Окружающий мир по теме "Как устроен организм человека"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: уметь распознавать органы человека, определять функции систем человеческого организма.

Задачи:

обучающие: познакомить с системами органов организма человека, их функциями, уметь самостоятельно работать с учебником, обосновывать своё мнение.

развивающие: развивать творческое мышление, речь, познавательные способности.

воспитательные: воспитывать чувство товарищества (умение работать в группе).

(На уроке системы органов разбираются обзорно, подробное изучение каждой системы органов будет производиться на следующих уроках)

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы учащихся: беседа, групповая работа, индивидуальная работа.

Необходимое техническое оборудование: Мультимедийная приставка, демонстрационный экран, ноутбук, ресурсы электронной коллекции ЦОР, учебник Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. 4 класс. (“Человек и природа”). Учебник в 2 частях. Часть 1.

Структура и ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Организационный момент.

– Ребята, вы много нового узнали, многому научились. Скажите, пожалуйста, что вам больше всего запомнилось из прошлых лет обучения по этому предмету, что больше всего понравилось? – Составьте все вместе слова из набора букв. Если слова будут составлены правильно, вы прочитаете пожелание.  
рим йищюажурко
мав вохепсу!
– Окружающий мир.
– Успехов вам!
Переверните карточки и прочитайте.

II. Актуализация знаний и постановка проблемы.

– Что мы изучали в прошлом году? – В прошлом году мы изучали различные экосистемы, живые организмы.
– Какие живые организмы вам известны? – Растения, грибы, животные, бактерии.
– Чем животные отличаются от других живых организмов? – Животные питаются готовыми органическими веществами, передвигаются, у них нет фотосинтеза.
– Какие группы животных вы знаете? – Одноклеточные, черви, кишечнополостные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери.
– Чем позвоночные отличаются от других животных? – Позвоночные имеют внутренний скелет.
– Какие позвоночные вам известны? – Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.
– В чём своеобразие строения млекопитающих (зверей)? – Звери – теплокровные, покрыты шерстью, имеют развитые органы чувств, заботятся о своём потомстве.
– Что такое обмен веществ? – Обмен веществами между организмом и окружающей средой.
– Как называется самая маленькая часть организма, в которой идёт обмен веществ? – Самая маленькая часть организма – клетка. Обмен веществ – выделение и поглощение веществ организмом.
– Что такое орган? – Это часть организма.
– Какие органы вы знаете? Какие органы есть у человека? Как вы думаете организм человека сложно устроен? – Органы: опорно-двигательной системы, пищеварения, дыхания, кровообращения, выделения, нервной системы; органы чувств: зрения, слуха, вкуса, осязания, обоняния.. У человека эти все органы есть. Мы думаем, что организм человека очень сложно устроен, ведь в нём столько различных органов.
– Проанализируйте все ваши ответы. Какой у вас возникает вопрос? – Какие преимущества имеет организм со сложным строением?

III. Изучение нового материала.

– Рассмотрите рисунки на с. 8 и выполните задание к ним. – Рассмотрите внешнее строение человека. Назови части его тела. Объясни, каково их значение для организма. – Голова – единственная часть тела, на которой сосредоточены органы чувств – зрения, слуха и обоняния. К органам осязания относится вся поверхность кожи, в том числе и головы – Руки – главные органы манипуляции внешними предметами, способные совершать самые разнообразные движения, в отличие от других органов тела человека. – Ноги – главные органы опоры человеческого тела и его перемещения в пространстве. – Туловище – это вместилище внутренних органов. Туловище защищает внутренние органы от повреждений.
– Может ли один орган выполнять общую задачу организма? Что для этого надо? – Один орган не в состоянии выполнить множество задач. Органам необходимо объединиться в группу и совместно выполнять поставленную задачу.
– Чтобы организм смог выполнить общие задачи, что должны делать органы? – Работать согласованно.
– Найдите в тексте учебника на с. 8, как называется такая группа органов. – Система органов – группа органов, связанных друг с другом и совместно выполняющих общую задачу.
– Давайте познакомимся с основными системами органов. – Рассмотрите строение основных систем органов человека на с. 9. Объясните, почему человек не может жить без этой системы?  
Работаем в группах. Повторим правила работы в группе. Правила работы в группе.

– Повторим правила работы в группе:

  1. Говори вежливо.
  2. Называй собеседника по имени.
  3. Говори громко, внятно, понятно.
  4. Если не понял, переспроси.
Выберем спикера, секретаря. 1) опорно-двигательная система;
2) органы пищеварения;
3) органы дыхания;
4) органы кровообращения;
5) органы выделения;
6) нервная система;
7) органы чувств;
8) органы размножения.
 
