Отвратительные мысли часто летают в нашей ауре как ядовитые насекомые.
Если бы могли снять фотографии наших аур, мы могли бы заметить,
что излучения наши наполнены чёрными и серыми пятнами.
Н. К. Рерих
Цель – формирование установок толерантного сознания, определяющего устойчивость поведения в обществе.
Задачи:
- Раскрыть содержание понятия толерантности.
- Способствовать осознанию себя как личности.
- Воспитывать негативное отношение к проявлениям асоциального поведения.
- Способствовать интерактивному общению через организацию совместной деятельности.
- Оптимизировать взаимодействие на принципах толерантности.
Форма проведения - тренинговое занятие.
Участники – младшие школьники.
Подготовительная работа:
- нарисовать плакат “Радуга над поляной”;
- распечатать и вырезать шаблоны цветов ауры по количеству участников;
- вырезать лица участников из фотографий для серединки цветков;
- разучить песню “Если добрый ты” (приложение 1).
Методическое оборудование:
- презентация о толерантности,
- музыка для релаксации,
- плакат “Радуга над поляной”,
- карандаши по основным цветам спектра,
- шаблоны радужного цветка ауры по количеству участников,
- фотографии участников.
Сценарий
Всё занятие сопровождается слайдами презентации. Презентация.
Приветствие. Введение в тему.
Ведущий 1. Друзья! Мы собрались сегодня, потому что 16 ноября – Всемирный день толерантности. В 1995 году Генеральная конференция ЮНЕСКО приняла Декларацию принципов толерантности. Её подписали в Париже 185 государств, включая Россию. Толерантность означает уважение культуры других народов.
Ведущий 2. Все люди на Земле разные. Давайте начнём разговор о том, какие мы все разные.
Игра-разминка “Горячий стул”
Водящий садится на “горячий стул”, накрытый красной тканью. Участникам предлагается кратко рассказать о сидящем на нём человеке, отвечая на вопрос: “Какой он?”
Каждому участнику выдаётся шаблон цветка и его фотография.
Ведущий подводит участников к пониманию того, что все люди на Земле разные. У нас могут быть разные лица, цвет кожи, внешность, одежда, возраст, пол, язык, обычаи и даже нравственные ценности. Мы разного хотим, разное любим, играем в разные игры.
Что ещё делает нас непохожими на других? – Наши мысли, чувства, мечты, надежды – наша аура. Поэтому не удивительно, что мы по-разному воспринимаем одни и те же вещи и явления.
Теоретический блок. Беседа на тему “Толерантность”.
Ведущий 2. Но мы живём вместе. Поэтому как мы должны относиться к другим людям? Как поступать с другими? – С уважением.
Необходимо:
- уважать право других быть такими, какие они есть;
- принимать кого-то непохожего на нас, считаться с мнением других, жить в мире с другими,
- быть снисходительным, выдержанным;
- ограничивать себя, не говорить лишнего. Если кто-то говорит грубо, не нужно на это отвечать. Если ответить так же грубо, то могут ответить ещё хуже и начнётся ссора, выяснение отношений, а этого допускать нельзя;
- не допускать причинения им вреда, поскольку причинение вреда другому означает причинение вреда всем, в том числе и самому себе”.
Вывод: толерантность - это форма поведения.
Релаксация “Радуга”
Ведущий 2. А теперь мы с вами отдохнём. Располагайтесь так, чтобы вам было удобно. Закройте глаза, можете оставаться и с открытыми глазами, слушайте мой голос. (Одновременно с произнесением текста звучит музыка.)
Представьте себе, что вы лежите под чистым синим небом, светит солнце, вам спокойно и тепло. (Пауза.) Вы смотрите на небо и видите большую радугу. Она переливается яркими цветами: красным, оранжевым, жёлтым, зелёным, голубым, синим, фиолетовым. Она светится тёплым, чудесным светом, он наполняет вас энергией. Почувствуйте, как этот свет согревает вас. (Пауза.)
И вот из согретой земли проклюнулся росток, а из ростка вырос прекрасный радужный цветок толерантности. Почувствуйте цветочный аромат вашей радуги. (Пауза.) А теперь возвращайтесь сюда, потянитесь, откройте глаза и улыбнитесь себе.
Творческая коллективная работа “Радужный цветок ауры”. Диагностика толерантного сознания.
Ведущий 2. Как радуга переливается яркими цветами, так каждый из нас имеет свою ауру, а она - свои цвета. По цвету ауры можно получить информацию о самочувствии человека, о его энергетике, о его восприятии жизни. Попробуйте сами раскрасить свой радужный цветок, используя 7 основных цветов спектра: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый, а в середине - ваша фотография.
Все выполненные детьми цветы приклеиваются на плакат “Радуга над поляной”.
Делается вывод об ауре участников.
Комментарии по диагностике ауры.
Чаще всего в ауре присутствует основной тон, который находится вплотную к нашему телу и имеет небольшой спектр цветового излучения. Это излучение может сливаться с соседними по спектру цветами и образовывать своеобразную радугу. Большинству людей свойственны жёлтый и розовый цвет ауры, затем идут голубой, зелёный и фиолетовый. Волновые вибрации оказывают восстанавливающее действие на организм, нормализует его деятельность. [2]
Этюд “Цветы”.
Ведущий 1 предлагает детям превратиться в цветы. Этюд разыгрывает под музыку. Сесть на корточки, голову и руки опустить; поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны – цветок расцвёл; голова откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем; глаза полузакрыты, улыбка.
Рефлексия. Подведение итогов.
Ведущий 2. Что вы чувствовали в ходе занятия? Дети делятся впечатлениями.
Какой вывод каждый должен для себя сделать? – Наша аура должна быть с толерантным сознанием.
Домашнее задание.
В любое время дня смотрите на ваш коллективный плакат “Радужных цветов вашей ауры”. Это будет настраивать ваш организм на гармоничное, толерантное восприятие жизни, будет приносить радость в вашу жизнь, наполняя её всеми цветами радуги.
Межличностная поддержка.
Ведущий 1. Во многих культурах есть игры, песни, в которых люди берутся за руки и водят хороводы. Мы приглашаем всех вас принять участие в хороводе.
Участники водят хоровод и поют песню.
Прощание.
В заключение делается коллективная фотография на память.
Литература.
- Карелина И. О. Эмоциональное развитие детей 5-10 лет. – Ярославль: Академия развития, 2006.
- Шевченко М. Я рисую успех и здоровье. Арт-терапия для всех. – СПб.: Питер, 2007.