Игра-соревнование "Самый химически активный класс"

Разделы: Химия


Если человек не предпринимает попытки сделать больше, чем он может, то ему никогда не удастся сделать всё,

на что он способен.

Не секрет, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса и, не осознавая потребности к ним. Поэтому наша задача – сформировать и развить у ученика положительную мотивацию к учебной деятельности. Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, не только были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося. Материалы, которые используются в игре, могли бы быть отправным материалом для обычного урока обобщения и повторения при подготовке к контрольной работе. Но согласитесь, когда есть такая возможность – провести игру – соревнование между всей параллелью восьмых классов и увидеть уровень подготовки каждого класса , не только предложить повторить определенные темы, много раз решить один и тот же тип задач, но и заставить объединиться в команды, проявить командный дух, взаимовыручку, признать чьи – то лидирующие позиции, наконец, показать собственные знания, получить всеобщее одобрение, не заслуживает ли того, чтобы это был не обычный стандартный урок, а игра – соревнование?

Цель: Заинтересовать учащихся предметом, на ранних стадиях изучения химии.

Задачи урока:

  • образовательная – углубить и расширить знания учащихся о строении атома, знаках химических элементов, открытиях ученых – химиков, закрепить навыки в решении задач на определение массовой доли, молекулярной и молярной массы, молярного объема, нахождении количества вещества;
  • развивающая – развивать познавательные интересы учащихся, их интеллектуальные и творческие способности посредством включения в личностно – ориентированный образовательный процесс; развивать у учащихся навыки коллективной, групповой работы;
  • воспитательная – формировать у учащихся интеллектуальную компетентность воспитывать толерантность учащихся, способность уважать и считаться с мнением товарищей; чувство личной ответственности за выполнение коллективного дела.

Подготовительный этап:

Учащимся 8-х классов предлагается сформировать команду из 14 человек. Практически это половина класса, расчет на то, что не только отличники окажутся в команде, но и те, кто считает, что тоже неплохо знает материал по предлагаемой теме. А так как это только начало изучения предмета, то желающих участвовать в игре окажется много. Каждый класс выбирает название команды, капитана, девиз, пожелания соперникам.

Учащиеся изготавливают заранее эмблемы, названия команды, плакаты и т.д.

На сайте школы публикуется сообщение о проведении игры. Приложение № 1

Ход игры – соревнования “Самый химически активный класс”

1. В актовый зал приглашается гости, учащиеся и все желающие.

2. Ученик – ведущий игры представляет команды, членов жюри (желательно, чтобы в жюри находились старшеклассники – “главные химики школы”), судейская команда (ученики, помогающие в проведении конкурсов и проверяющие работы команд).

3.Старт игры – соревнования.

На данном этапе команды должны в произвольной форме представить свою команду, приветствие командам – соперникам, жюри. Приложение № 2.

Ведущий: Химия – удивительная наука, она вводит человека в мир, в котором мы живем. И сегодня, мы с вами присутствуем на игре-соревновании “Самый химически активный класс”, которая поможет вам совершить первые шаги в эту замечательную науку ХИМИЮ. Самое захватывающее во всех конкурсах – борьба!!! Без борьбы не будет победы, а она так желанна для каждого. Пусть эта борьба выявит достойного победителя!

Приветствие бригады судей.

Конкурс №1 Химические знаки Приложение № 3

На цветном картоне приклеены знаки химических элементов: Na, N, K, Ca, C, H, О, С, Si, S, Cl, Mg, Zn, Li, Ag, Ba, Р. Таблички разложены на столе. Участники по одному подбегают к столу и забирают ту табличку, которая указана в задании.

Задание: Среди предложенных карточек, выберите только те, на которых указаны следующие атомы:

  1. УГЛЕРОД
  2. КАЛЬЦИЙ
  3. НАТРИЙ
  4. АЗОТ
  5. КАЛИЙ
  6. КИСЛОРОД
  7. ВОДОРОД
  8. CЕРЕБРО
  9. ХЛОР
  10. МАГНИЙ
  11. ФОСФОР
  12. СЕРА
  13. КРЕМНИЙ
  14. ЛИТИЙ

Строго соблюдайте последовательность выполнения задания. Найдите карточку со знаком химического элемента, передайте найденную карточку судье.

