Методика использования интерактивных технологий предполагает:
- совершенствование системы управления обучениям на различных этапах урока;
- усиление мотивации учения;
- улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся;
- повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий;
- демонстрацию возможностей компьютера не только как средство для игры.
Использование мультимедийных технологий можно рассматривать как объяснительно-иллюстрационный метод обучения – успешное восприятие учебного материала усиливается при подключении зрительной памяти. Недаром еще К. Д. Ушинский заметил, что “детская природа требует наглядности” [8].
Известно, что большинство людей запоминают 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40 – 50%. При использовании мультимедийных технологий экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются значительно дольше [8].
Учеников привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создается обстановка реального общения. Дети учатся самостоятельно работать с источниками информации по предмету. У учеников появляется готовность и желание выполнять дополнительные задания, чтобы получить более высокий результат. При выполнении практических действий проявляется самоконтроль.
При использовании мультимедийных презентаций происходят изменения как в деятельности учителя, так и в деятельности ученика:
Учитель:
- Расширяет возможности применения интерактивных форм работы.
- Совершенствует подбор материала и его методическую обработку.
- Структурирует урок в соответствии с внутренней логикой построения.
Ученик:
- Увеличивает время самостоятельной работы на уроке.
- Активизирует работу, даже при очень низком уровне своей индивидуальной готовности.
- Может видеть, слышать и анализировать изучаемый материал.
В последнее время в школе активно используются различные программные средства, разработанные для уроков математики. Например, на уроках геометрии активно используется программа "Живая Геометрия", позволяющая легко создавать “живые” интерактивные чертежи. Использование этого инструмента и созданных с его помощью “живых” чертежей позволяет внести в изучение геометрии элементы настоящего научного исследования, дает возможность учащимся самим находить различные закономерности и лишь потом переходить к их доказательству [7].
Увеличивается количество программ, где ученикам предоставляется среда, в которой можно выполнять любые аналоги построений с помощью циркуля и линейки. Это прекрасные технические инструменты, приходящие на смену карандашу, линейке, циркулю, резинке. Быстро, аккуратно, точно, красочно можно выполнить практически любые геометрические построения и операции, ввести привычные обозначения, автоматически измерить длины и т. д.
Эти программы могут: строить аккуратные чертежи; трансформировать уже готовый чертёж, двигая одну из точек или прямых (построение при этом сохраняется). В ряде программ предусмотрена анимация.
Возможность трансформации чертежа интересна тем, что:
- не надо задумываться о положении базовых точек (при построении на бумаге может оказаться, что в одном месте чертежа точек много, а в другом мало, приходится перерисовывать);
- появляется возможность легко проверить построение;
- можно организовать самостоятельную поисковую деятельность.
Например, построив треугольник и проведя медианы, можно осуществлять различные изменения формы треугольника и замечать, что медианы треугольника пересекаются в одной точке, или, проводя соответствующие измерения, выяснить, в каком отношении делятся медианы их точкой пересечения [6].
Для того чтобы эффективно проводить занятия с использованием интерактивной доски можно использовать следующий алгоритм, следуя которому преподаватель может успешно подготовиться к занятию с использованием интерактивной доски.
Определить тему, цель и тип занятия;
Составить временную структуру урока, в соответствии с главной целью наметить задачи и необходимые этапы для их достижения.
Продумать этапы, на которых необходимы инструменты интерактивной доски;
Из резервов компьютерного обеспечения отбираются наиболее эффективные средства.
Рассматривается целесообразность их применения в сравнении с традиционными средствами.
Отобранные материалы оцениваются во времени: их продолжительность не должна превышать санитарных норм; рекомендуется просмотреть и прохронометрировать все материалы, учесть интерактивный характер материала.
Составляется временная развертка (поминутный план) урока.
При недостатке компьютерного иллюстрированного или программного материала проводится поиск в библиотеке или Интернете или составляется авторская программа.
Из найденного материала собирается презентационная программа. Для этого пишется ее сценарий.
Заранее подготовить учащихся к восприятию занятия с использованием интерактивной доски.
При создании занятия с использованием интерактивной доски необходимо пользоваться определенными критериями отбора информации:
Содержание, глубина и объем научной информации должны соответствовать познавательным возможностям и уровню работоспособности учащихся, учитывать их интеллектуальную подготовку и возрастные особенности.
