Цель: Автоматизация звуков [л] - [л”] - [р] - [р”] на основе лексической темы “дикие – домашние животные”.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепление четкого звукопроизношения в рифмованной речи;
- Уточнить и закрепить знания о животных;
- Активизировать и расширять словарный запас;
- Формировать у детей правильную артикуляцию и четкое произношение слов (упражнение на слоговую структуру слова);
- Развивать способность использовать в речи уменьшительно-ласкательные суффиксы;
- Уметь представлять воображаемые действия, показывать их с помощью пантомимики;
- Согласовывать слова с движениями, ритмично выполнять движения.
Воспитательные:
- Учить детей выслушивать до конца ответы сверстников и сообщения педагогов;
- Ориентироваться друг на друга в проблемных ситуациях.
Оздоровительные:
- Развивать общую и мелкую моторику;
- Формировать и развивать координацию речевого дыхания и голоса, интонационную выразительность последнего.
Методы и приемы:
- Игровая ситуация с участием различных персонажей;
- Дидактические игры;
- Звуковое оформление;
- Практически-действенные игры и упражнения;
- Наглядная демонстрация;
- Музыкальное оформление;
- Смена различных видов деятельности;
- Беседа с детьми;
- Вопросы к детям;
- Тестовой материал.
Материал:
- “Музыка леса” (дискета);
- Магнитофон;
- Нотное сопровождение: “Вышли зайки...”(р.н.м.), музыка Леграна к к/ф., “Стукалка” (у.н.м.);
- Пластмассовые кубики по количеству детей (по 2 кубика);
- Мягкие игрушки животных, их изображения;
- Звучащая игрушка (голоса животных деревни);
- Чудесный мешочек, ширма;
- Письмо из “Простоквашина”;
- Простые карандаши по количеству детей;
- Тест в картинках “Кто, где живет?”
Ход занятия
I. Оргмомент
Дети заходят в зал. Здороваются с гостями.
- Занятие начнём с нашего речевого правила (под музыку)
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
- Сегодня на занятии мы отправимся с вами в сказочный лес. Помощниками в нашем путешествии будут красиво произносимые звуки [л-ль-р-рь].
II Подготовительная работа.
1.Упражнения по развитию дыхания и мимических мышц лица.
Педагог: Где-то за тридевять земель стоит сказочный лес. Деревья там высокие, величественные (показать). Воздух там свежий и чистый (медленно вдохнуть и выдохнуть). А в этом лесу живет много зверей. Пойдем к ним в гости. Не боитесь?
Звучит “музыка леса”.
Упражнения для развития общей моторики, чувства музыкального темпа и ритма.
Мы пришли в прекрасный лес!
Сколько здесь вокруг чудес!Обычная ходьба.
Покружиться.Справа-елка на нас глядит...
Слева - березка...Выполнение движений по тексту. Снежинки в небе кружатся,
на землю красиво ложатся!Выполнение движений по тексту. Вот и зайка проскакал,
от лисы он убежал!Прыжки в полуприсяде. Это серый волк рыщет,
Он себе добычу ищет!Выполнение движений по тексту. Все мы спрячемся сейчас,
Не найдет тогда он нас!Присесть на корточки. Пролетают снегири! Легкий бег на носочках в рассыпную с движением рук. В лесу красота и покой!
Музыка стихает.
Педагог: Ребята, кто же нас встречает? Отгадайте!
В лесу живет, серый зубами щелк!
(волк)
Педагог: Позовите его ласково? (пропевают слово по слогам).
2.Упражнения для развития мышечного тонуса, координации движений и их выразительности.
Педагог: Ребята, а это кто?
Летом – серый, зимой - белый.
(заяц)
Педагог: Позовите его ласково? (пропевают слово по слогам).
Б) с музыкальным сопровождением “ На лужайку вышли зайки...!”
На лужайку вышли зайки.
Зайки скачут, зайки прыгают как мячик.Прыжки на двух ногах с продвижением вперед. Сели зайки на лужайку! Выполнение движения по тексту. Сложили лапки по щечки и заснули! Выполнение движения по тексту. Проснулись зайки, потянулись и стали умываться. Выполнение движения по тексту.
3. Упражнения по развитию артикуляции, мелкой моторики и координации движений.
А) Артикуляционная гимнастика: “Заборчик”, “Почистим зубки!”, “Полоскание рта”.
Б) Артикуляционное упражнение: “Барабанщик”.
Барабанщик очень занят, д-д, д-д-д,
Барабанщик барабанит: д-д, д-д-д,
Бей руками помогай: д-д, д-д-д,
Ритм ногами отбивай: д-д, д-д-д,
Учись играть на барабане: д-д, д-д-д,
Твой язык послушным станет: д-д, д-д-д
Смотри – с ритма не сбивайся: д-д, д-д-дВыполнение движений по тексту.
Педагог: Ребята, а это что за зверь?
Хитрая плутовка из лесу пришла,
Всех кур пересчитала и с собой унесла.
(лиса)
Педагог: Позовите ее ласково? (пропевают слово по слогам).
Педагог: У лисички - маленький лисенок. К нему пришли маленькие гости. Давайте посмотрим кто?
У лисенка дом большой.
Он глядит в своё оконце.
Кто-то по лесу бежит
В дверь к нему стучится.
