Развитие связной речи дошкольников средствами книгоиздательства

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (30 МБ)


С раннего детства дети интересуются книгами: сначала рассматривают картинки, потом узнают и называют предметы, нарисованные там, с интересом слушают, как читает мама, потом начинают интересоваться буквами, у них возникает желание тоже научиться читать. А стать писателями, сделать свою собственную книжку и прочитать её другим – это ещё интереснее. Так, заинтересовав детей книгоиздательством, можно решать сразу несколько задач:

  • развивать связную речь
  • обучать грамоте (знакомство с буквами, умение составлять слово, предложение)
  • формировать ручную умелость (работа с ножницами, красками, тестом, конструирование)

Развитие связной речи является наиболее важной и сложной задачей речевого развития дошкольников. Связное высказывание показывает, насколько ребёнок овладел богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно отражает уровень умственного развития ребёнка. Чтобы связно рассказать о чём-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать различные отношения (причинно-следственные, временные) между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо уметь подбирать наиболее подходящие слова для выражения мысли, уметь строить простые и сложные предложения, использовать разнообразные средства для связей не только предложений, но и частей высказывания. Одним из эффективных средств развития связной речи является, на мой взгляд, книгоиздательство.

Возраст от 2 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. Главным средством установления контактов с окружающими, выражения мыслей, переживаний становится язык. Чтение книг, рассматривание картин, предметов, наблюдения за объектами природы с помощью взрослых значительно обогащают содержание речи и способствуют освоению сложных речевых форм. У ребёнка в этом возрасте возникает потребность поделиться своими впечатлениями, пересказать понравившуюся сказку, рассказать о своём любимом животном, о каком-то событии, произошедшем в саду или дома. Все эти рассказы могут “превратиться” в красочные, привлекательные книжки.

Очень любят дети рассматривать принесённые из дома альбомы с фотографиями родителей, близких людей и свои. Обязательно при этом ребёнок что-то рассказывает о себе, о маме и т. д. Если помочь ребёнку записать эти высказывания и поместить рядом с фотографией – получится замечательная книга “О себе и о семье”. Ребёнок сможет даже “прочитать” её другим детям.

Чаще всего ребёнок с удовольствием начинает рассказывать, видя, что взрослый записывает его речь. Детей радует то, что книжку можно прижать к груди, показать маме, прочитать много раз.

Ребёнок, хотя ещё мал, но принимает активное участие и в оформлении книжки. Он с удовольствием раскрасит рисунок или буквы на обложке, поможет наклеить картинку.

Вот примерная тематика книг в младшей группе:

“Моя семья”, “Моя любимая игрушка”, “Мой котик (зайчик, собачка, хомячок)”,

Пересказ сказок “Репка”, “Теремок” и др. Можно предложить серии картинок из сказок, которые ребёнок наклеивает, а потом, с помощью взрослого, “читает” книжку.

Рассказы по картинам (напр., “Девочка кормит цыплят”, “Купание куклы”). Повествования могут составляться коллективно, несколькими детьми.

На пятом году жизни значительно увеличиваются познавательные и речевые возможности детей. Возрастающая произвольность, целенаправленность психических процессов, рост познавательных интересов и самостоятельности создают благоприятные условия для обогащения опыта детей. В отличие от младших дошкольников, дети средней группы более любознательны, самостоятельны и активны в освоении окружающей действительности. Они высказывают свои суждения, пытаясь объяснить интересующие их явления.

Книги, изданные детьми среднего возраста, становятся более сложными по содержанию и внешнему оформлению.

Дети пересказывают знакомые рассказы и сказки, учатся составлять рассказы творческого характера (по аналогии, придумывание конца к рассказу и др.), составляют рассказы по сюжетным картинам и описательные рассказы об игрушках.

Ребёнок не только диктует рассказ, но и принимает самое активное участие в оформлении книги: рисует или раскрашивает обложку, вырезает, наклеивает картинки и, так как в этом возрасте появляется интерес к письму, может написать (срисовать) название книги, имя автора (т.е. своё имя).

Ребёнок может и совершенно самостоятельно изготовить простейшую книжку-малышку, написав текст буквоподобными каракулями, а потом “прочитать” её другим детям или куклам.

Вот примерная тематика книг, изданных детьми средней группы:

  • “Летние путешествия”,
  • “Что нам осень подарила”. - Овощи. Фрукты. Колосок. Листопад.
  • “Лесные жители” - Медведь. Ёж. Белка. Заяц.
  • “Мы поедем, мы помчимся” - Грузовик. Папина машина. Поезд. Самолёт.
  • “Зимние забавы”, “Моя счастливая семья”, “Аквапарк”, “Сказки” и др.

Дети старшего дошкольного возраста уже самостоятельно создают разные виды книг, опираясь на схемы изготовления, образцы, используя заготовки, сделанные собственноручно или вместе с воспитателем в центре искусства. Здесь уже в полной мере проявляется творчество ребёнка, как в оформлении, так и содержании книг.

 

Тематика книг становится очень разнообразной.

