Интегрированное логопедическое занятие с элементами логоритмики по теме "Автоматизация звуков [л] – [л'] – [р] – [р']". Тема: "Животные"

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Цель: Автоматизация звуков [л] - [л”] - [р] - [р”] на основе лексической темы “дикие – домашние животные”.

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепление четкого звукопроизношения в рифмованной речи;
  • Уточнить и закрепить знания о животных;
  • Активизировать и расширять словарный запас;
  • Формировать у детей правильную артикуляцию и четкое произношение слов (упражнение на слоговую структуру слова);
  • Развивать способность использовать в речи уменьшительно-ласкательные суффиксы;
  • Уметь представлять воображаемые действия, показывать их с помощью пантомимики;
  • Согласовывать слова с движениями, ритмично выполнять движения.

Воспитательные:

  • Учить детей выслушивать до конца ответы сверстников и сообщения педагогов;
  • Ориентироваться друг на друга в проблемных ситуациях.

Оздоровительные:

  • Развивать общую и мелкую моторику;
  • Формировать и развивать координацию речевого дыхания и голоса, интонационную выразительность последнего.

Методы и приемы:

  • Игровая ситуация с участием различных персонажей;
  • Дидактические игры;
  • Звуковое оформление;
  • Практически-действенные игры и упражнения;
  • Наглядная демонстрация;
  • Музыкальное оформление;
  • Смена различных видов деятельности;
  • Беседа с детьми;
  • Вопросы к детям;
  • Тестовой материал.

Материал:

  • “Музыка леса” (дискета);
  • Магнитофон;
  • Нотное сопровождение: “Вышли зайки...”(р.н.м.), музыка Леграна к к/ф., “Стукалка” (у.н.м.);
  • Пластмассовые кубики по количеству детей (по 2 кубика);
  • Мягкие игрушки животных, их изображения;
  • Звучащая игрушка (голоса животных деревни);
  • Чудесный мешочек, ширма;
  • Письмо из “Простоквашина”;
  • Простые карандаши по количеству детей;
  • Тест в картинках “Кто, где живет?”

Ход занятия

I. Оргмомент

Дети заходят в зал. Здороваются с гостями.

- Занятие начнём с нашего речевого правила (под музыку)

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

- Сегодня на занятии мы отправимся с вами в сказочный лес. Помощниками в нашем путешествии будут красиво произносимые звуки [л-ль-р-рь].

II Подготовительная работа.

1.Упражнения по развитию дыхания и мимических мышц лица.

Педагог: Где-то за тридевять земель стоит сказочный лес. Деревья там высокие, величественные (показать). Воздух там свежий и чистый (медленно вдохнуть и выдохнуть). А в этом лесу живет много зверей. Пойдем к ним в гости. Не боитесь?

Звучит “музыка леса”.

Упражнения для развития общей моторики, чувства музыкального темпа и ритма.

Мы пришли в прекрасный лес!
Сколько здесь вокруг чудес!
Обычная ходьба.
Покружиться.
Справа-елка на нас глядит...
Слева - березка...
Выполнение движений по тексту.
Снежинки в небе кружатся,
на землю красиво ложатся!
Выполнение движений по тексту.
Вот и зайка проскакал,
от лисы он убежал!
Прыжки в полуприсяде.
Это серый волк рыщет,
Он себе добычу ищет!
Выполнение движений по тексту.
Все мы спрячемся сейчас,
Не найдет тогда он нас!
Присесть на корточки.
Пролетают снегири! Легкий бег на носочках в рассыпную с движением рук.
В лесу красота и покой!

Музыка стихает.

Педагог: Ребята, кто же нас встречает? Отгадайте!

В лесу живет, серый зубами щелк!
(волк)

Педагог: Позовите его ласково? (пропевают слово по слогам).

2.Упражнения для развития мышечного тонуса, координации движений и их выразительности.

Педагог: Ребята, а это кто?

Летом – серый, зимой - белый.
(заяц)

Педагог: Позовите его ласково? (пропевают слово по слогам).

Б) с музыкальным сопровождением “ На лужайку вышли зайки...!”

На лужайку вышли зайки.
Зайки скачут, зайки прыгают как мячик.
Прыжки на двух ногах с продвижением вперед.
Сели зайки на лужайку! Выполнение движения по тексту.
Сложили лапки по щечки и заснули! Выполнение движения по тексту.
Проснулись зайки, потянулись и стали умываться. Выполнение движения по тексту.

3. Упражнения по развитию артикуляции, мелкой моторики и координации движений.

А) Артикуляционная гимнастика: “Заборчик”, “Почистим зубки!”, “Полоскание рта”.

Б) Артикуляционное упражнение: “Барабанщик”.

Барабанщик очень занят, д-д, д-д-д,
Барабанщик барабанит: д-д, д-д-д,
Бей руками помогай: д-д, д-д-д,
Ритм ногами отбивай: д-д, д-д-д,
Учись играть на барабане: д-д, д-д-д,
Твой язык послушным станет: д-д, д-д-д
Смотри – с ритма не сбивайся: д-д, д-д-д
Выполнение движений по тексту.

Педагог: Ребята, а это что за зверь?

Хитрая плутовка из лесу пришла,
Всех кур пересчитала и с собой унесла.
(лиса)

Педагог: Позовите ее ласково? (пропевают слово по слогам).

Педагог: У лисички - маленький лисенок. К нему пришли маленькие гости. Давайте посмотрим кто?

