С раннего детства дети интересуются книгами: сначала рассматривают картинки, потом узнают и называют предметы, нарисованные там, с интересом слушают, как читает мама, потом начинают интересоваться буквами, у них возникает желание тоже научиться читать. А стать писателями, сделать свою собственную книжку и прочитать её другим – это ещё интереснее. Так, заинтересовав детей книгоиздательством, можно решать сразу несколько задач:
- развивать связную речь
- обучать грамоте (знакомство с буквами, умение составлять слово, предложение)
- формировать ручную умелость (работа с ножницами, красками, тестом, конструирование)
Развитие связной речи является наиболее важной и сложной задачей речевого развития дошкольников. Связное высказывание показывает, насколько ребёнок овладел богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно отражает уровень умственного развития ребёнка. Чтобы связно рассказать о чём-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать различные отношения (причинно-следственные, временные) между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо уметь подбирать наиболее подходящие слова для выражения мысли, уметь строить простые и сложные предложения, использовать разнообразные средства для связей не только предложений, но и частей высказывания. Одним из эффективных средств развития связной речи является, на мой взгляд, книгоиздательство.
Возраст от 2 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. Главным средством установления контактов с окружающими, выражения мыслей, переживаний становится язык. Чтение книг, рассматривание картин, предметов, наблюдения за объектами природы с помощью взрослых значительно обогащают содержание речи и способствуют освоению сложных речевых форм. У ребёнка в этом возрасте возникает потребность поделиться своими впечатлениями, пересказать понравившуюся сказку, рассказать о своём любимом животном, о каком-то событии, произошедшем в саду или дома. Все эти рассказы могут “превратиться” в красочные, привлекательные книжки.
Очень любят дети рассматривать принесённые из дома альбомы с фотографиями родителей, близких людей и свои. Обязательно при этом ребёнок что-то рассказывает о себе, о маме и т. д. Если помочь ребёнку записать эти высказывания и поместить рядом с фотографией – получится замечательная книга “О себе и о семье”. Ребёнок сможет даже “прочитать” её другим детям.
Чаще всего ребёнок с удовольствием начинает рассказывать, видя, что взрослый записывает его речь. Детей радует то, что книжку можно прижать к груди, показать маме, прочитать много раз.
Ребёнок, хотя ещё мал, но принимает активное участие и в оформлении книжки. Он с удовольствием раскрасит рисунок или буквы на обложке, поможет наклеить картинку.
Вот примерная тематика книг в младшей группе:
“Моя семья”, “Моя любимая игрушка”, “Мой котик (зайчик, собачка, хомячок)”,
Пересказ сказок “Репка”, “Теремок” и др. Можно предложить серии картинок из сказок, которые ребёнок наклеивает, а потом, с помощью взрослого, “читает” книжку.
Рассказы по картинам (напр., “Девочка кормит цыплят”, “Купание куклы”). Повествования могут составляться коллективно, несколькими детьми.
На пятом году жизни значительно увеличиваются познавательные и речевые возможности детей. Возрастающая произвольность, целенаправленность психических процессов, рост познавательных интересов и самостоятельности создают благоприятные условия для обогащения опыта детей. В отличие от младших дошкольников, дети средней группы более любознательны, самостоятельны и активны в освоении окружающей действительности. Они высказывают свои суждения, пытаясь объяснить интересующие их явления.
Книги, изданные детьми среднего возраста, становятся более сложными по содержанию и внешнему оформлению.
Дети пересказывают знакомые рассказы и сказки, учатся составлять рассказы творческого характера (по аналогии, придумывание конца к рассказу и др.), составляют рассказы по сюжетным картинам и описательные рассказы об игрушках.
Ребёнок не только диктует рассказ, но и принимает самое активное участие в оформлении книги: рисует или раскрашивает обложку, вырезает, наклеивает картинки и, так как в этом возрасте появляется интерес к письму, может написать (срисовать) название книги, имя автора (т.е. своё имя).
Ребёнок может и совершенно самостоятельно изготовить простейшую книжку-малышку, написав текст буквоподобными каракулями, а потом “прочитать” её другим детям или куклам.
Вот примерная тематика книг, изданных детьми средней группы:
- “Летние путешествия”,
- “Что нам осень подарила”. - Овощи. Фрукты. Колосок. Листопад.
- “Лесные жители” - Медведь. Ёж. Белка. Заяц.
- “Мы поедем, мы помчимся” - Грузовик. Папина машина. Поезд. Самолёт.
- “Зимние забавы”, “Моя счастливая семья”, “Аквапарк”, “Сказки” и др.
Дети старшего дошкольного возраста уже самостоятельно создают разные виды книг, опираясь на схемы изготовления, образцы, используя заготовки, сделанные собственноручно или вместе с воспитателем в центре искусства. Здесь уже в полной мере проявляется творчество ребёнка, как в оформлении, так и содержании книг.
Тематика книг становится очень разнообразной.
