Цели урока:
- Обучающая:понятие вектора в курсе планиметрии; изучить векторы в пространстве; определить основные понятия для векторов: направление вектора, абсолютная величина, равенство векторов, нулевой вектор; закрепить новые понятия на практических задачах.
- Развивающая:показать учащимся широкий спектр возможностей применения векторов; развивать стремление к достижению поставленной цели, способность переноса ЗУН на новые ситуации; совершенствовать пространственное воображение и мышление учащихся; развивать навыки диалоговой культуры.
- Воспитывающая: воспитать математическую культуру, грамотность; формировать активность, внимательность, наблюдательность.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Метод обучения: объяснительно-иллюстративный в форме беседы, частично-поисковый.
Оборудование к уроку:компьютер, экран, таблица “Векторы в пространстве”,презентация “Векторы в пространстве”.
Литература:
- Глейзер Г.И. “История математики в школе: 9-10 кл.” .
- Ершова А.П., Голобородько В.В. “Устные проверочные и зачетные работы по геометрии 10-11 класс”.
- Журнал “Математика в школе”, N94 1990, № 4 1994, №5 1995, №3 1996.
- Малова И.Е. и др. “Методика обучения учащихся математики”.
- Погорелов А.В. Геометрия: Учебник для 7-11 классов средней школы.
План урока:
- Организационный этап (подготовительный).
- Сообщение темы и целей урока.
- Актуализация знаний.
- Обобщение и систематизация знаний по теме.
- Закрепление полученных знаний.
- Постановка домашнего задания.
- Подведение итогов.
Ход урока
Организационный этап (подготовительный).
Приветствие учащихся, проверка отсутствующих, а также готовность учащихся к уроку.
Сообщение темы и целей урока.
- Ребята, тема сегодняшнего урока “Векторы в пространстве”(слайд 1).
Мы с вами должны вспомнить понятие вектора на плоскости и перенести полученные ЗУН на рассмотрение векторов в пространстве, а также определить основные понятия для векторов и заполнить таблицу “Векторы в пространстве, которую вы получили перед началом урока вот таком виде (слайд 2).
Название определения | Формулировка определения | Запись |
Вектор | ||
Нулевой вектор | ||
Одинаково-направленные (сонаправленные) | ||
Противоположно-направленные | ||
Коллинеарные векторы | ||
Абсолютная величина | ||
Равные векторы |
3. Актуализация знаний.
- С понятием “вектор” вам приходилось встречаться очень часто. Где?
физике (направление силы, скорости, ускорения и др.)
пример: Для того, чтобы охарактеризовать движение тела в данный момент, недостаточно сказать, что оно движется с какой-то скоростью, надо указать направление его движения. (слайд 3)
- Исходя из данного примера физики, каким образом вы определяли понятие вектора на плоскости?
Учащиеся: Вектор – это направленный отрезок.
- На сегодняшний день, кроме как в физике и геометрии курса планиметриигде вы сталкивались с вектором?
электротехнике (направление электрического тока, магнитной индукции, магнитного потока и т.д.)
- Какие можно назвать векторные величины в пространстве?
Пример: движение заряженных частиц в магнитном поле, которое характеризуется в каждой точке пространства вектором магнитной индукции В.(слайд 4)
Обобщение и систематизация знаний по теме.
- Как вы думаете, на основе данного примера, что можно сказать о векторе в пространстве? Что такое вектор?
Учащиеся: Вектор – это направленный отрезок. (слайд 5)
- Каким образом изображается вектор на рисунке?
Учащиеся: Стрелкой. (слайд 6)
- Обозначается?
Учащиеся: Либо большими, либо прописными латинскими буквами. (слайд 6)
- Давайте занесем это в таблицу.
Название определения | Формулировка определения | Запись |
Вектор | направленный отрезок |
- Хорошо, мы с вами определили понятие вектора. Далее мы должны рассмотреть основные понятия векторов в пространстве: направление вектора, абсолютная величина, равенство векторов.
- Но прежде чем рассмотреть данные понятия ответьте на такой вопрос. Как называется вектор, у которого начало совпадает с концом? (Выслушиваются мнения учащихся).
- Итак, вектор у которого начало совпадает с концом вектора называется нулевым. (слайд 7)
Обозначение:
Изображение: в виде точки.
- Занесем данные в таблицу
Название определения | Формулировка определения | Запись |
нулевой вектор | вектор, у которого начало совпадает с концом |
- Далее перейдем к рассмотрению направления векторов. Итак, вектор-это направленный отрезок, а если у нас имеется два вектора, как могут быть направлены эти векторы? (Выслушиваются мнения учащихся).