При отборе материала для зрительного ряда описания модели избегать дальних планов и мелких деталей.
Зрительный ряд и дикторский тест должны быть связаны между собой, создавать единый поток информации и подавать ее в понятной учащимся логической последовательности, порционно шаговым методом в доступном учащимся темпе.
Выделять в текстах наиболее важные части, используя полужирное и курсивное начертание знаков.
Применение интерактивных технологий на уроках геометрии дает возможность учителю сократить время на изучение материала за счет наглядности, способствует повышению качества знаний, расширяет горизонты школьной геометрии. Кроме того, компьютер потенциально готовит учащихся к жизни в современных условиях, к анализу большого потока информации и принятию решений.
Вывод. Использование интерактивных технологий на уроках геометрии позволяет:
- сделать урок более интересным, наглядным;
- вовлечь учащихся в активную познавательную и исследовательскую деятельность;
- стремиться реализовывать себя, проявлять свои возможности.
Сегодня использование интерактивных технологий на уроке становится делом привычным. Формы и методы уроков будут совершенствоваться и изменяться. Разработка новых программных продуктов внесёт свои положительные коррективы в образовательный процесс. Учителю предстоит всё это освоить, изучить и внедрить в школьное образование.
Цель работы: Проанализировать возможности интерактивных технологий в школе и разработать методическое обеспечение темы “Треугольники” с использованием интерактивной доски.
Задачи:
- Определить возможности интерактивных технологий.
- Выявить достоинства и недостатки использования интерактивных технологий в школе.
- Разработать методическое обеспечение.
Методические разработки уроков по теме “Треугольники”
Обобщающие уроки по теме “Треугольники”.
Тема урока: Треугольники.
Тип урока: урок-повторение.
Время: 2 часа.
Цели урока: закрепить, обобщить, систематизировать, оценить знания по данной теме.
Методы: объяснительно-иллюстративный.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Ученик должен знать: определение треугольника; признаки равенства треугольников; определения медианы, биссектрисы и высоты треугольника; определение и свойства равнобедренного треугольника; определение окружности.
Ученик должен уметь: использовать признаки равенства треугольников для доказательства равенства треугольников и равенства соответственных элементов; находить соответственные элементы равных треугольников; использовать свойства медианы, биссектрисы и высоты треугольника; использовать свойства равнобедренного треугольника; изображать окружность с заданным радиусом; читать чертежи, сопровождающие текст задачи; выполнять чертеж по условию задачи; выполнять основные построения циркулем и линейкой.
Структура урока 1:
- Организационный момент (1 мин.)
- Кроссворд (5 мин.)
- Устное решение задач (17 мин.)
- Работа у доски (20 мин.)
- Подведение итогов (2 мин.)
Ход урока 1
1. Организационный момент.
Формулируется тема урока, цели урока. Класс настраивается на работу и получение хороших оценок.
Слайд 1. Титульный лист, на котором указывается тема.
2. Кроссворд.
Слайд 2. Учащимся предлагается разгадать кроссворд (см. приложение 1).
Дети вместе отвечают на вопросы кроссворда. Один из учеников записывает ответы на доске.
3. Устное решение задач
Слайды 3–5. Нахождение углов треугольника.
Для выполнения задания учащимся необходимо вспомнить определение прямоугольного и равнобедренного треугольника, теорему о сумме углов треугольника, понятие косинуса, теорему Пифагора.
Ребята поднимают руки и рассказывают с места решение данных задач.
Слайд 6. Задача.
Для выполнения задания учащимся необходимо вспомнить теорему Пифагора и свойства описанной окружности.
Ребята поднимают руки и с места рассказывают решение задачи.
Слайды 7, 8. Задачи.
Вместе обсуждаем решения. После этого каждый у себя в тетради фиксирует решение, затем сравниваем ответы.
Слайды 9–11. Нахождение углов треугольника.
Для выполнения задания учащимся необходимо вспомнить определения смежных и вертикальных углов, теорему о сумме углов треугольника, определение и признаки параллельности двух прямых.
Ребята поднимают руки и с места, используя готовый чертёж, рассказывает ход решения задачи, остальные записывают у себя в тетрадях.
4. Работа у доски.
