Цели урока:
Обучающие:
- формировать знания о важности воды для всего живого на Земле, о бережном её использовании;
- формировать знания об основных свойствах воды в процессе опытов и практической работы;
- формировать практические умения работать с лабораторным оборудованием, ставить опыты, вести наблюдения, делать выводы по результатам наблюдений, анализировать и обобщать;
- Учить работать с гипотезой (предположение через деятельный метод и практический подход).
- создать условия для личностного развития ученика;
- активизации самостоятельной деятельности и работы в группе;
- развития способности к конструктивному творчеству, наблюдательности, умению сравнивать и делать выводы;
Воспитательные:
- создать условия для воспитания бережного отношения к окружающей среде, хозяйственного подхода к использованию природных богатств;
- создать условия для воспитания коммуникативной культуры, умения работать в группах, выслушивать и уважать мнение других, ответственности за результаты своего труда; чувства взаимопомощи, поддержки.
Исходя из целей урока, была организована частая смена видов деятельности, что позволили сделать урок динамичным, оптимальным по темпу и создать условия для активной работы детей, активизировать их познавательную деятельность.
Тип урока: урок-исследование объекта и понятия.
Основной метод обучения: исследование - целенаправленное наблюдение за объектом (водой) для обнаружения доказательств истинности или ложности намеченной гипотезы.
Основной структурный элемент: постановка проблемы (значение воды в жизни человека, какими свойствами обладает “вода”?) и поиск путей её решения.
Дополнительные структурные элементы: выдвижение гипотез, их проверка (проведение экспериментов), анализ выдвинутых доказательств, наблюдение.
Ожидаемые предметные результаты
Учащиеся научатся:
- определять с помощью наблюдений и опытов свойства воды,
- знать значение воды для живого, физические свойства воды, необходимость бережного использования воды;
- уметь анализировать, обобщать, классифицировать, сравнивать изучаемый объект - воду, называя ее существенные признаки;
- экспериментировать, выполнять простые опыты по определению физических свойств воды.
В рамках данного урока, на различных его этапах формировались и метапредметные универсальные учебные действия.
Так личностные УУД формируются во время организационного момента, при постановке проблемы. Морально-этическая ориентация осуществляется в рамках всей исследовательской работы, особенно при затрагивании вопросов экологических проблем. Радует то, что дети способны сами оценить свои знания.
Познавательные УУД формируются в исследовательской работе при добывании новых знаний (работа с новой информацией (видеофрагменты), дополнительной литературой – толковые словари); при постановке проблемы (сосуд с прозрачной жидкостью), проведении опытов (определение физических свойств воды), подведении итогов исследования.
Регулятивные УУД формировались на
этапах фиксирования затруднения в пробном
действии, при построении проекта выхода из
затруднения:
ставили
перед собой задачу и сохраняли её до конца
учебных действий;
Коммуникативные УУД - речевая деятельность, навыки сотрудничества. Эти УУД формировались в процессе всего урока, на всех его этапах. Особенно эффективно развиваются навыки сотрудничества при работе в группах. Здесь ребята учатся формулировать собственное мнение и позицию, совместно договариваться, приходить на помощь друг другу.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности (слайд 2)
- Девиз урока: “Знаешь – говори, не знаешь – слушай!”
- Как понимаете эти слова?
- А слушать кого? А я зачем нужна? (помогать)
- Чему будет посвящен наш урок? (Открытию новых знаний)
- Какие мы делаем шаги, когда открываем новые знания? Что я не знаю?
Буду стараться узнать новое.
- Сегодня на уроке вас ждет множество открытий.
2. Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном действии.
- Сейчас покажу вам фрагмент из фильма, после просмотра вы должны ответить:
Без чего невозможна жизнь на Земле? Внимание на экран (Видеофрагмент “Вода”) (слайд 3)
- Почему?
- Исходя из этого, сформулируйте тему сегодняшнего урока.
(Варианты ответов детей. Удивительные превращения воды) (слайд 4)
- Вы все знаете о воде?
