Разработка урока "Электрический ток и человек"

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Задачи:

  • изучить природу происхождения электрического тока;
  • ознакомить с действием электрического тока и влияние его на организм человека и мерами первой помощи при поражении током;
  • ознакомить учащихся с правилами поведения во время грозы;
  • продолжить формирование у учащихся навыков соблюдения правил по электробезопасности при работе с электричеством.

Оборудование: электрометры, лампа на подставке, водный раствор медного купороса, угольные электроды, модель электромагнита, модель электродвигателя, видеофильм “Условия существования электрического тока”.

Тип урока: урок усвоения нового материала.

Структура урока:

1. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала. (3 мин).

В результате данного этапа учитель подводит учащихся к теме данного урока, целям и задачам).

2. Этап усвоения новых знаний (25 мин).

3. Этап закрепления новых знаний.(15 мин)

На данном этапе решается задача закрепления в памяти учащихся тех знаний и умений, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. В ходе закрепления необходимо добиться повышения уровня осмысленности изученного материала.

4. Этап информирования учащихся о домашнем задании и подведение итогов урока.

Это урок № 8 по теме: “Электрические явления” в 8 классе.

Используется учебник: Физика - 8, А.В.Перышкин, издательство “Дрофа”, 2009 г

Ход урока

1. Этап подготовки к активному и сознательному усвоению нового материала.

Урок начинается с чтения учителем стихотворения.

Электрический ток

Электрический ток,
Электрический ток,
Погоди, не теки,
Потолкуем чуток.
Ты постой, не спеши,.
Электрический ток,
Электрический ток,
Электрический ток,
Электрический ток,
Говорят, ты порою
Бываешь жесток.
Может жизни лишить
Твой коварный укус,
Ну и пусть,
Все равно я тебя не боюсь!
Электрический ток,
Электрический ток,
Утверждают, что ты —
Электронов поток,
(И. Иртеньев)

После чего учитель сообщает учащимся тему и цели урока.

2. Этап изучения нового материала.

Постановка эксперимента учителем: заряженный электроскоп соединяем с незаряженным.

Вопрос учителя к учащимся: Объясните наблюдаемое явление.

(Предполагаемый ответ: Направленное движение заряженных частиц называется электрическим током)

Вопрос учителя к учащимся: В каких средах может возникнуть электрический ток? (Предполагаемый ответ: В металлах, газах, жидкостях)

Вопрос учителя к учащимся: Одинаковыми ли частицами создается электрический ток в этих средах? (Предполагаемый ответ: Нет. В металлах – свободными электронами, в растворах солей – “+” и “-” ионами, в газах – ионами и электронами.)

Вопрос учителя к учащимся: Каковы условия существования электрического тока? (Просмотр видеофильма. (Предполагаемый ответ: Наличие свободных заряженных частиц; силы действующих на них в определенном направлении).

Электроны в проводнике увидеть невозможно.

Вопрос учителя к учащимся: Как же можно обнаружить электрический ток?

Электрический ток можно обнаружить по действию на проводник. Ток оказывает тепловое, магнитное, химическое, механическое и физиологическое действие.

Демонстрация учителем действий электрического тока:

  • Теплового действия: нагревание электрической лампочки, плитки, утюга.
  • Химического - в сосуд с раствором медного купороса опустим 2 электрода и подключим к источнику тока. При этом мы видим, что катод постепенно покрывается слоем меди, а на аноде пузырьки газа.
  • Магнитного. Электромагнит подключим к источнику тока. Он притягивает к себе металлические предметы. (Рассказ учителя о применение электромагнита на практике)
  • Механического. Электродвигатель присоединяем к источнику тока. Его якорь начинает вращаться и может поднять небольшой предмет.

Учитель: Электрический ток, проходя через живой организм, оказывает на него физиологическое действие.

Сообщение учащегося: “Действие электрического тока на организм человека”.

Учитель: Электротравмы – повреждение организмов электрическим током – встречаются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте и в быту. Но их причиной может быть и атмосферное электричество (молния). Ежегодно в мире от ударов молнии погибают тысячи людей.

Сообщение учащегося: Атмосферное электричество (молния).

Учитель: Стремителен молнии бег, и разит она тяжким ударом.

