Ж. Ж. Руссо: “Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым”. Традиционно считается, что основная задача школы дать необходимое образование, но не менее важно сохранить в процессе обучения здоровье детей. От любого компонента здоровья, будь то физическое, психическое или социальное, зависит успешность ребенка в школе. Цель моей педагогической деятельности - внедрение здоровье сберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс. Здоровье – необходимое условие для гармоничного развития личности. И если недостаток образования можно восполнить, то подорванное здоровье восстановить значительно труднее, а нарушенное в детском возрасте – зачастую уже и невозможно. В своей работе по сохранению здоровья школьника мы опираемся на программы по формированию здорового образа жизни младших школьников, разработанные для начальной школы М. М. Безруких “Разговор о правильном питании”; “Две недели в лагере здоровья”, Н. В. Лободиной "Радуга здоровья”. Знания о здоровье человека, умения и навыки по его сохранению формируют культуру здоровья, имидж здорового образа жизни. Работа с младшими школьниками по воспитанию здорового образа жизни имеет свою специфику, определяемую с одной стороны, организацией обучения в начальной школе, а с другой – психологическими особенностями школьников младших классов. Работая по программе “Радуга здоровья”, мы дополняем её работой над проектами по формированию ЗОЖ, например “Азбука здоровья”, “Делу – время, потехе – час”, “Влияние завтрака на успеваемость школьника”. Это позволяет на практике применить знания детей о ЗОЖ. Я, как классный руководитель, расскажу о внеклассной деятельности, а именно об использовании метода проектов по формированию ЗОЖ. До начала работы над проектом, после анкетирования родителей, я установила, что часть детей приходит в школу, не завтракая. Одни дети отказываются, других родители не успевают покормить. Посчитав это тревожным фактором, я стала думать, как изменить данную ситуацию. Я поставила перед собой цель – изменить это, но воспользоваться не только рассказами и убеждениями о пользе завтрака, но и конкретными результатами. С самого начала учебного года мы начали работать над проектом “Влияние завтрака на успеваемость школьника”. (Приложение 1).Ученикам тоже стало интересно установить, существует ли такая зависимость и с чем она может быть связана. Для решения поставленной задачи был заведен “Дневник наблюдений” (Приложение 1), где ежедневно фиксируется: какой был дома завтрак, какие оценки получены в этот учебный день по всем предметам. В результате после 4-5 недель наблюдения по каждому ученику были составлены диаграммы (Приложение 1), куда вносили данные из “Дневника наблюдений”. Результат показал, что наиболее полезными продуктами на завтрак являются разнообразные каши, хлопья с молоком, блинчики с начинкой. К такому выводу ученики пришли в результате ежедневной работы с дневником, анализа полученных диаграмм, проведения анкетирования. (Приложение 2) Выводы дети делали сами, опираясь на фактический материал. Необходимо отметить, что после трех недель ведения дневника, когда стали появляться первые факты, под руководством учителя детьми была составлена анкета для родителей (Приложение 3), которая позволила выявить следующие моменты:
- Завтракать дома стали почти все дети,
- Завтрак хотя и стал разнообразнее, но не у всех,
- Понимая роль завтрака, родители сами не всегда питаются правильно, тем самым показывая отрицательный пример.
- Не все родители понимают необходимость поддерживать желание детей изменить завтрак
- Не все родители увидели, что завтрак влияет на успеваемость
После проведения анкетирования, я поняла, что надо работать не только с детьми по формированию навыков правильного питания, но и в большей степени с родителями. В ходе работы над проектом были проведены конкурс рисунков “Мой завтрак”, написаны сочинения “Полезный завтрак – какой он?”, “В чем польза завтрака?” В классе была выпущена стенгазета “О пользе завтрака”, буклеты для родителей. (Приложение 4)
Отмечу положительные моменты работы над проектом.
1. Воспитание активной, самостоятельной и инициативной позиции учащихся.
2. Изменения в отношении к завтраку, его необходимости.
3. Выработка умения работать с литературой, выстраивать диалог с одноклассниками, взрослыми. Расширение кругозора учащихся.
4. Поддержка проектной деятельности администрацией школы, родителями, их положительные отзывы о проекте Приложение 3.
Наряду с положительными моментами работы в проектном режиме следует отметить и отрицательные:
- Пассивное участие некоторых учащихся в проектной деятельности, следовательно, их отдаление от жизни класса;
- Переоценка некоторыми учащимися собственных сил: не все дети, взявшиеся за проект, сумели довести дело до конца.
См. презентацию.