- Тогда какие цели поставим перед собой? (слайд 5)
(Узнать все о воде. Научиться бережно к ней относиться.)
- Что бы вы хотели узнать? Ответы детей
- Для чего нам нужно это знать? (Вода важна в жизни человека!)
- А что вы о ней знаете? Ответы детей
- Оцените свои знания, только честно. (Капельки: зелёные - знаю все, желтые - знаю, но не все, красные - ничего не знаю)
- Сегодня наш класс превратится в научную лабораторию. Кто знает, что такое лаборатория? (Место, в котором проводятся научные опыты.) (слайд 6)
- Как проверить, правы ли мы? (Сравнение с толковым словарем.)
- Эти капельки воды помогут вам узнать, кем вы будете на уроке? (слайд 7)
Составьте слово. (Исследователи. Прочитать хором. Обратить внимание на орфографию).
- Кто такой исследователь? (Человек, который изучает разные предметы и вещества.)
- Проверим, правы ли мы? Толковый словарь.
- Чтобы начать исследование, необходимо составить план исследования (слайд 8)
- На какой вопрос должны ответить в первую очередь?
1. Что такое вода? НА ДОСКЕ
2. Свойства воды.
3. Бережное отношение к воде.
3. Выявление места и причины затруднения. Постановка проблемы.
- Итак, что такое вода? (жидкость).
- Как в любую научную лабораторию, к нам на экспертизу отдают различные вещества. Вот и сейчас в нашу лабораторию поступило вот это вещество. (Показываю сосуд с прозрачной жидкостью.)
- Как вы думаете, что это? (Ответы детей)
- Похоже на воду. Можно ли точно сейчас сказать, что это вещество – вода? (Нет! Да! – ПОЧЕМУ?)
- А кто-нибудь из вас встречал в жизни вещества, похожие на воду? (Сравнение с перекисью, спиртом и т.д.)
- Как можно отличить одно вещество от другого? С помощью чего? Органы чувств, вкус запах.
- Эти особенности веществ называют свойствами. Карточка на доску.
- Что будет предметом нашего исследования? (Жидкость в сосуде.)
- Какую цель поставим перед собой? (Узнать, что находится в сосуде.)
- К концу урока мы должны узнать: “Является ли жидкость в сосуде – водой?” НА ДОСКЕ
ФИЗМИНУТКА (слайд 9)
Очень всем нужна вода, делай раз и делай два.
Звери из ручья попили, влево, вправо поклонились.
Вместе на носочки встали, тучку лапками достали,
Дождик вдруг полил с утра, за работу нам пора.
4. Построение проекта выхода из затруднения. Открытие новых знаний (слайд 10)
- Наметим план наших действий.
- Как же мы будем исследовать воду?
1. Сами проведем опыты и понаблюдаем за веществом.
2. Сделаем выводы.
5. Реализация проекта.
- Итак, переходим к следующему пункту плана – свойства воды.
- Настоящие исследователи часто работают с неизвестными веществами, и для безопасности соблюдают определенные правила, которые и мы должны знать. Сейчас вы с ними познакомитесь.
- После просмотра вы должны ответить:
Какое правило самое важное?
Внимание на экран (Видеофрагмент “Безопасность”) (слайд 11)
Ответы детей
- Какой вывод сделаем – ВСЕ!
(слайд 12)
- Использовать для опытов мы будем только известные вещества, поэтому перчатки нам не понадобятся, а вот аккуратность при проведении опытов не помешает.
- Все результаты опытов вы будете записывать в “Лист исследований”
Работа в парах.
- Перед вами 2 стакана. Что в них видите? (жидкости).
(На столах 2 стакана с кофе и водой, 2 монеты.)
- В первом стакане – вода.
- Возьмите монетки, и положите по монетке в каждый стакан. Что заметили? 1 –видим, 2 – не видим
- О чем это говорит? Вода – прозрачная.
- Сделайте отметку в “Листе исследований”
- Можно ли каким-то способом, не видя содержимого стаканов, узнать о том, что в них находится? (Понюхать).