- Тук, тук, дверь открой!
Там в лесу охотник злой!
Давайте посмотрим, кто стучится в дом лисенка?
4. Дидактическая игра “Гости” (Чудесный мешочек)
Детеныши: лосенок, лисенок, волчонок, зайчонок, бельчонок.
Педагог: Вот все гости и в сборе - пора игры наступила!
А сейчас мы отдохнём –
И станцуем, и споём!
5. Упражнения для развития общей моторики, чувства музыкального темпа и ритма.
Упражнения с музыкальным сопровождением “Стукалка”.
Педагог: Ребята, посмотрите, что у меня в руках!
К нам пришло письмо одно,
Из Простоквашино оно.
Вместо марок – три снежинки,
А конверт – из чистой льдинки.
А письмо не на листке,
А на беленьком снежке:
Скоро, скоро Новый год!
Приезжайте в гости к нам!
К Матроскину и Шарику!
6. Упражнение на звукоразличение “Чей голос?”
Отгадывай загадки, у нас игра “Чей голос, Угадай-ка!”
Животные деревни: корова, (боров) свинья, (баран) овца, лошадь, (козел) коза.
7. Упражнение на слоговую структуру слова.
Деление слова на слоги - “Позови слово!”.
Звучит “музыка леса”.
Педагог: Ребята, в Простоквашино, услышав ваши голоса, пришли звери из дикого леса. Раз они живут в диком лесу, значит это звери какие? (дикие) А корова, лошадь и другие животные, которые живут у Шарика с Матроскиным, какие? (домашние) Ваша задача, помочь каждому животному найти дорогу домой! Для этого, каждый из вас берет стул и ставит его на ковер ко мне спинкой, как можно дальше друг от друга.
Пока слышны звуки леса, в ваших силах помочь животным найти дорогу домой (провести дорожку от животного до его дома). Как только пение стихнет - сделать это будет невозможно.
8. Тестовой материал на закрепление понятий: домашние - дикие животные “Кто, где живет?”.
Педагог: Давайте соберем ваши рисунки, поставим стульчики на свои места и сядем на них. А карандашики – поставим в подставку.
Какие домашнее животные живут у Матроскина и Шарика? (ответы детей)
- Послушайте названия животных и скажите, что общего в звучании этих слов? (ответ детей)
- Какие животные живут в лесу? (ответы детей)
- Послушайте названия животных и скажите, что общего в звучании этих слов? (ответ детей)
- Послушайте названия животных и скажите, что общего в звучании этих слов? (ответ детей)
- Вот наше путешествие подошло к концу надо возвращаться в детский сад! Давайте вспомним, кого мы сегодня повстречали на своем пути, с кем мы играли, кому помогали? (ответы детей)
А какие звуки мы так красиво сегодня произносили на занятии?
Педагог: В лесу красота и покой! А нам пора – домой! За хорошую работу на занятии – снежинки.
Прощание и выход детей из зала.
Список методической литературы:
- Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. - М., Просвещение, 1985.
- Волкова Г.А. “Логоритмическое воспитание детей с дислалией” С.-Петерб,1993/методические разработки к проведению коррекционных занятий/;
- Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду./ Старшая и подготовительная группы./Я., Академия развития, 2006, - 120с.
- Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников. М., 1951.
- Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников: Пособие для работников логопедических учреждений. - 2-ое издание., М., Учпедгиз., 1958.
- Гринер В.А., Самойленко Н.С. Логопедическая ритмика. - М., Учпедгиз РСФСР, 1941.
- Гуревич М.О., Озерецкий Н.И. Психомоторика
- Далькроз Ж. Ритм, его воспитательное значение для жизни и для искусства//Театр и искусство. - СПб.,1913.
- Лопухина А.Е. Ритм, речь ,движение. – СПб.: Дельта,1997.
- НовиковскаяО.А. “Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях” С.-Петерб.2004.
- Рау Е.Ф. Музыкально-ритмические занятия. - В кн.: 5-ая научная сессия по дефектологии. - М., 1967.
- Руководство по кинезитерапии. - София., 1978, с. 9.
- Румер М.А. Из опыта работы по музыке и ритмике в детском саду. - М., Главсоцвос., 1926.
- Тугова Н.А. Коррекционно-воспитательные упражнения на музыкально-ритмических занятиях. - В кн.: Преодоление заикания у дошкольников. (Под редакцией Л.Е. Левиной., - М., Педагогика, 1975.
- Флоренская Ю.А., Гринер В.А. Музыческие расстройства в процессе обратного развития афазии и их ритмотерапия // Вопросы логопедии. Вып. 4, 1941. – с. 53-66.
- Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для детей с фонетико0фонематическим недоразвитием речи. – Дис. …канд. пед. наук, м., 1995.164л.
- Шашкина Г.Р. Логоритмические занятия для детей с общим недоразвитием речи в подготовительной к школе группе.- М., Школа-Пресс, Ж. "Дефектология".- 1997, № 6 с. 50-54.
- Шершнёва Е.Ф.Музыкально-двигательные занятия с коллективом заикающихся детей младшего возраста. - в сб.: Из опыта логопедической работы. - М., 1955, с. 66-76.
- Шторк К. Эмиль Жак Далькроз и его система. - Петроград., 1924.