- Итак, вспомнили, два вектора, могут быть одинаково- направленными (сонаправленными) и противоположно- направленными. (слайд 8)
- В пространстве также два вектора могут быть одинаково-направленными (сонапрвленными) и противоположно-направленными.
Пример:
Следовательно, одинаково-направленные (сонаправленные) векторыимеют одно направление, а противоположно-направленные – противоположное направление.(слайд 9)
Запись: в виде стрелок.(слайд 9).
- Отметим это в таблице.
Название определения | Формулировка определения | Запись |
одинаково-направленные(сонаправленные) | одинаковое направление | |
противоположно-направленные | противоположное направление |
- Далее рассмотрим устно задачу.(слайд10)
Задача. На рисунке определите одинаково-направленные (сонаправленные) и противоположно-направленные векторы.
Решение:
одинаково-направленные
противоположно-направленные
Игровой вопрос.
- Ответьте как называются ненулевые векторы, которые лежат на одной прямой или на параллельных прямых?
Учащиеся: коллинеарные
- Итак, коллинеарные векторы- это ненулевые векторы, которые лежат на одной прямой или на параллельных прямых.
- Запишем в таблицу определение коллинеарных векторов.
Название определения | Формулировка определения | Запись |
коллинеарные векторы | это ненулевые векторы, которые лежат на одной прямой или на параллельных прямых | одинаково-направ.
противоположно-направ. |
Коллинеарные векторы могут быть одинаково-направленными (сонаправленными) и противоположно-направленными. (слайд 11)
Запись: и
- Итак, с одним основным понятием векторов мы познакомились. Далее вспомним абсолютную величину (или модуль) вектора. Что такое абсолютная величина вектора, вспоминаем. (Выслушиваются мнения учащихся).
Учащиеся: - это длина отрезка, изображающего вектор.
- Посмотрим определение абсолютной величины вектора в пространстве.(слайд 12)
- Что мы видим отличий нет.
Абсолютная величина (модуль)– это длина отрезка, изображающего вектор.
Запись:
- Занесем данное понятие в таблицу.
Название определения | Формулировка определения | Запись |
абсолютная величина (модуль) | длина отрезка, изображающего вектор |
- Как находится абсолютная величина вектора мы рассмотрим на следующем уроке, когда познакомимся с координатами вектора.
- И перейдем к последнему понятию связанному с вектором - это равные векторы. Итак, какие векторы называются равными? (Выслушиваются мнения учащихся)
(слайд 13)
Равные векторы – это векторы, которые одинаково направлены (сонаправленные ) и имеют равные длины.
Запись:
- Занесем в таблицу определение равных векторов , а также запись равных векторов.
Название определения | Формулировка определения | Запись |
равные векторы | векторы, которые сонаправлены и имеют равные длины |
- Итак, мы рассмотрели с вами определение вектора в пространстве и все понятия, связанные с ним. Заполнили таблицу, которая вам поможет в дальнейшем при изучении темы и при выполнении домашнего задания:
Название определения | Формулировка определения | Запись |
Вектор | направленный отрезок | |
нулевой вектор | вектор, у которого начало совпадает с концом | |
одинаково-направленные(сонаправленные) | одинаковое направление | |
противоположно-направленные | противоположное направление | |
коллинеарные векторы | это ненулевые векторы, которые лежат на одной прямой или на параллельных прямых | одинаково-направ.
противоположно-направ.
|
абсолютная величина (модуль) | длина отрезка, изображающего вектор | |
равные векторы | векторы, которые сонаправлены и имеют равные длины |
5. Закрепление полученных знаний
Задание 2
Выберите один из вариантов ответа “да” или “нет” на следующие вопросы:
1.Можно ли считать, что нулевой вектор может быть коллинеарен любому вектору? (да)
2.Два вектора, сонаправленные с ненулевым вектором, сонаправленны? (да)
3. Верно ли, что векторы и противоположно-направленные? (да)
4. Два вектора, коллинеарные ненулевому вектору, сонаправлены? (нет)
5. Справедливо ли утверждение: Любые два сонаправленных вектора равны? (нет)
6. Согласны ли вы, что любые два противоположно-направленных вектора коллинеарны? (нет)
7. Верно ли, что любые два равных ненулевых вектора коллинеарны? (нет )
Домашнее задание
- параграф 4, п.35 с.54.
- таблица, сделанная на уроке.
- прочитать п.36, разобрать задачи в этом пункте.
Подведение итогов
- Итак, мы с вами изучили тему “Векторы в пространстве”.
Вопросы:
- Что нового узнали из этой темы?
- Назовите основные понятия, связанные с вектором.
Выставить оценки с комментарием, отметить наиболее отличившихся учащихся.