- Сейчас мы будем узнавать вещество по запаху. Вспомните правила безопасности при определении запаха. Как нужно нюхать неизвестные вещества? (3 стакана обернуть бумагой: кофе сок вода)
- Приглашаю к демонстрационному столу группу экспертов. Глаза мы завяжем.
Я буду подносить вам для определения запаха разные вещества, а вы постарайтесь их узнать. (Узнают кофе, сок.)
- Какое чувство помогло вам? (Обоняние)
- Почему было трудно определить третье вещество? (Нет запаха)
- Давайте посмотрим, какое вещество не имеет запаха? вода
- Какой сделаем вывод? Отметьте это свойство в “Листе исследований”.
- Как можно еще отличить вещества друг от друга? По вкусу
- Приглашаю следующую группу экспертов. Вам предстоит определить вещество в каждом стакане, попробовав их.
- Вспомним правила безопасности.
- Но эти вещества вам хорошо известны, я знаю, что они безопасны, поэтому вы можете их пробовать. Завязываем глаза.
Какие ощущения?
- Стакан №1 - молоко (сладкий)
- Cтакан №2 – сок (кислый)
- Cтакан №3 – вода (нет вкуса!!!)
- Какой вывод сделаем о вкусе воды? Отметьте это свойство в “Листе исследований”.
- А может ли вода приобрести какой-нибудь вкус? Как? (Посолить, посластить)
- Где в жизни вы с этим встречались?
Случайно проливаю воду.
- Ой! Что произошло? (Вы пролили воду.)
- И что же с ней произошло на полу? Растеклась.
- Как можно ещё сказать? Разлилась, расплескалась.
- Это говорит еще об одном свойстве воды – текучести. Отметьте это свойство в “Листе исследований”.
- Ну, теперь давайте подведем итог наших исследований (слайд 13)
- Какое вещество было объектом нашего исследования? (Вода)
- Какими свойствами она обладает?
Свойства воды |
|
Цвет/прозрачность | + |
Запах | - |
Вкус | - |
Текучесть | + |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Мы возвращаемся к проблемному вопросу, чтобы ответить на него. “Является ли жидкость в сосуде – водой?”
- В начале мы могли это определить? А теперь?
- Сравним свойство этой жидкости со свойствами воды.
- ПРОЗРАЧНА?
- ЗАПАХ?
- ТЕКУЧЕСТЬ? Наливаю в стакан.
- Что осталось определить? Вкус.
- Можно ли пробовать на вкус незнакомые вещества?
- Но я точно знаю, что это вещество безопасно.
Кто желает оценить его вкус? Что это? (Вода.)
- Ответили мы на проблемный вопрос, поставленный в начале урока?
- В начале урока вы сказали, что жизнь без воды невозможна.
- Сейчас вы посмотрите видеофильм.
- Подумайте, что ещё нового вы из него узнали?
Внимание на экран (Видеофрагмент “Чистая вода”) (слайд 14)
- Что нового узнали?
- Мы продолжаем разговор о воде. У нас остался еще один пункт плана о бережном отношении к воде.
- Многие люди не разумно относятся к воде и расходуют ее.
- Для них нужно поставить знаки, призывающие их беречь воду. Такие знаки носят название – экологические.
- Почему их так называют?
РАБОТА В ГРУППАХ (назначаю старшего группы) (слайд 15)
- Даю каждой группе конверт. В них различные экологические знаки. Вам необходимо за короткое время выбрать и наклеить на лист знаки, охраны воды. Отчет ответственных групп. Проверка задания по образцу.
- Какой вывод сделаем? (К воде нужно относитmся бережно, экономить воду, т.к. без нее все живое погибнет.)
7. Рефлексия учебной деятельности.
- Какой момент урока вам больше всего запомнился?
- Где нам могут пригодиться новые знания?
- Мы выполнили план урока?
- Оцените свои знания на конец урока (капельки)
- Зелёная – узнал на уроке много;
- Желтая – узнал, но не все
- Красная – ничего не узнал.
- За что себя можете похвалить?