Формулы сокращенного умножения к преобразованию выражений

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Учебная задача: раскрытие содержания формул сокращенного умножения.

Учебное действие: преобразование алгебраических выражений.

Цели урока.

Общеобразовательные:

1) обобщение и систематизация знаний по теме: формулы сокращенного умножения;

2) отработка навыков применения формул сокращенного умножения к преобразованию алгебраических выражений.

Развивающие:

1) развитие памяти, внимания, грамотной математической речи;

2) формирование интереса к предмету;

3) расширение кругозора.

Воспитательные:

1) формирование навыков самоконтроля и взаимоконтроля;

2) сплочение классного коллектива.

Методы обучения: частично поисковый, эвристический.

Формы работы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.

План урока

1. Организационный момент

“Проверка багажа”.

Тема урока: применение формул сокращенного умножения к преобразованию алгебраических выражений.

Помогите мне сформулировать цели урока:

- повторить формулы;

- показать примеры применения при упрощении выражений, разложении на множители, рационализации вычислений, решению уравнений.

А еще мы расширим кругозор и сделаем ряд открытий, ведь урок у нас необычный - это урок-путешествие.

Вы знаете, что 12 апреля вся страна отмечает День космонавтики. А сегодня вы узнаете, что март не менее знаменательный месяц в истории космических исследований.

Итак, мы отправляемся в космическое путешествие и с собой возьмем багаж – формулы сокращенного умножения.

2. Актуализация знаний.

Проверим предполетную подготовку. (Проверка домашнего задания).

Хорошо ли упакован ваш багаж? (Заполните пропуски).

1) Проверка домашнего задания № 975 (г, д), № 982 (д).

На интерактивной доске задания выполнены с ошибками.

Задание ученику: найти ошибки и исправить их. (Слайд 3)

2) Проверка уровня теоретической подготовки.

Заполнить пропуски в формулировках. Проверка. (Слайд 4)

3а каждое, верно выполненное на уроке, задание - 1 балл.

3) Устная работа. (Слайд 5) Поработаем устно.

Прочитайте выражения, упростите.

Назовите группы подобных слагаемых, найдите сумму в каждой группе.

3. Обобщение и систематизация знаний.

1) Мозаика.

С давних времен небо притягивало взгляд человека. Россыпи звезд, яркие вспышки метеоров, полеты комет, солнечные и лунные затмения – все эти загадочные картины и явления привлекали внимание наших древних предков. Привлекали их и “блуждающие” светила – планеты, которые по внешнему виду нелегко отличить от звёзд.

Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер и Сатурн были известны людям с глубокой древности.

Как представляли себе вселенную наши древние предки, мы узнаем, выполнив следующее задание. Соберите мозаику, сопоставляя левые и правые части равенств. (Слайд 6-7)

2) “Тайна седьмой планеты”. (Слайд 8)

Математика всегда помогала развитию других наук и сама развивалась под их воздействием. В астрономии математика помогла сделать многие открытия.

Так после создания телескопа, Вильям Гершель английский астроном открывает седьмую планету. Сделайте открытие вместе с ним и назовите планету и год ее открытия.

ТПО “Проверочные работы” - стр. 59, 61 №4 [3].

Выполнить задание. Из букв, соответствующих правильным ответам составить название планеты и год ее открытия.

Ученые-астрономы. (Слайд 9)

Открытием восьмой планеты мы обязаны трем известным ученым-астрономам Джону Адамсу, Урбену Леверье и Иоганну Готтфриду.

Наблюдая за движением Урана, Адамс и Леверье сделали предположение, что на него оказывает влияние еще одна планета, однако, возможности телескопов того времени не позволяли ее обнаружить. На помощь им пришла математика, которая Позволила с помощью формул, рассчитать координаты положения планеты. Расчеты велись не один год, ведь никаких ЭВМ еще не было. 23 сентября 1846 года немецкий астроном Иоганн Готтфрид Галле, получив письмо от Леверье с указанием координат, в тот же вечер разглядел в телескоп планету, открытую на кончике пера.

Выполните расчеты и откройте эту планету.

3) “Открытие на кончике пера”. (Слайд 10)

ТПО “Проверочные работы” стр.67; 68 №4 .[3].

Выполнить задание. Из букв, соответствующих правильным ответам составить название планеты.

