лицам? Обратите внимание на форму времени глаголов.
Учитель. Что дано?
Учащиеся. Дано настоящее время, будущее простое время, прошедшее время; лицо глаголов, примеры глаголов.
настоящее время |
будущее время |
прошедшее время |
я пою |
спою |
пела, спела |
Учитель. Изменяются по лицам глаголы настоящего времени?
Учащиеся. Да.
Учитель. Изменяются по лицам глаголы будущего времени?
Учащиеся. Да.
Учитель. Изменяются по лицам глаголы прошедшего времени?
Учащиеся. Нет.
Учитель. Сделайте вывод!
В форме какого времени глаголы изменяются по лицам?
Учащиеся. Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам, а прошедшего времени – не изменяются.
Учитель. Давайте сравним этот вывод с выводом в учебнике на стр. 9. Дети читают первую часть вывода. Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам и числам.
Учитель. Кто сможет еще раз повторить вывод?
Учитель. Дети, как называется изменение глаголов по лицам и числам?
Учащиеся. Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.
Учитель. Кто запомнил, что такое спряжение глаголов?
Учитель. Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?
Учащиеся. Спряжение глагола.
Учитель. Запишем тему урока на строке, которую оставили в начале урока.
5. Физкультминутка:
а). Горизонтальные движения глаз: направо-налево.
б). Движение глазными яблоками вертикально вверх-вниз.
в). Круговые движения глазами: по часовой стрелке и в противоположном направлении.
г). Интенсивные сжимания и разжимания глаз в быстром темпе.
д). Движение глаз по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой перевести взгляд вверх. Аналогично в противоположном направлении.
е). Сведение глаз к носу. Для этого к переносице поставьте палец и посмотрите на него – глаза легко «соединяться».
ж).Частое моргание.
з). Работа глаз «на расстояние». Подойдите к окну, внимательно посмотрите на близкую, хорошо видимую деталь: ветку дерева, растущего за окном. Затем направьте взгляд вдаль, стараясь увидеть максимально удаленные предметы.
Каждое упражнение повторяется не менее 6 раз в каждом направлении.
6. Первичное закрепление.
Работа по учебнику.
Упражнение № 53, стр. 10.
Учитель. Кто автор стихотворения, которое вы будете читать?
Учащиеся. Сергей Александрович Есенин.
Учитель вывешивает портрет С. А. Есенина. Дает краткие сведения о поэте. Родился в 1895 г. В селе Константиново в Рязанской губернии. С 2-х лет воспитывался у деда и бабушки, которые его очень любили. Бабушка была очень верующей, объездила много монастырей вместе с маленьким Сережей. В 9 лет начал писать стихи и в дальнейшем стал большим поэтом. Его стихи посвящены Родине, русской природе, деревне. Подробнее о жизни и творчестве поэта мы поговорим очень скоро на уроке литературного чтения. А пока скажите мне, с какими стихами С. А. Есенина мы с вами уже знакомы?
Учащиеся. «Черемуха», «Белая береза», «Поет зима – аукает», «Гой ты, Русь моя родная», «Но люблю тебя, родина кроткая!» – отрывок из «Руси», «Лебедушка», «Бабушкины сказки».
Учитель. Пожалуйста, читаем «Заметает пурга белый путь…»
Один хорошо читающий ученик читает стихотворение вслух.
Учитель. Что такое коляда?
Учащиеся. 1). старинный крестьянский обряд во время праздника Рождества – ходили ряженые по домам с песнями, поздравлениями, с получением угощения;
2). песня, исполняемая во время такого обряда.
Учитель. Как понимаете значение слова помело?
Учащиеся. Метла, палка с намотанной на конце тряпкой, мочалкой, хвоей для обметания. Часто встречается в сказках, например: «Ведьма верхом на помеле».
Учитель. Найдите в тексте глаголы и определите их время.
Учащиеся находят глаголы: заметает, хочет; забежала, уснул, взяла; потонуть, пройти, проехать.
Учащиеся читают задание далее: – Выпишите сначала глаголы прошедшего времени, укажите род, выделите родовые окончания.
– Потом выпишите глаголы настоящего времени, укажите их лицо и число.
Учитель. Какие глаголы не будем выписывать?
Учащиеся. Потонуть, пройти, проехать.
Упр.№ 54, стр. 11.
Учащиеся. Прочитайте. Подумайте! В настоящем или в простом будущем времени спрягаются глаголы спасти и лежать?
Спасти – в будущем простом, лежать – в настоящем времени.
Учитель. Письменно проспрягайте эти глаголы. Выделите личные окончания. Спрягаем у доски по очереди.
Учащиеся выходят к доске по цепочке.
я спасу |
я лежу |
Учитель. Обратите внимание на гласную букву в личных окончаниях глаголов первого и второго столбиков. Давайте сравним личные окончания глаголов спасти и лежать.
Учащиеся. Гласные буквы разные.
Учитель. Прочитаем сведения о языке.
Учащиеся. По личным окончаниям глаголы делятся на 2 группы: глаголы первого спряжения и глаголы второго спряжения.
Учитель. Посмотрим, как в таблице отражены личные окончания глаголов.
Учитель выводит на экран таблицу с личными окончаниями глаголов первого и второго спряжения.
Учитель. Понаблюдайте, в чем различаются личные окончания глаголов первого и второго спряжения? Что заметили?
Учащиеся. У первого и второго спряжения в первом лице в единственном числе совпадают окончания -у (-ю), а в остальных случаях не совпадают.
Глядя на таблицу дети подробно рассказывают о несовпадениях в окончаниях глаголов первого и второго спряжения .
Учитель. Составьте грамматическую задачу, в которой нужно по данному личному окончанию глагола определить его лицо и число.
Учащиеся. Глагол имеет окончание -ит. Что можете сказать про него? (Он имеет единственное число, 3 лицо, относится ко 2 спряжению).
Глагол имеет окончание -у. Можете сказать к какому спряжению он относится? (Нет).
Глагол имеет окончание -ешь. Что можете сказать про него? (Он имеет единственное число, относится ко 2 лицу, 1 спряжения).
7. Рефлексия.
Учитель. Что узнали на уроке?
Учащиеся. Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением. По личным окончаниям глаголы делятся на первое и второе спряжение.
Учитель. А теперь давайте выполним тест и проверим свои знания.
8. Анализ и оценивание ответов учащихся на уроке.
Учащиеся сдают тетради на проверку. Оценку получают за работу у доски, за четкие и полные ответы.
9. Домашнее задание.
Индивидуально-дифференцированный подход.
1 группа. Выполнить упражнение № 58 на стр. 76.
2 группа. Проспрягать два глагола по своему выбору.
Список литературы:
Русский язык. Учебник для общеобразовательных учреждений. В четырех частях. Часть 4-я. – (Л.М. Зеленина, Т.Е.Хохлова, М. Просвещение 2008).