Цель: формирование системы нравственных ценностей на основе гуманистических принципов семейных отношений.
Задачи:
- воспитание интереса и любви к семейным традициям;
- расширение кругозора учащихся;
- духовно-нравственное воспитание учащихся.
Ход занятия
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы занятия. (Слайд 1)
3. Лекция.
(Слайд 2) Живым примером семейной святости стала для русского народа царская семья мучеников Николая II и Александры с их детьми: наследником Алексеем, и великими княжнами Ольгой, Татьяной, Марией, Анастасией.
(Слайд 3) Николай II был императором России с 1894 до 1917 года. Все члены последней императорской семьи прославлены Православной церковью и почитаемы как мученики. Но народным признанием отмечено то, что царственная семья оставила нам образ семейного благочестия, высокой культуры воспитания и нравственности.
(Слайд 4) Супругой императора Николая II стала немецкая принцесса Алиса. Она дала согласие стать женой русского царя, осознавая, что ей нужно быть и духовным примером в русском государстве. Она добровольно перешла в православную веру и получила в Православной церкви имя Александра.
В императорской семье всегда царила атмосфера любви и трогательной заботы друг о друге.
(Слайд 5) В царской семье было пятеро детей. Сначала рождались девочки-царевны, одна за другой. Старшая – Ольга, была серьезной и задумчивой, любила читать. Татьяна всегда мирила сестер. Мария любила нянчиться с маленькими детьми, была нежной и заботливой, как мама. Анастасия, младшая, росла непоседой. Однажды они составили общее имя, соединив первые буквы своих имен. У них получилось смешное и таинственное слово: ОТМА- так они подписывали общие письма и подарки.
(Слайд 6) Очень часто после ужина вся семья собиралась за большим и круглым столом. Часто читали Евангелие (священное писание, повествующее о жизни Христа). Книги из дворцовой библиотеки были очень красивые – с золотыми краешками страниц. Вся семья очень любила такие вечера.
(Слайд 7) Неужели девочки всегда мирно играли и никогда не ссорились? Конечно, ссорились, как и все дети… Но мама – царица научила их как жить мирно и радостно. Вечером перед сном она иногда писала девочкам письма. Это были удивительные листочки. Прочитав их, девочки почему-то изо всех сил старались исправиться.
4. Физминутка.
(Слайд 8) Очень долго не было у царя сына-наследника. И вот в семье родился мальчик Алеша. Он рос веселым и смышленым, но с самого рождения у него была болезнь, которую нельзя было вылечить. Стоило ему удариться во время игры, тут же появлялся багровый синяк и поднималась высокая температура. Он страдал гемофилией – пониженной свертываемостью крови. Когда царевич Алексей был совсем маленьким, он болел очень часто. Целые недели приходилось проводить в кровати, среди игрушек и книг, которые без конца читала ему мама.
(Слайд 9) Когда царевичу исполнилось 7 лет, у него начались уроки, как и у сестер. Но главная наука для царя – быть воином, командовать армией, защищать свою землю. Государь Николай Александрович часто брал сына с собой к настоящим солдатам. Алексей присматривался, бывал на военных праздниках, которые очень любил.
(Слайд 10) В те времена больниц было мало и не все они были хорошие. Царица решила построить на свои деньги в Крыму санаторий для больных.
Каждое лето царская семья устраивала в Ялте “Праздник белого цветка”. Так они называли ромашку – очень полезное и целебное растение, с помощью которой можно лечить многие болезни. Специально к празднику царица и царевны много шили, рисовали, вышивали. А когда праздник наступал, они отправлялись на море и продавали свои работы. Девочки брали с собой корзину белых ромашек, которые охотно покупали люди. Каждому хотелось получить цветок из рук юной царевны. Некоторые очень удивлялись, как это царские дочки не стесняются продавать свои рисунки?
За целый день денег от продажи цветов и рукоделия набиралось довольно много, а за несколько лет после “Праздников белого цветка” собралось столько средств, что хватило на постройку санатория на самом берегу Черного моря.
(Слайд 11) На смену этим светлым дням пришли очень тяжелые времена…
Когда наступила война, в Царском селе царица Александра устроила госпиталь для раненых. Она была сестрой милосердия, ухаживала за ранеными.
- Как вы понимаете слово “милосердие” ?
Это очень красивое слово, значит у человека сердце полно милости и любви.
Старшие дочери Ольга и Татьяна тоже помогали в госпитале.
(Слайд 12) Последние дни жизни членов императорской семьи были полны мучений и поругания. В 1917 году император Николай II был вынужден отречься от престола, а после Октябрьской революции новой властью вся его семья была сослана в Екатеринбург.
В этот период времени царской семье жилось очень трудно, но никто из низ не позволил себе ни одной минуты слабости. 17 июля 1918 года семью императора расстреляли. На слайде показано сколько было лет членам императорской семьи на момент их гибели.
(Слайд 13) 20 августа 2000 года Русской православной церковью царская семья была канонизирована, прославлена. На Урале почитание Святых Царственных стратотерпцев началось задолго до их прославления.
(Слайд 14) В 1991 году в урочище Ганина Яма на месте уничтожения останков царской семьи установили Поклонный крест. А в 2000 году во время визита на Уральскую землю, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил создание на этом месте монастыря в честь Святых Царственных Стратотерпцев.
(Слайд 15) В городе Екатеринбурге есть музей святой царской семьи. В нем хранятся книги, документы, фотографии семьи императора. Под Москвой, в Николо-Угрешском монастыре также есть мужей святой царской семьи.
(Слайд 16) Чувства, пережитые Великой княжной Ольгой перед расстрелом , лучше всего характеризуются стихотворением-молитвой. В доме Ипатьева были найдены книги княжны Ольги Николаевны, на одной из этих книг она написала стихотворение “Молитва”.
- Пошли нам, Господи, терпенье
В годину буйных, мрачных дней,
Сносить народное гоненье
И пытки наших палачей.
И у преддверия могилы
Вдохни в уста твоих рабов
Нечеловеческие силы -
Молиться кротко за врагов.
- К кому она обращается в этом стихотворении?
- О чем она просит?
(Слайд 17) Назовите членов семьи императора Николая II.
5. Задание.
- Как вам кажется, легко или трудно проявлять заботу и внимание в семье?
- Звучит музыка, на столах лежат листки с изображением ромашки.
- Подумайте и напишите на этих листках, что бы вам хотелось доброго и светлого сделать для своей семьи? (Слайд 18)
6. Итог.
- Что нового вы узнали?
- Какими были отношения в семье Николая II?