Слайды 12–15. Решить задачи.
К доске вызывается ученик, все данные, чертёж и решение записывается на интерактивной доске, остальные решают у себя в тетрадях.
Слайд 16. Найти пары равных треугольников и доказать их равенство.
Для выполнения задания учащимся необходимо вспомнить признаки равенства треугольников.
Ребята поднимают руки и с места доказывают равенство данных треугольников.
5. Подведение итогов.
Постановка домашнего задания.
Структура урока 2:
- Организационный момент (1 мин.)
- Тестирование (7 мин.)
- Устное решение задач (10 мин.)
- Работа у доски (15 мин.)
- Групповая работа (10 мин.)
- Подведение итогов (2 мин.)
Ход урока 2
1. Организационный момент.
Формулируется тема урока, цели урока. Класс настраивается на работу и получение хороших оценок.
2. Тестирование.
Слайд 17. Тест.
Тестирование позволяет за короткое время проверить глубину знаний учащихся, выставить оценки, проанализировать ошибки. Ребятам раздаются вопросы (см. приложение 2). Отвечать на вопросы нужно "да" или "нет". Ребята сдают работы и все вместе проверяем ответы.
3. Устное решение задач
Слайд 18. Задачи на нахождение площади треугольника.
Для выполнения задания учащимся необходимо вспомнить формулы нахождения площади треугольника, свойства прямоугольного треугольника.
Ребята поднимают руки и рассказывают с места решение данных задач.
Дополнительные вопросы:
- Как называются данные треугольники?
- Против какого угла лежит большая сторона?
Слайды 19, 20. Задачи.
Вместе обсуждаем решения. После этого каждый у себя в тетради фиксирует решение, затем сравниваем ответы.
Слайды 21–23. Нахождение углов треугольника.
Для выполнения задания учащимся необходимо вспомнить определения смежных и вертикальных углов, теорему о сумме углов треугольника, определение и признаки параллельности двух прямых.
Ребята поднимают руки и с места, используя готовый чертёж, рассказывает ход решения задачи, остальные записывают у себя в тетрадях.
4. Работа у доски.
Слайды 24–26. Решить задачи.
К доске вызывается ученик, все данные, чертёж и решение записывается на интерактивной доске, остальные решают у себя в тетрадях.
5. Групповая работа.
Работают в группе по 4 человека. Разбирают задачи (см. приложение 3). Каждый берёт на себя по одной задаче на объяснение. Учитель по выбору может спросить любого из группы. Остальные внимательно слушают, дополняют, исправляют.
6. Подведение итогов.
Постановка домашнего задания. Учащимся сообщают результаты их работы, поощряют лучшие ответы. Урок считается успешным, если оставляет у учащихся чувство удовлетворения собой, если их знания становятся систематизированными, а действия осознанными.
Данные обобщающие уроки рекомендуется проводить в 9 классах.
Рисунки к уроку.
Список использованных источников
- Геометрия: учебник для 7–9 класса средней школы / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев, Э.Г. Позняк, И.И. Юдина, – М.: Просвещение, 1990 г.
- Погорелов А.В. Геометрия: учебник для 7–11 класса общеобразовательных учреждений. – 8-е издание – М.: Просвещение, 1998г.
- Киселёв А.П. Геометрия: учебник – задачник для 7–9 класса / А.П. Киселёв, Н.А. Рыбкин, – М. изд-во "Дрофа", 1995 г.
- Методика и технология обучения математике. Курс лекций / Н. Л. Стефанова, Н. С. Подходова, В. В. Орлов, В. П. Радченко, В. В. Крылов, В. Е. Ярмолюк, В. И. Снегурова, И. А. Иванов, – М.: Дрофа, 2005.
- Крымова Л. Н. Интерактивная доска на уроках математики // Математика в школе. – 2008. – № 10. – С. 31–33.
- Глизбург В. И. Информационные технологии при освоении топологических и дифференцировано-геометрических знаний в условиях непрерывного математического образования // Информатика и образование. – 2009. – №2. – С. 122–124.
- Муранов А. А., Федорова Ю. В. От доски меловой к доске интерактивной // Информатика и образование. – 2010. – № 9. – С. 66–72.
- Зилинских А. В. Использование мультимедиа в школе // Информатика и образование. – 2011. – № 1.