Конкурс № 2 Имя ученого

Сейчас вы получите задачи, которые будете решать всей командой. Вам нужно узнать имя ученого, которое зашифровано в этих задачах. Приложение № 4

Сначала вы решаете задачи. Номер задачи определяет последовательность ответа. Ответ в задаче соответствует цифре. Буквы в алфавите тоже соответствуют цифрам. Вам нужно определить какой букве алфавита соответствует ваша найденная цифра ответа. Из букв, соответствующих правильным ответам, вы составите имя ученого.

Исторический экскурс в биографию Берцелиуса. Приложение № 5

Пока учащиеся решают задачи, старшеклассник рассказывает об ученом Берцелиусе – шведском химике, одном из основателей современной химии, имя которого должны определить команды.

Слайд № 1

Для обозначения химических элементов Берцелиус предложил использовать начальные буквы их латинских названий (1814). Он ввел первые формулы химических соединений (1817-30). По его мнению, для обозначений химических соединений следовало использовать буквы и цифры, чтобы их легко можно было писать и печатать. Берцелиус создал современный химический язык: символы химических элементов, предложенные им, сохранились до настоящего времени.

Слайд № 2

Берцелиус открыл новые химические элементы: церий, селен и торий. Ему первому удалось получить в свободном состоянии кремний, титан, тантал, цирконий, а также ванадий. Шведскому химику Берцелиусу, открывшему, в 1817 году элемент селен, и в голову не могло прийти, что его открытие станет первой вехой на пути к телевидению. Спустя 50 лет было замечено особое свойство селена и некоторых других материалов изменять свое электрическое сопротивление при освещении. Чем ярче свет, падающий на селеновую пластинку, тем легче она проводит ток.

Слайд № 3 Исследования Берцелиуса сыграли значительную роль и в становлении химической атомистики. С замечательной точностью ученый определил атомные массы 46 из 55 известных в то время элементов, а также установил состав примерно 2000 соединений

Слайд № 4

В 1836 году в журнале “Летописи по физике и химии” Берцелиус опубликовал статью, в которой обращал внимание на весьма загадочное явление. Многие ученые наблюдали и изучали химические реакции, скорость которых увеличивалась в присутствии другого вещества, не принимавшего непосредственного участия в реакции. Это вещество он назвал катализатором. Также ввёл понятие “каталитическая сила”, аналогичное современному понятию “каталитическая активность”.

Слайд № 5

Берцелиус сконструировал и изготовил многочисленные приборы из стекла. Некоторые из них используются и в наше время.

Слайд № 6

В 1808 году Берцелиус стал членом Шведской академии наук, в 1810 – ее президентом, а в 1818 – непременным секретарем. В 1818 был посвящен в рыцари.

Слайд № 7

Как мы убедились, достижения Берцелиуса в химии грандиозны. В одной из своих работ Берцелиус назвал кислород центром, “вокруг которого вращается вся химия”. Можно сказать, что химия первой половины XIX в. “вращалась” вокруг Берцелиуса, и это не преувеличение.

Конкурс № 3 Задачки на время. Приложение № 6

Команды получают конверты, в которых находятся 14 задач на определение массовой доли. На выполнение задания отводится 7 минут. Ребята могут помогать друг другу.

Игра со зрителями

Активными участниками игры становятся болельщики и зрители.

– Определите молекулярную массу соединения: НNО3, нитрата натрия, кислорода.

– Сколько атомов входит в состав молекулы серной кислоты?

– О каком ученом сегодня мы говорили на нашей игре? Как звали этого ученого? В чем заслуги этого ученого?

Поднимайте руку, если это физическое явление. Вставайте, если это химическое явление.

Скисание молока, таяние снега, плавление металла, ржавление железа, горение лампочки, горение дров и т.д.

Жюри подводит итог игры.

ПРИВЕТСТВИЕ – 5 баллов

КОНКУРС №1 – 14 баллов

КОНКУРС №2 – 7 баллов

КОНКУРС №3 – 14 баллов

ВСЕГО – 40 баллов

 

8-А

8-Б

8-В

Приветствие      
1 конкурс “ЗНАКИ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ”      
2 конкурс “ИМЯ УЧЕНОГО”      
3 конкурс “ЗАДАЧКИ НА ВРЕМЯ”      
Игра со зрителями      
ВСЕГО БАЛЛОВ      

Награждение победителей.

На сайте школы публикуется отчет о проведении игры.

См. приложение 7.