Ученые-астрономы. (Слайд 11)

История утверждает, что девятая планета как и Нептун, была предварительно "вычислена" на основании возмущений, которые он оказывает на орбиту Нептуна. Американский астроном по имени Персиваль Ловелл вычислил орбиту предполагаемой планеты, но обнаружить ее, несмотря на все попытки, никак не удавалось. Он называл ее “Планета икс”. Уже после смерти Ловелла астроном Клайд Томбо, изучая снимки звездного неба, выполненные согласно расчетам Ловелла, обнаружил небесное тело, впоследствии названное Плутоном.

Откройте Планету Х и назовите дату открытия.

4) “Самая загадочная планета”. (Слайд 12)

Решить уравнения и найти дату открытия девятой планеты.

Два ученика работают у доски.

(Ответ: 13)

(Ответ: 30)

Плутон намного меньше по массе любой из планет Солнечной системы. Орбита Плутона очень вытянута и даже пересекает орбиту другой планеты – Нептуна.

В августе 2006 года на XXVI Ассамблее Международного астрономического союза (МАС) принято решение впредь называть Плутон не "планетой", а "карликовой планетой" Собравшиеся в Праге 2500 астрономов со всего мира приняли это решение голосованием.

Изучить поверхность планет, сфотографировать их со всех сторон стало возможным только с помощью искусственных спутников, в создании которых немалая заслуга математики.

Запуск первого искусственного спутника Земли осуществлен в СССР 4 октября 1957 года - 55 лет назад. Хотите узнать его название? Выполните самостоятельную работу.

4. Контроль знаний

Самостоятельная работа. (Слайд 13)

Выполнить задание. Из букв, соответствующих правильным ответам составить название первого искусственного спутника Земли.

1 вариант

Учебник “Алгебра-7” стр. 183.

№ 980(б)

№ 982(в)

№ 986(в)

2 вариант

№ 980(в)

№ 982(г)

№ 986(г)

Дополнительное задание - №989(а).

Искусственный спутник Земли. (Слайд 14)

Вот он - первый искусственный спутник.

5. Итог урока. Выводы.

Просуммируйте баллы и выставите отметку согласно предложенным критериям. (Слайд 15)

Итак, сегодня мы совершили увлекательное путешествие, сделали ряд открытий, а также повторили очень важные формулы и рассмотрели примеры их применения.

Запишем домашнее задание.

6. Домашнее задание: № 990, № 991, № 992 (а,б), № 999 (а). (Слайд 16)

Спасибо за урок, вперед - к новым открытиям.

Конспект урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся
1.Организационный Приветствует обучающихся.

Формулирует тему урока, называет тип урока и форму его проведения.

Побуждает обучающихся к целеполаганию.

Создает деловую дружескую атмосферу.

Приветствуют учителя.

Адаптируются к рабочему месту.

Формулируют цели урока.

2. Актуализация знаний

Организует проверку домашнего задания.

- письменно;

- устно:

Оценивает работу группы обучающихся отметкой.

Определяет активность остальных, делает вывод об их домашней подготовке.

Выполняют задания учителя.

Активно работают.

Внимательно слушают.

3. Обобщение и систематизация знаний Проводит эвристическую беседу, в ходе которой предлагает выполнить задания различных типов.

Организует групповую, парную, фронтальную работу обучающихся.

Отслеживает результаты выполнения заданий, осуществляя фронтальную проверку.

Выполняют задания учителя.

Осуществляют само и взаимоконтроль.

Выполняют записи в рабочих тетрадях и тетрадях с печатной основой.

4. Контроль знаний Предлагает задания для самостоятельной работы.

Организует самопроверку и фронтальную проверку результатов работы.

Выполняют письменно задания , осуществляют самопроверку результатов,

устанавливают уровень усвоения знаний в ходе фронтальной проверки результатов.

5 Итог урока Подводит итог, говоря об основных трудностях изучения темы, степени усвоения знаний различными учащимися. Отвечают на вопросы.

Делают самоанализ изучения.

Называют основные трудности.

Подводя итог, говорят о практическом применении полученных знаний.

6. Домашнее задание Сообщает домашнее задание, дает необходимые рекомендации по его выполнению. Записывают домашнее задание в дневник.

Литература

  1. Бурмистрова Т.А. Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7-9 классы. – М.: “Просвещение”, 2009.
  2. Макарычев Ю.Н. и др. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – М.: “Просвещение”, 2008.
  3. Капитонова Т.А. Алгебра 7 класс. Проверочные и контрольные работы. – Саратов: Лицей, 2009.
  4. Википедия. URL: http://ru.wikipedia.org