Урок окружающего мира по теме "Охрана природы. Заповедники". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • познакомить учащихся с возникновением и созданием заповедных зон,
  • способствовать формированию экологического сознания,
  • развивать самостоятельность и умение работать с дополнительными источниками.

Оборудование:

  • физическая карта России,
  • картинки с изображением растений, животных и рыб, занесённых в Красную книгу.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Постановка темы урока.

У всех людей одна планета:
И ветрам нет на ней границ,
Как нет границ потокам света
И перелётам диких птиц.
И нам беречь планету надо
Для тех, кто будет после нас.
А мы безумно сыплем яды
И дом свой травим не скупясь.
Уже всё тоньше слой озона,
А он – щит жизни на Земле;
Уже растут, как язвы зоны,
Где смерть таится в дымной мгле,
Текут отравленные воды
По руслам рек и под землёй,
Дожди спадают с небосвода
Сернокислотною водой;
Леса свою теряют силу;
Уходит нежный запах лип,
Озёра, ставшие могилой,
В себе хоронят стаи рыб.

- Какие экологические проблемы описаны автором?

- К чему приводит неразумное вмешательство человека в природу? (Исчезают многие виды растений, животных, птиц, рыб.).

- А как человечество пытается сохранить и приумножить этих исчезающих животных? (Создаются заповедники).

III.Работа по теме.

1. – Что такое “заповедник”? (Ответы детей).

Вывод: Заповедник – заповедное (неприкосновенное, запретное) место, где сберегаются редкие и ценные растения, животные; уникальные участки природы.

- Какие заповедники на территории России вы знаете? Отметить на карте России:

Таймырский, Печеро-Илыческий, Алтайский, Баргузинский, Астраханский, Кандалакийский, Сихотэ – Алинский, заповедник острова Врангеля.

- Всего на территории РФ около 155 заповедных мест.

- А только ли на территории России есть заповедники? (Ответы детей).

Вывод: В Африке, в Германии и других странах.

- Но мы остановимся на Астраханском биосферном заповеднике.

2. – А как вы думаете, почему был создан заповедник в дельте Волги? (Ответы детей).

Сообщение ученика.

- А каких животных обитающих в заповеднике вы знаете? (Ответы детей).

Сообщения учащихся о выхухоле, нерпе, хомяке, сайгаке.

- Каких птиц, которые водятся и гнездятся в дельте Волги вы знаете? (Ответы детей).

Сообщения учащихся о лебеде, орлане-белохвосте, белой цапле, ремезе, ласточке.

- А какие же растения радуют наш взгляд в заповеднике? (Ответы детей).

Сообщения учащихся о водяном орехе, лотосе, кувшинке, тюльпане Шрепка.

- А каких рыб, обитающих в дельте Волги вы знаете? (Ответы детей и презентация).

IV. Красная книга.

- Сейчас людей стала волновать проблема исчезновения растений, животных, рыб, птиц. А некоторые виды уже исчезли.

- А где мы можем найти описание исчезнувших животных? (В Красной книге).

- А все ли растения, животные, птицы, рыбы, о которых шла речь на уроке, охраняются законом? (Ответы детей).

Вывод: Нет. Можно выделить 2 группы: занесённые в Красную книгу и незанесённые.

Сообщение ученика о Красной книге.

-Сегодня мы начнём создавать Красную книгу Астраханской области. (Берём красную папку с надписью “Красная книга”, сообщения учеников о растениях, птицах, животных и рыбах, занесённых в Красную книгу написаны на красных листах, вкладываются в эту папку.)

V. Итог.

На одной планете
Дружно жили дети.
Не разоряли гнёзда птиц
Ради нескольких яиц,
Не ловили по дубровкам
Рыжих белок для забавы,
Травку не топтали,
Рек не загрязняли!
Все старательно, с умом
Берегли свой общий дом
Под названием Земля,
Где живём и ты, и я!

- Давайте беречь и сохранять природу!

VI. Д/з : по группам составить кроссворды: “Животные Астраханского заповедника”, “Птицы Астраханского заповедника”, “Растения Астраханского заповедника”, “Рыбы Астраханского заповедника”.