Цель урока:
- обогащение словарного запаса детей, умение различать части речи в тексте, закрепление основных признаков частей речи, закрепление умения работы с толковыми словарями;
- развитие памяти, внимания, интереса к предмету;
- воспитание аккуратности, правил поведения, любви к природе;
Ход урока
I. Организационный момент.
(Проверить рабочее место и его готовность к уроку)
II. Чистописание.
Кк Кк
кк кк
картина карикатура корректор
Теперь, используя толковый словарь, найти
значение слов “картина”, “карикатура” и
“корректор” (на парте у каждого ученика лежит
толковый словарик Н.М. Неусыповой)
Что общего? В чём различие?
Почему в словарике нет значения слова
“корректор”? (словарь маленький, даны
толкования не всех слов).
Есть более полные словари. Например, словарь
С.И.Ожегова (учитель читает значение слова
“корректор)
III. Работа со словарём.
Сейчас мы с вами будем работать “корректорами”. Некоторые буквы в словах нечаянно стёрлись. Нужно записать правильно букву.
Словарь. Защ …тить от хол …да, н…чевал у л…сника, приб…жал д…мой, уг…стил в…дой, по…вилась л…ства в с…ду.
Почему вставляли ту или иную букву, устно
подбираем проверочные слова. На какое правило
пропущенная буква? (безударная гласная в корне
слова)
Прочитайте последнее словосочетание. Когда
появляется листва? (Весной)
Какие признаки весны? (появляется листва,
прилетают перелётные птицы, становится теплее)
А что необходимо птицам весной? (корм)
Как люди могут помочь им? (делать кормушки)
А что необходимо деревьям? (не ломать их и
ухаживать)
Что даёт нам лес? (место отдыха, кислород,
источник древесины, источник грибов и ягод)
А что дают садовые деревья? (фрукты)
Кто ухаживает за садом и его охраняет? (сторож)
IV. Работа над предложением.
Разобрать предложение по членам предложения, надписать части речи и выписать словосочетания.
Старожил (какой?) деревенский
Сторожил (что?) сад
Сад (какой?) колхозный
Что не является словосочетанием? (подлежащее и
сказуемое)
Сделать морфологический разбор имени
существительного старожил
Старожил – сущ.
- Кто? Старожил
- Начальная форма – старожил
- Подлежащее
Постоянные признаки : нариц., одуш.,м.р.,2скл.
Непостоянные признаки: в И.п., в ед.ч.
Что можно сказать об этом человеке? Можно сказать, что у него “золотые руки”?
V. Работа над словарным запасом
Давайте прочитаем пословицу: Золотые руки не
знают скуки.(пословица записана на доске)
В каком значении употреблено сочетание “золотые
руки”? Подберите синонимы (работящие, умелые).
Придумайте предложение, в котором слово
“золотые” употребляется в прямом смысле.
(Например: Золотые купола сверкали на солнце.)
О чем говориться в первом предложении? (о руках)
Какое слово помогло нам наиболее точно описать
руки? (золотые)
Какой частью речи является это слово? (имя
прилагательное)
Назовите признаки имени прилагательного:
– обозначает признак предмета
– изменяется по числам, родам и падежам
– в предложении чаще всего является
определением
Физкультминутка
VI. Работа над развитием речи
На доске записано стихотворение Н.Некрасова
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет тёмный лес.
На ручей, рябой и пёстрый,
За листком летит листок,
И струёй, сухой и острой,
Набегает холодок.
Найдите в стихотворении имена прилагательные
(заунывный, надломленная, тёмный, рябой, пёстрый,
сухой, пёстрый).
Какое настроение они передают?
А какие глаголы передают состояние тревоги?
(стонет, шепчет)
Назовите глаголы, которые “оживляют” картину
природы (гонит, летит, набегает).
О каком времени года идёт речь?
Записать все глаголы, выделить окончания и
определить спряжение глагола.
Как определить спряжение глагола?
– по неопределенной форме : если оканчивается на -ить, то это глагол II спряжения (кроме исключений), если на –ать, еть, оть, то это глагол I спряжения (исключения брить, стелить)
– по форме 3-го лица множественного числа: если глаголы имеют окончания -ут(ют), то глагол I спряжения, если окончание –ат(ят) – II спряжения.
Назовите признаки глагола:
– обозначает действие
– имеет три временные формы
– в прошедшем времени изменяется по родам, в настоящем и будущем времени – по лицам и числам
– в предложении является сказуемым
VII. Работа над развитием речи
Какой частью речи являются эти слова? (имена
существительные)
Подберите и запишите к каждому из них синоним.
Определите склонение имен существительных.
Назовите признаки имён существительных:
– обозначает предмет
– изменяется по числам, падежам, имеет категорию рода, в предложении, как правило, является подлежащим или дополнением
VIII. Подведение итогов
Итог урока подведём в виде викторины. Внимание! Читаю одно из описаний какой-либо из частей речи, а вы должны догадаться, что это за часть речи. Когда поймёте, что это за часть речи, то запишите любое слово этой части речи.
- Обозначает признак предмета (имя прилагательное).
- Изменяется по лицам (глагол).
- В предложении бывает подлежащими второстепенным членом предложения (имя существительное).
- Бывает мужского, женского или среднего рода, отвечает на вопрос кто? или что? (имя существительное).
- В предложении является сказуемым (глагол).
- Отвечает на вопрос какой? какая? какое? какие? (имя прилагательное).