Тема Материалы для изготовления книги Задачи развития связной речи Связь с другими видами деятельности
Изодеятельность Грамота
Мой летний день Обложки для авторских книг в форме деревьев, домиков, поезда, машин; степлер, дырокол, ленточки Развивать умение составлять рассказ из личного опыта, упражнять в подборе прилагательных и слов - синонимов Создание иллюстраций. Закреплять умение писать своё имя
Золотая осень Обложки, приготовленные в центре искусства. Рисунки, журналы, старые книги, ножницы, клей Развивать умение составлять небольшие рассказы по картине или серии картинок. Вводить в словарь детей прилагательные (таблица “Какая осень”) Вырезание разных видов деревьев; изготовление обложек Составление таблиц “Осенняя азбука”, “Какая осень”, рисование букв по шаблонам и трафаретам (название книги)
Животные нашего леса Обложки в форме животных, схемы изготовления простейших книг, цв. бумага, картинки для вырезания, ножницы, клей Развивать умение составлять описательный рассказ о животном, опираясь на схему рассказывания, использовать в речи распространённые предложения Оформление обложек разными материалами (нитками, ватой и др.), рисование животных с использованием шаблонов. Запись слов по теме. Составление таблицы “Лесная азбука”, подбор и запись слов - прилагательных
Птицы Обложки в форме птиц (Сова, утка и др), шаблоны, ножницы, степлер Развивать умение связно, последовательно пересказывать небольшие рассказы о птицах. Ввести в словарь детей понятия: зимующие, перелётные Рисование иллюстраций, аппликации. Подбор и вырезание букв из газет и журналов, составление из них слов – названий птиц
Почта Заготовки для изготовления тоннельных книг, бумага, конверты, почтовый ящик Учить составлять небольшие рассказы в виде письма другу. Развивать способность составлять рассказ по открытке, придумывать события, предшествующие изображённым. Изготовление барельефов из солёного теста для тоннельных книг, раскрашивание их. Подбор и запись слов по теме с заданным звуком (в тоннельную книгу). Нахождение места звука в слове.
Дом, в котором я живу Обложки в форме домов, старые журналы, ножницы, клей Развивать умение составлять рассказ по сюжетной картине, придумывать завершающие события, подбирать слова, характеризующие действия персонажей, изображённых на картине. Рисование различных видов домов, аппликации Вырезание и украшение букв для названия книги
Зимняя сказка “Книга желаний” – книжка - гармошка Формировать умение составлять рассказы творческого характера на заданную тему (“Если бы…”) Украшение “Книги желаний” различными материалами, Изготовление букв из солёного теста, составление из них слов
Наша Армия Заготовка для книжки - коробки Развивать умение связно, последовательно пересказывать небольшое литературное произведение, давать свою оценку событиям (напр., рассказы из кн. Никольского “Солдатская школа”) Изготовление коробки с объёмной аппликацией. Рисование иллюстраций к выбранному рассказу. Вырезание и украшение букв для названия книги
“Мамочка милая, мама моя” Схемы изготовления книг, обложки разных форм, открытки с изображением цветов, портреты мам Развивать умение составлять рассказ, опираясь на схему, использовать в речи распространённые и сложные предложения. Украшение обложек разными способами (рисование, аппликация, тесто, нитки, ткани, бусины). Рисование портретов мам. Подбор и запись слов - прилагательных
Мойдодыр Схемы изготовления различных видов книг, бумага, картон, ножницы, клей, степлер, дырокол, тесьма Учить пересказывать текст от другого лица (Крокодила, Мойдодыра, мочалки и т. п.) Рисунки и аппликации по теме. Оформление обложек способом разбрызгивания. Составление предложений из определённого количества слов и запись их в книжки - колёса
Сказки Обложки, иллюстрации, изготовленные в центре искусства. Учить самостоятельно выбирать тему для сказки, придумывать соответствующее содержание, опираясь на схему, передавать специфику жанра. Конструирование обложек, оформление их различными художественными способами (ниткография, рисование по мокрому, узоры из скрученной бумаги) Запись сказки словами и рисунками - знаками

Работа по развитию речи средствами книгоиздательства продолжается и в других центрах активности: например, в центре кулинарии дети создают книги рецептов, придумывая названия блюд и проговаривая все этапы их приготовления; в центре сюжетно-ролевой игры – делают и читают книжки куклам; в центре науки – записывают результаты своих опытов.

Успешно справиться с изготовлением книги может помочь и презентация, которую дети могут использовать либо самостоятельно (если хотя бы один из детей, выбравших этот вид деятельности, хорошо читает), либо с помощью любого взрослого, находящегося в группе (воспитатель, помощник воспитателя, родитель или гость).

Наблюдая за детьми своей группы, я замечаю, что у детей появляется интерес к творческой речевой деятельности. Дети с удовольствием рассказывают, фантазируют, делают своими руками красивые и содержательные книги. Они успешно овладевают литературными нормами и правилами родного языка, свободно пользуются лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей.