Цели: систематизировать, обобщать знания учащихся, проверить уровень знаний по теме.
Развивать целеустремленность в достижении поставленной задачи, честность в оценке своих знаний и знаний товарищей, умения объяснять и доступно рассказывать подготовленный материал.
Воспитывать познавательную активность, культуру общения.
Цитата занятия: “Пока законы математики остаются определенными, они не имеют ничего общего с реальностью; как только у них появляется нечто общее с реальностью, они перестают быть определенными”.
Альберт Эйнштейн.
Ход занятия
1. Орг. момент. Проверить готовность учащихся к занятию.
2. Теоретическая часть вопроса. Материал подготовил и отвечал ученик.
Я хотел бы напомнить общие сведения о понятии области определения функции.
– Рассмотрим числовое множество Х и правило f, позволяющее поставить в соответствие каждому элементу х на множестве Х определенное число у, то говорят, что задана функция у = f(x) с областью определения Х. Пишут
у = f(x), х Х.
Областью определения функции, заданной некоторым выражением, называется множество значений аргумента, при которых можно выполнить все действия в записи функции. Значения аргумента, принадлежащие области определения функции, называются допустимыми значениями.
Для области определения функции используют обозначение D(y).
Если f(x) – алгебраическое выражение и область определения функции у = f(x) совпадает с областью определения этого выражения (такую область определения называют естественной), то вместо записи у = f(x), х Х используют более короткую запись: у = f(x).
Для нахождения области определения функции следует исключить те значения аргумента, при которых указанные действия невозможно выполнить. Невозможно, например, делить на нуль; извлекать корень четной степени из отрицательного числа; вычислять логарифм отрицательного числа и нуля; вычислять логарифм по отрицательному основанию и основанию, равному нулю и единице; возводить нуль в степень нуля; возводить отрицательное число в иррациональную степень; вычислять arcsin x, arсcos x, если |x|>1.
3. Рассмотрение вопроса на примерах. Материал подготовил и рассказывал ученик.
Я хотел бы рассмотреть некоторые важные моменты при нахождении области определения:
1) знаменатель дробного выражения не должен обращаться в нуль. Например: у = 1/х, область определения состоит из всех х 0;
у = sin x/cos x, область определения состоит из всех х, для которых cos x 0, т.е. из (n = 0, 1, 2, …):
2) выражение, находящееся под знаком корня четной степени, должно быть неотрицательным. Например: у = , область определения x-50, x5;
у = , область определения + 2х – 3 0, т.е. х -3 и х 1;
3) выражение, находящееся под знаком логарифма должно быть положительным. Например: у = lg(2-х), область определения 2-х >0, т.е. х < 2.
4) основание логарифма должно быть больше нуля и не равным единице. Например: у = logх+27, область определения х + 2 > 0 и х + 2 1, т.е. х > -2 и х – 1;
5) выражение, возводимое в иррациональную степень, должно быть неотрицательным. Например: у = , область определения х 0;
6) выражение стоящее под знаком функций arcsin и arсcos, по абсолютной величине не должно быть больше единицы. Например: у = arcsin(lg х), область определения |lg x| 1 т.е. 0,1 х 10;
7) выражение, стоящее под знаком тангенса и секанса, не должно равняться , где k = 0, 1, 2, 3, …;
8)выражение, находящееся под знаком котангенса или косеканса, не должно равняться , где k =0, 1, 2, 3, …;
9)степенно-показательная функция считается определенной, когда основание положительно. Точки, в которых основание равно нулю, включаются в область определения, если показатель в этих точках отличен от нуля.
Этот вопрос я подготовил пользуясь пособием по математике (авторы: М.Н.Горейко, А.Б. Антоневич)
4. Примеры нахождения D(y). Материал подготовил и рассмотрел перед классом ученик.
Найти области определения функций:
- у = (.
- у = .
- у = logх – 1(х2 + х – 2).
Решение. Так как sin x принимает и иррациональные значения, то x + 0, т.е. х . Кроме того, х не должен обращаться в , так как при х = и основание, и показатель степени обращаются в нуль. Область определения функции
у = ( есть х > .
Решение. Области определения этой функции принадлежат те х, при которых определен и 0. Для этого нужно, чтобы 1. Но последнее неравенство справедливо лишь в точках х = 0, 1, 2, … . Таким образом, только в этих точках можно выполнить все действия в записи функции и, значит, область определения этой функции состоит только из целых чисел.
Решение. Логарифм определен только для положительных оснований, не равных единице. Выражение, стоящее под знаком логарифма, должно дыть положительным. Поэтому получаем систему:
х -1 > 0;
х2 – х – 2 > 0;
х – 1 1.
Решая эту систему, находим область определения:
х > 1, х 2.
5. Метод Мажорант (метод оценки). Решение уравнений.
Материал рассмотрен учителем вместе с учениками.
Метод, который имел место быть во всех ЕГЭ по математике. Отметим этот метод, как начальный олимпиадный.
Основная идея метода мажорант состоит в следующем:
Пусть мы имеем уравнение и существует такое число М, что для любого х из области определения имеем . Тогда уравнение равносильно системе
Пример 1 Решите уравнение .
Решение. Оценим обе части уравнения.
При всех значениях х верны неравенства . Следовательно, данное уравнение равносильно системе . Полученная система не имеет решений, так как не удовлетворяет второму уравнению.
Ответ: нет решений.
Пример 2. Решить уравнение .
Решение. Оценим обе части уравнения.
Поскольку , равенство выполняется тогда и только тогда, когда . Решением первого уравнения системы являются значения . При этих х найдем . Следовательно, решение системы.
Ответ: .
Пример 3 Решить уравнение .
Решение.
Пусть , тогда уравнение примет вид . Поскольку и , неравенство выполняется тогда и только тогда, когда . Обратная замена: х + 1 = 0 .
Ответ: – 1.
Пример 4. Найти все значения параметра а, при каждом из которых уравнение имеет решения. Найдите эти решения.
Решение.
Перепишем уравнение в виде . При всех значениях х выражение поэтому .
При всех значения х выражения и . Поэтому .
Следовательно, левая часть уравнения не меньше 4, а правая часть – не больше 4.
Получаем систему:
Ответ: при .
Разновидностью метода мажорант являются задачи (“встреча на краю”) в которых множества значений левой и правой частей уравнения или неравенства имеют единственную общую точку, являющуюся наибольшим значением для одной части и наименьшим для другой.
Прежде всего – привести заданные уравнения или неравенства к более простому виду: путем разложения на множители, избавлением от модулей, логарифмов и т.д. Затем необходимо ещё раз внимательно прочитать задание, попробовать нарисовать графический образ функций входящих в задачу.
Пример 1. Решить уравнение .
1 способ.
Решение: Заметим, что левая часть уравнения не превосходит единицы, в то время как правая часть не меньше единицы. Следовательно, исходное уравнение имеет решение, только если обе его части равны единицы. Это возможно только при .
Ответ: .
2 способ. Данное уравнение можно решить графически. Для этого построим в одной системе координат графики правой и левой частей уравнения, т.е график функции и график функции . Из рисунка видно, что исходное уравнение имеет решение, только при .
Пример 2. Решить уравнение .
Решение.
Так как при любом значении х: то данное уравнение выполняется только в том случае, если выполняется система . Первое уравнение системы имеет единственный корень х = 1, но этот корень не удовлетворяет второму уравнению. Поэтому система решений не имеет.
Ответ: .
Пример 3. Решить уравнение .
Решение:
Так как , то левая часть уравнения принимает значение от до 2. Для правой части (в силу неравенства для суммы двух взаимно обратных чисел) выполнено .
Поэтому уравнение имеет решения, если и только если одновременно выполнены два условия . Решая эту систему, получаем
Ответ:
Пример 4. Решить уравнение .
Решение.
Левая часть уравнения не больше 2, так как , значит . Равенство возможно при условии .
Правая часть должна быть положительна, так как , а значит .
Кроме того, .
Тогда равенство обеих частей уравнения возможно лишь при условии .
Отсюда находим, что .
Ответ: .
Пример 5. Решите уравнение .
Решение.
Для решения уравнения оценим его части: и . Поэтому равенство возможно только при условии.
Сначала решим второе уравнение.
Получаем: , , , или . Корни этого уравнения и .
Проверим справедливость первого равенства, подставив эти корни.
При получаем: (верное равенство).
Для имеем: (неверное равенство).
Итак, данное уравнение имеет единственный корень .
Ответ: 0.
6. Подведем итоги занятия. Оценим выступление учащихся.