Демонстрируется 1 ресурс. Гиперссылка на ресурс № 1. – Первая группа рассматривала органы опорно-двигательной системы – Слушаем ответ первой группы. – Выступает спикер 1 группы. – Вы видите органы опорно-двигательной системы. Опорно-двигательная система состоит из скелета (череп, плечо, позвоночник, грудная клетка, предплечье, кисть, таз, бедро, голень, стопа) и мышц (двуглавая мышца, четырёхглавая мышца, дельтовидная мышца). Человек не может жить без опорно-двигательной системы, так как она служит опорой телу, позволяет ему двигаться и защищает внутренние органы.
– Спасибо за ответ. – Демонстрация 2 ресурса. Гиперссылка на ресурс № 2. – Вторая группа рассматривала органы пищеварения. Слушаем ответ второй группы. – Выступает спикер 2 группы. – Вы видите органы пищеварения – ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник. Человек не может жить без органов пищеварения, так как они снабжают организм человека питательными веществами и водой.
– Спасибо за ответ. – Демонстрация 3 ресурса. Гиперссылка на ресурс № 3. – Третья группа рассматривала органы дыхания. Слушаем ответ третьей группы. – Выступает спикер 3 группы. – Вы видите органы дыхания – носовая полость, трахея, лёгкие). Человек не может жить без органов дыхания, так как они обеспечивают организм кислородом и выводят углекислый газ.
– Спасибо за ответ. – Демонстрация 4 ресурса. Гиперссылка на ресурс № 4. – Четвёртая группа рассматривала органы кровообращения. Слушаем ответ четвёртой группы. – Выступает спикер 4 группы. – Вы видите органы кровообращения – сердце, сосуды. Человек не может жить без органов кровообращения, так как они переносят одни вещества к клеткам тела, другие из клеток.
– Спасибо за ответ. – Демонстрация 5 ресурса. Гиперссылка на ресурс № 5. – Пятая группа рассматривала органы выделения. Слушаем ответ пятой группы. – Выступает спикер 5 группы. – Вы видите органы выделения – почки, мочевой пузырь. Человек не может жить без органов выделения, так как они выводят из организма вредные и ненужные вещества.
– Спасибо за ответ. – Демонстрация 6 ресурса. Гиперссылка на ресурс № 6. – Шестая группа рассматривала органы нервной системы. Слушаем ответ шестой группы. – Выступает спикер 6 группы. – Вы видите органы нервной системы – головной мозг, спинной мозг, нервы. Человек не может жить без нервной системы, так как она управляет всем организмом.
– Спасибо за ответ. – Демонстрация 7 ресурса. Гиперссылка на ресурс № 7. – Седьмая группа рассматривала органы чувств. Слушаем ответ седьмой группы. – Выступает спикер 7 группы. – Вы видите органы чувств – органы зрения, органы обоняния, органы вкуса, органы слуха, органы осязания. Человек не может жить без органов чувств, так как они помогают человеку ориентироваться в мире.
– Спасибо за ответ. – Восьмая группа рассматривала органы размножения. Слушаем ответ седьмой группы. – Выступает спикер 8 группы. Человек не может жить без органов размножения, так как они обеспечивают зарождение ребёнка и его связь с организмом матери до появления на свет.
– Спасибо за ответ. – Как вы думаете, какая система органов самая важная? – Все системы органов важны, каждая выполняет в организме свою задачу.
– Как должны работать системы, чтобы организм мог выполнять поставленные перед ним задачи? – Как мы ответим на вопрос урока? – Системы должны работать слаженно. – Организм, имеющий сложное строение, может выполнять сложные задачи.

Физкультминутка

1) Маленький для маленьких.
2) Мак поднялся аленький.
3) Аленький поднялся.
4) Таким и остался.
5) Огляделся.
6) Присмотрелся, на солнышке согрелся.
7) Зарумянился, зардел!
  1. (Указывают высоту от пола ладонью правой руки)
  2. (Поднимаются на носочках вверх, руки тянут вверх)
  3. (Руки подняты высоко, затем опускаются на ширину плеч)
  4. (Застыть в последней позе на несколько секунд)
  5. (Крутят головой во все стороны, осматриваются)
  6. (Гладят плечи)
  7. (Выполняют круговые движения вокруг щёк)

V. Самостоятельное применение знаний.

– Ответьте на вопросы с. 11. 1) Какие системы органов различают у человека? 1) опорно-двигательная система; 2) органы пищеварения; 3) органы дыхания; 4) органы кровообращения; 5) органы выделения; 6) нервная система; 7) органы чувств; 8) органы размножения.
2) Какие органы обеспечивают нам возможность двигаться? – Опорно-двигательная система состоит из скелета (череп, плечо, позвоночник, грудная клетка, предплечье, кисть, таз, бедро, голень, стопа) и мышц (двуглавая мышца, четырёхглавая мышца, дельтовидная мышца). Человек не может жить без опорно-двигательной системы, так как она служит опорой телу, позволяет ему двигаться и защищает внутренние органы.
3) Какие органы дают организму возможность усваивать необходимые питательные вещества и воду? – Органы пищеварения – ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник. Человек не может жить без органов пищеварения, так как они снабжают организм человека питательными веществами и водой.
4) С помощью какой системы органов человечество восполняет свою численность? – Выполните задания из рабочей тетради с. 2 № 1, 2. – Органы размножения.
1) Органы человека можно условно разделить на несколько групп. Впиши в таблицу названия известных тебе органов или их систем. 2) а) Органы, которыми ты можешь управлять по своему желанию. – Органы, совершающие разнообразную работу: руки и ноги.
б) Органы, которые действуют самостоятельно, независимо от нашей воли. – Органы, восстанавливающие истраченные силы: желудок, кишечник, печень и др., лёгкие, сердце, сосуды. – Органы, управляющие организмом: головной и спинной мозг, нервы. а) Голова, руки, ноги, глаза, язык, зубы и т.д. б) Сердце, сосуды, желудок, печень, кишечник, почки, лёгкие и т.д.

VI. Итог урока. Рефлексия.

– Какова роль и необходимость систем органов? – Различные системы органов выполняют разную работу – каждая свою, но вместе они обеспечивают слаженную работу всего организма.
– Можно ли заменить систему органов на другую? – Заменить одну систему другой нельзя: у них разные задачи.
– Что удалось? – Что не удалось? Домашнее задание: Чтение учебника (тема 1). Задание № 3 в тетради с. 2.  

Приложение