Молния поражает места, обладающие хорошей электропроводимостью (болота, влажную глинистую почву, водоемы и их берега); возвышающиеся и одиноко стоящие предметы (деревья, столбы, скалы, вершины холмов). Поэтому каждый человек должен знать элементарные правила поведения во время грозы. Жизнь человека, подвергнувшегося действию электрического тока, может быть спасена, если будут приняты экстренные меры.

Сообщение учащегося: Основные причины поражения током.

Учитель: Когда человек прикасается к неизолированным токоведущим частям, находящимся под напряжением, он становится частью образующейся цепи, через него протекает ток. Основными причинами электротравматизма являются: неисправность приборов или средств защиты; замыкание фазовых проводов на землю; нарушение техники безопасности при обращении с приборами и проводами. Значит, необходимы технически совершенные электроустановки и средства защиты от поражения электрическим током, а также соблюдение правил техники безопасности. А каковы же правила техники безопасности?

Сообщение учащегося : “Меры предосторожности при работе с электрическим током”

Учитель: Много сделано, и многое делается в области охраны труда, но считать положение благополучным преждевременно. Данные по авариям и электротравматизму говорят о том, что большой процент несчастных случаев поражения током происходит со смертельным исходом.

А сейчас мы познакомимся с вами, как оказать первую помощь при поражении током.

Сообщение учащегося.

Учитель: Первая помощь при поражении электрическим током включает два этапа: освобождение пострадавшего от воздействия тока и оказание ему до врачебной медицинской помощи. Непрямой массаж сердца и искусственное дыхание должен уметь выполнять каждый.

3. Этап закрепления новых знаний.

Учитель: Гроза опасное явление природы. Оно приносит немало бедствий, но с другой стороны молния является одним из наиболее величественных и красивейших явлений природы. Не случайно многие авторы посвятили грозе свои поэтические строки. Послушайте и назовите авторов произведений.

“Ветер воет...
Гром грохочет...
Синим пламенем пылают стаи туч над бездной моря.
Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит
Точно огненные змеи вьются в море, исчезая, отраженья этих молний”.
(Горький А.М. Песня о Буревестнике.)

Вокруг стало темно, пошел дождь, и загремело. Я испугался и сел под большой дуб. Блеснула молния, такая светлая, что мне глаза больно стало, и я зажмурился. Над моей головой что-то затрещало и загремело; потом что-то ударило меня в голову. Я упал и лежал до тех пор, пока не перестал дождь. Когда я очнулся, по всему лесу капало с деревьев, пели птицы, и играло солнышко. Большой дуб сломался и из пня шел дым.... Платье на мне все было мокрое и липло к телу; на голове была шишка, и было немножко больно.

(Л.Н. Толстой “Как мальчик рассказывал про то, как его в лесу застала гроза”.)

О каких физических явлениях и закономерностях не знал мальчик, пострадавший от молнии?

Учитель: Разгадайте загадку:

“Сперва блеск,
За блеском треск,
За треском плеск” (Молния, гром, дождь)

Учитель: Над проводами ЛЭП высокого напряжения часто располагают один или два провода, соединенные со стальными опорами (или с землей, если опоры железобетонные). Ток по этим проводам не передается. Каково их назначение? (Предполагаемый ответ: Эти провода являются молниеотводами.)

Учитель: Предложите защитные меры для сотрудников лабораторий, в которых исследуют свойства электрических зарядов, от действия этих зарядов? (Предполагаемый ответ: Во время эксперимента сотрудники лаборатории должны находиться в металлических клетках).

4. Домашнее задание:

  1. Параграфы 32,35.
  2. Объясните с точки зрения физики пословицы:
    1. Гроза застала в поле – садись на землю.
    2. В грозу зонтик не защита.

Литература

  1. Аганов А.В., Сафиуллин Р.К. Физика вокруг нас: Качественные задачи по физике. Изд.3-е, испр.-М.:дом педагогики,1998.
  2. Блудов М.И. Беседы по физике: Учебное пособие для учащихся, часть 2. М.: Просвещение, 1985.
  3. Громов С.В., Родина Н.А. Физика: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2000.
  4. Кац Ц.Б. Биофизика на уроках физики. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988.
  5. Перышкин А.В.Физика -8 Издательство: Дрофа. Москва, 2007 г.
  6. Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 – 11 класс. М.: Просвещение, 2001.
  7. Шахмаев Н.М., Шахмаев С.Н., Шодиев Д.Ш. Физика: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1997.
  8. Юфанова И.Ю. Занимательные вечера по физике в средней школе. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990