У лисенка дом большой.
Он глядит в своё оконце.
Кто-то по лесу бежит
В дверь к нему стучится.
- Тук, тук, дверь открой!
Там в лесу охотник злой!

Давайте посмотрим, кто стучится в дом лисенка?

4. Дидактическая игра “Гости” (Чудесный мешочек)

Детеныши: лосенок, лисенок, волчонок, зайчонок, бельчонок.

Педагог: Вот все гости и в сборе - пора игры наступила!

А сейчас мы отдохнём –
И станцуем, и споём!

5. Упражнения для развития общей моторики, чувства музыкального темпа и ритма.

Упражнения с музыкальным сопровождением “Стукалка”.

Педагог: Ребята, посмотрите, что у меня в руках!

К нам пришло письмо одно,
Из Простоквашино оно.
Вместо марок – три снежинки,
А конверт – из чистой льдинки.
А письмо не на листке,
А на беленьком снежке:
Скоро, скоро Новый год!
Приезжайте в гости к нам!
К Матроскину и Шарику!

6. Упражнение на звукоразличение “Чей голос?”

Отгадывай загадки, у нас игра “Чей голос, Угадай-ка!”

Животные деревни: корова, (боров) свинья, (баран) овца, лошадь, (козел) коза.

7. Упражнение на слоговую структуру слова.

Деление слова на слоги - “Позови слово!”.

Звучит “музыка леса”.

Педагог: Ребята, в Простоквашино, услышав ваши голоса, пришли звери из дикого леса. Раз они живут в диком лесу, значит это звери какие? (дикие) А корова, лошадь и другие животные, которые живут у Шарика с Матроскиным, какие? (домашние) Ваша задача, помочь каждому животному найти дорогу домой! Для этого, каждый из вас берет стул и ставит его на ковер ко мне спинкой, как можно дальше друг от друга.

Пока слышны звуки леса, в ваших силах помочь животным найти дорогу домой (провести дорожку от животного до его дома). Как только пение стихнет - сделать это будет невозможно.

8. Тестовой материал на закрепление понятий: домашние - дикие животные “Кто, где живет?”.

Педагог: Давайте соберем ваши рисунки, поставим стульчики на свои места и сядем на них. А карандашики – поставим в подставку.

Какие домашнее животные живут у Матроскина и Шарика? (ответы детей)

- Послушайте названия животных и скажите, что общего в звучании этих слов? (ответ детей)

- Какие животные живут в лесу? (ответы детей)

- Послушайте названия животных и скажите, что общего в звучании этих слов? (ответ детей)

- Послушайте названия животных и скажите, что общего в звучании этих слов? (ответ детей)

- Вот наше путешествие подошло к концу надо возвращаться в детский сад! Давайте вспомним, кого мы сегодня повстречали на своем пути, с кем мы играли, кому помогали? (ответы детей)

А какие звуки мы так красиво сегодня произносили на занятии?

Педагог: В лесу красота и покой! А нам пора – домой! За хорошую работу на занятии – снежинки.

Прощание и выход детей из зала.

Список методической литературы:

  1. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. - М., Просвещение, 1985.
  2. Волкова Г.А. “Логоритмическое воспитание детей с дислалией” С.-Петерб,1993/методические разработки к проведению коррекционных занятий/;
  3. Гоголева М.Ю. Логоритмика в детском саду./ Старшая и подготовительная группы./Я., Академия развития, 2006, - 120с.
  4. Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников. М., 1951.
  5. Гринер В.А. Логопедическая ритмика для дошкольников: Пособие для работников логопедических учреждений. - 2-ое издание., М., Учпедгиз., 1958.
  6. Гринер В.А., Самойленко Н.С. Логопедическая ритмика. - М., Учпедгиз РСФСР, 1941.
  7. Гуревич М.О., Озерецкий Н.И. Психомоторика
  8. Далькроз Ж. Ритм, его воспитательное значение для жизни и для искусства//Театр и искусство. - СПб.,1913.
  9. Лопухина А.Е. Ритм, речь ,движение. – СПб.: Дельта,1997.
  10. НовиковскаяО.А. “Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях” С.-Петерб.2004.
  11. Рау Е.Ф. Музыкально-ритмические занятия. - В кн.: 5-ая научная сессия по дефектологии. - М., 1967.
  12. Руководство по кинезитерапии. - София., 1978, с. 9.
  13. Румер М.А. Из опыта работы по музыке и ритмике в детском саду. - М., Главсоцвос., 1926.
  14. Тугова Н.А. Коррекционно-воспитательные упражнения на музыкально-ритмических занятиях. - В кн.: Преодоление заикания у дошкольников. (Под редакцией Л.Е. Левиной., - М., Педагогика, 1975.
  15. Флоренская Ю.А., Гринер В.А. Музыческие расстройства в процессе обратного развития афазии и их ритмотерапия // Вопросы логопедии. Вып. 4, 1941. – с. 53-66.
  16. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для детей с фонетико0фонематическим недоразвитием речи. – Дис. …канд. пед. наук, м., 1995.164л.
  17. Шашкина Г.Р. Логоритмические занятия для детей с общим недоразвитием речи в подготовительной к школе группе.- М., Школа-Пресс, Ж. "Дефектология".- 1997, № 6 с. 50-54.
  18. Шершнёва Е.Ф.Музыкально-двигательные занятия с коллективом заикающихся детей младшего возраста. - в сб.: Из опыта логопедической работы. - М., 1955, с. 66-76.
  19. Шторк К. Эмиль Жак Далькроз и его система. - Петроград., 1924.