“... На карту были поставлены свобода и независимость нашего государства, а на борьбу против завоевателей поднимался весь народ, весь: от мала до велика. Его беспрецедентная доблесть, духовная мощь, сердечная любовь к родной земле наполняли нашу страну невиданной исполинской силой. Сопротивляться ей было бесполезно, победить – невозможно...”
(Из речи президента РФ В.В. Путина на торжествах,
посвящённых 200-летию Бородинского сражения 3 сентября 1812 года)
Одно из направлений воспитательной работы в школе – патриотическое воспитание. Решение этой задачи предлагается с применением одного из современных методов – проектной деятельности. В 2012 году Россия отмечала 200-летний юбилей победы в Отечественной войне 1812 года.
Учащиеся 4 “Б” провели большую исследовательскую работу по изучению событий войны 1812 года: побывали на Бородинском поле, посетили Бородинскую панораму, изготовили макет Бородинского сражения. Результаты были представлены в форме коллективного проекта.
Цель проекта
- Сформировать представление о войне с Наполеоном как одной из самых славных страниц истории Отечества.
Задачи проекта:
- Изучить историю основных событий французской кампании.
- Узнать о героях войны 1812 года, подвиге русских солдат и офицеров, массовом героизме всего народа во имя спасения Отечества.
- Воспитание любви к Родине, патриотизма, основанного на связи времён.
- Формировать стремление сохранять и приумножать традиции прошлого.
Методы проекта: экспедиционный, описательный, экскурсионный, технологический, информационный.
Оборудование на IV этапе проекта (презентации)
- Компьютер, ж/к телевизор, DVD-проигрыватель
Описание проекта:
Проект был рассчитан на длительный период времени. Он включил в себя несколько этапов.
I этап Поисковый
Определение тем для исследования.
Темы для исследовательских работ предлагались как учителем на выбор, так и самими учениками и их родителями. Задания выполнялись в течение IV учебной четверти.
1. Генерал-фельдмаршал М. И. Кутузов
2. Бородинское сражение
3. Атаман М.Платов
4. Генерал Н. Раевский
5. Причины пожара Москвы
6. Партизан А. Сеславин
7. Карикатура времён Отечественной войны 1812 года.
8. Улицы Западного округа г. Москвы, названные в память о войне 1812 года и её героев.
II этап Экспедиционно-экскурсионный
Учащиеся посетили музей-панораму “Бородинская битва”, состоялась выездная экскурсия непосредственно на место событий в деревню Бородино, где произошла великая битва двух армий, российской под командованием М.И. Кутузовым и французской под командованием Наполеона.
III этап Технологический
В рамках проекта на уроках технологии дети вылепили солдат русской армии (пехотинца), солдат армии Наполеона (пехотинца). На последующих уроках дети работали в группах. Первая группа готовила макет, на котором будет представлено Бородинское поле. Вторая и третья группы мастерили пушки, ружья для солдат, знамёна противоборствующих армий. Итогом работы на уроках явился макет Бородинского сражения
IV этап Презентация проекта
На этом этапе прошёл урок, на котором дети представили свои исследовательские работы.
Презентации учащихся
V этап Обобщающий
На этом этапе создана и напечатана книга – фотоотчёт о проекте
Вступительное слово учителя:
На рассвете 24 (12 по старому стилю) июня 1812 года войска Наполеона без объявления войны переправились через реку Неман и вторглись в пределы России. Армия Наполеона, которую сам он называл "Великой армией", насчитывала свыше 600 000 человек и 1420 орудий. Помимо французов в нее входили национальные корпуса европейских стран, покоренных Наполеоном, а также польский корпус маршала Ю. Понятовского.
Вторгшемуся неприятелю противостояли 220-240 тысяч русских солдат при 942 орудиях - в 3 раза меньше, чем было у противника. К тому же русские войска были разделены: 1-я Западная армия под командованием военного министра генерала от инфантерии М.Б.Барклая де Толли, 2-я Западная армия во главе с генералом от инфантерии П.И.Багратионом, 3-я Западная армия генерала от кавалерии А.П.Тормасова.
Учитывая огромные размеры и мощь России, Наполеон планировал завершить кампанию за три года: в 1812 году овладеть западными губерниями, в 1813 году - Москвой, в 1814 году - Санкт-Петербургом. Такая постепенность позволила бы ему расчленить Россию, обеспечив тылы и коммуникации армии, действующей на огромных пространствах. На “блиц-криг” завоеватель Европы не рассчитывал, хотя и собирался поодиночке быстро разгромить главные силы русской армии еще в приграничных районах.
Поняв, что сопротивляться разрозненными частями невозможно, русское командование начало отход вглубь страны. И этим был сорван стратегический план Наполеона. Вместо поэтапного расчленения России Наполеон был вынужден двигаться за ускользающими русскими армиями вглубь страны, растягивая коммуникации и теряя превосходство в силах.
После Смоленска Барклай, назначенный главнокомандующим русским армиями, все чаще задумывается о генеральном сражении. 20 (8) августа император Александр, после трехдневного колебания согласившись с предложением Чрезвычайного комитета, подписал указ о назначении главнокомандующим М.И.Кутузова. Прибывшего в войска Кутузова, в армии приняли восторженно. “Пришёл Кутузов бить французов”.
К тому времени общие потери "Великой армии" составили не менее 150 000 человек. Растянутость коммуникаций, враждебность населения к захватчикам, нехватка продовольствия и фуража, действия партизан, болезни, дезертирство и, конечно же, постоянные сражения с русскими войсками сильно ослабили наполеоновскую армию. Разница в численности двух армий резко сократилась, а в артиллерии было даже некоторое превосходство у русских.
В 110 километрах от Москвы, у села Бородино, Кутузов решил дать генеральное сражение.
Отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова читают подготовленные ученики:
Первый ученик:
- Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!...
Второй ученик:
...И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.
Третий ученик:
И молвил он, сверкнув очами:
"Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!"
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой...
Ученик представляет доклад по теме “Ход Бородинского сражения” (по данной теме учащийся провёл работу целью изучения основных этапов сражения, продолжавшегося практически весь день.)
Ученик:
“...Такою славой осиянный
Среди великих дел, побед,
Стократ ты лаврами венчанный
Пришёл, Кутузов, в лучший свет!
Твои дела защитник трона,
Священной веры и закона,-
Из века паче будут в век
Все с новой силой проливаться
И гласно в мире отзываться,
Что ты великий человек!” (К.Рылеев, 1814г.)
Рассказ ученика о жизни и деятельности русского полководца генерал-фельдмаршала М.И.Кутузова. ( В своей работе ученик ответил на вопрос: “Что повлияло на формирование характера М.И. Кутузова, становление его как будущего полководца).
Ученик:
“Раевский, слава наших дней,
Хвала! перед рядами
Он первый грудь против мечей
С отважными сынами”.
(В.Жуковский)
Рассказ-исследование жизни генерала Н. Раевском, его роль в Бородинском сражении (батарея Раевского)
Ученик:
“Хвала, наш Вихорь — атаман,
Вождь невредимых, Платов!
Твой очарованный аркан
Гроза для супостатов.
Орлом шумишь по облакам,
По воле волком рыщешь.
Летаешь страхом в тыл к врагам,
Бедой им в уши свищешь”...
(Н.Новиков)
Рассказ - исследование жизни казачьего атамана М. Платова. Значение рейда его казаков в тыл войскам Наполеона во время Бородинского сражения (презентация, в которой указана схема движения казаков во время их блестящего и неожиданного маневра.)
(смотри папку “презентации”)
Рассказ о кавалерист – и девице Надежде Дуровой (презентация). В своей работе ученица исследует жизненный путь героини.
Физкультминутка
(Ребята шагают, исполняя старинную солдатскую народную песню, которую выучили на уроке музыки)
“Солдатушки, бравы ребятушки”
Солдатушки, бравы ребятушки,
Кто же ваши деды?
Наши деды — славные победы,
Вот кто наши деды!
Солдатушки, бравы ребятушки,
Кто же ваши отцы?
Наши отцы — русски полководцы,
Вот кто наши отцы!
Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же Ваша слава?
Наша слава — русская держава,
Вот где наша слава!
Ученик:
“...Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной,
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою...”
(А.С. Пушкин “Евгений Онегин”)
Сообщение ученика по теме “Причины пожара Москвы в 1812 году”. Ученик исследовал и представил несколько версий московского пожара.
“Дубина народной войны поднялась”- писал русский писатель Л.Н.Толстой. На возмущение посланника Наполеона Лористона по поводу того, что война ведётся “не по правилам”, Кутузов отвечал, что удивлён, слыша обвинения в адрес народа в любви к своему Отечеству.
Ученик:
“... Героям древности он благородством равен,
Душой прямою россиянин,
О нём вещал бы нам и предок-славянин:
Се-славен!”
(Ф. Глинка, 1812-1814г.)
Далее представлен рассказ ученика о герое войны партизане Александре Сеславине. Цель работы узнать роль А.Сеславина в партизанском движении в 1812 году.
Ученик:
“Свое добро тебе приелось!
Гостинцев русских захотелось?!
Вот сласти русские, поешь - не подавись!
Вот с перцем сбитенек, попей - не обожгись!”
Учитель: Карикатура - один из самых древних видов рисунка. Она выражает общественные проблемы. С ранних времен служит способом самоутверждения над обидчиком. С помощью неё насмехались над врагами, так народ насмехался над своими властителями или поработителями.
Ученик представляет исследование и презентацию по теме: “Карикатура времён Отечественной войны 1812 года”
(смотри папку “презентации”)
Учитель: Мы с Вами живём и учимся в западном округе столице. Именно здесь на Поклонной горе стоял Наполеон и ждал ключи от Москвы и именно отсюда начался его бесславный путь бегства из России. В нашем округе многие улицы и проспекты носят имена героев войны 1812 года, здесь состоялся исторический совет в Филях, где решалась судьба Москвы.
Ученица представляет презентацию и рассказ об исторических названиях, в которых отразилась история Отечественной войны с Наполеоном.
(смотри папку “презентации”)
Ученики:
Славных дел в России много:
Тех, кто край родной любя,
Укреплял Державу строго,
Не жалел в трудах себя.
Тот эскадру вёл отважно,
Тот солдат, тот светлый князь.
Дел узор вплетали важно
В историческую вязь.
В сердце каждого потомка
Оставляли яркий след
Честной службой, битвой громкой,
Славой доблестных побед.
И открытием научным,
И правлением с умом,
И стихом красивым, звучным,
Светлой жизнью со Христом.
Нить истории прекрасна
Златом славных добрых дел,
Жизнь того лишь не напрасна,
За Россию, кто радел”.
(Е.Трушина)
Учитель: На этом наш урок закончен. Спасибо за работу.