Тема | Материалы для изготовления книги | Задачи развития связной речи | Связь с другими видами деятельности | |
Изодеятельность | Грамота | |||
Мой летний день | Обложки для авторских книг в форме деревьев, домиков, поезда, машин; степлер, дырокол, ленточки | Развивать умение составлять рассказ из личного опыта, упражнять в подборе прилагательных и слов - синонимов | Создание иллюстраций. | Закреплять умение писать своё имя |
Золотая осень | Обложки, приготовленные в центре искусства. Рисунки, журналы, старые книги, ножницы, клей | Развивать умение составлять небольшие рассказы по картине или серии картинок. Вводить в словарь детей прилагательные (таблица “Какая осень”) | Вырезание разных видов деревьев; изготовление обложек | Составление таблиц “Осенняя азбука”, “Какая осень”, рисование букв по шаблонам и трафаретам (название книги) |
Животные нашего леса | Обложки в форме животных, схемы изготовления простейших книг, цв. бумага, картинки для вырезания, ножницы, клей | Развивать умение составлять описательный рассказ о животном, опираясь на схему рассказывания, использовать в речи распространённые предложения | Оформление обложек разными материалами (нитками, ватой и др.), рисование животных с использованием шаблонов. | Запись слов по теме. Составление таблицы “Лесная азбука”, подбор и запись слов - прилагательных |
Птицы | Обложки в форме птиц (Сова, утка и др), шаблоны, ножницы, степлер | Развивать умение связно, последовательно пересказывать небольшие рассказы о птицах. Ввести в словарь детей понятия: зимующие, перелётные | Рисование иллюстраций, аппликации. | Подбор и вырезание букв из газет и журналов, составление из них слов – названий птиц |
Почта | Заготовки для изготовления тоннельных книг, бумага, конверты, почтовый ящик | Учить составлять небольшие рассказы в виде письма другу. Развивать способность составлять рассказ по открытке, придумывать события, предшествующие изображённым. | Изготовление барельефов из солёного теста для тоннельных книг, раскрашивание их. | Подбор и запись слов по теме с заданным звуком (в тоннельную книгу). Нахождение места звука в слове. |
Дом, в котором я живу | Обложки в форме домов, старые журналы, ножницы, клей | Развивать умение составлять рассказ по сюжетной картине, придумывать завершающие события, подбирать слова, характеризующие действия персонажей, изображённых на картине. | Рисование различных видов домов, аппликации | Вырезание и украшение букв для названия книги |
Зимняя сказка | “Книга желаний” – книжка - гармошка | Формировать умение составлять рассказы творческого характера на заданную тему (“Если бы…”) | Украшение “Книги желаний” различными материалами, | Изготовление букв из солёного теста, составление из них слов |
Наша Армия | Заготовка для книжки - коробки | Развивать умение связно, последовательно пересказывать небольшое литературное произведение, давать свою оценку событиям (напр., рассказы из кн. Никольского “Солдатская школа”) | Изготовление коробки с объёмной аппликацией. Рисование иллюстраций к выбранному рассказу. | Вырезание и украшение букв для названия книги |
“Мамочка милая, мама моя” | Схемы изготовления книг, обложки разных форм, открытки с изображением цветов, портреты мам | Развивать умение составлять рассказ, опираясь на схему, использовать в речи распространённые и сложные предложения. | Украшение обложек разными способами (рисование, аппликация, тесто, нитки, ткани, бусины). Рисование портретов мам. | Подбор и запись слов - прилагательных |
Мойдодыр | Схемы изготовления различных видов книг, бумага, картон, ножницы, клей, степлер, дырокол, тесьма | Учить пересказывать текст от другого лица (Крокодила, Мойдодыра, мочалки и т. п.) | Рисунки и аппликации по теме. Оформление обложек способом разбрызгивания. | Составление предложений из определённого количества слов и запись их в книжки - колёса |
Сказки | Обложки, иллюстрации, изготовленные в центре искусства. | Учить самостоятельно выбирать тему для сказки, придумывать соответствующее содержание, опираясь на схему, передавать специфику жанра. | Конструирование обложек, оформление их различными художественными способами (ниткография, рисование по мокрому, узоры из скрученной бумаги) | Запись сказки словами и рисунками - знаками |
Работа по развитию речи средствами книгоиздательства продолжается и в других центрах активности: например, в центре кулинарии дети создают книги рецептов, придумывая названия блюд и проговаривая все этапы их приготовления; в центре сюжетно-ролевой игры – делают и читают книжки куклам; в центре науки – записывают результаты своих опытов.
Успешно справиться с изготовлением книги может помочь и презентация, которую дети могут использовать либо самостоятельно (если хотя бы один из детей, выбравших этот вид деятельности, хорошо читает), либо с помощью любого взрослого, находящегося в группе (воспитатель, помощник воспитателя, родитель или гость).
Наблюдая за детьми своей группы, я замечаю, что у детей появляется интерес к творческой речевой деятельности. Дети с удовольствием рассказывают, фантазируют, делают своими руками красивые и содержательные книги. Они успешно овладевают литературными нормами и правилами родного языка, свободно пользуются лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей.