Цель урока: уметь распознавать органы человека, определять функции систем человеческого организма.
Задачи:
обучающие: познакомить с системами органов организма человека, их функциями, уметь самостоятельно работать с учебником, обосновывать своё мнение.
развивающие: развивать творческое мышление, речь, познавательные способности.
воспитательные: воспитывать чувство товарищества (умение работать в группе).
(На уроке системы органов разбираются обзорно, подробное изучение каждой системы органов будет производиться на следующих уроках)
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы учащихся: беседа, групповая работа, индивидуальная работа.
Необходимое техническое оборудование: Мультимедийная приставка, демонстрационный экран, ноутбук, ресурсы электронной коллекции ЦОР, учебник Вахрушев А.А., Данилов Д.Д., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир. 4 класс. (“Человек и природа”). Учебник в 2 частях. Часть 1.
Структура и ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
I. Организационный момент. |
|
– Ребята, вы много нового узнали, многому научились. Скажите, пожалуйста, что вам больше всего запомнилось из прошлых лет обучения по этому предмету, что больше всего понравилось? – Составьте все вместе слова из набора букв. Если слова будут составлены правильно, вы прочитаете пожелание. | |
рим йищюажурко мав вохепсу! |
– Окружающий мир. – Успехов вам! |
Переверните карточки и прочитайте. | |
II. Актуализация знаний и постановка проблемы. |
|
– Что мы изучали в прошлом году? | – В прошлом году мы изучали различные экосистемы, живые организмы. |
– Какие живые организмы вам известны? | – Растения, грибы, животные, бактерии. |
– Чем животные отличаются от других живых организмов? | – Животные питаются готовыми органическими веществами, передвигаются, у них нет фотосинтеза. |
– Какие группы животных вы знаете? | – Одноклеточные, черви, кишечнополостные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. |
– Чем позвоночные отличаются от других животных? | – Позвоночные имеют внутренний скелет. |
– Какие позвоночные вам известны? | – Рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. |
– В чём своеобразие строения млекопитающих (зверей)? | – Звери – теплокровные, покрыты шерстью, имеют развитые органы чувств, заботятся о своём потомстве. |
– Что такое обмен веществ? | – Обмен веществами между организмом и окружающей средой. |
– Как называется самая маленькая часть организма, в которой идёт обмен веществ? | – Самая маленькая часть организма – клетка. Обмен веществ – выделение и поглощение веществ организмом. |
– Что такое орган? | – Это часть организма. |
– Какие органы вы знаете? Какие органы есть у человека? Как вы думаете организм человека сложно устроен? | – Органы: опорно-двигательной системы, пищеварения, дыхания, кровообращения, выделения, нервной системы; органы чувств: зрения, слуха, вкуса, осязания, обоняния.. У человека эти все органы есть. Мы думаем, что организм человека очень сложно устроен, ведь в нём столько различных органов. |
– Проанализируйте все ваши ответы. Какой у вас возникает вопрос? | – Какие преимущества имеет организм со сложным строением? |
III. Изучение нового материала. |
|
– Рассмотрите рисунки на с. 8 и выполните задание к ним. – Рассмотрите внешнее строение человека. Назови части его тела. Объясни, каково их значение для организма. | – Голова – единственная часть тела, на которой сосредоточены органы чувств – зрения, слуха и обоняния. К органам осязания относится вся поверхность кожи, в том числе и головы – Руки – главные органы манипуляции внешними предметами, способные совершать самые разнообразные движения, в отличие от других органов тела человека. – Ноги – главные органы опоры человеческого тела и его перемещения в пространстве. – Туловище – это вместилище внутренних органов. Туловище защищает внутренние органы от повреждений. |
– Может ли один орган выполнять общую задачу организма? Что для этого надо? | – Один орган не в состоянии выполнить множество задач. Органам необходимо объединиться в группу и совместно выполнять поставленную задачу. |
– Чтобы организм смог выполнить общие задачи, что должны делать органы? | – Работать согласованно. |
– Найдите в тексте учебника на с. 8, как называется такая группа органов. | – Система органов – группа органов, связанных друг с другом и совместно выполняющих общую задачу. |
– Давайте познакомимся с основными системами органов. – Рассмотрите строение основных систем органов человека на с. 9. Объясните, почему человек не может жить без этой системы? | |
Работаем в группах. Повторим правила работы в группе. | Правила работы в группе. – Повторим правила работы в группе:
|
Выберем спикера, секретаря. 1)
опорно-двигательная система; 2) органы пищеварения; 3) органы дыхания; 4) органы кровообращения; 5) органы выделения; 6) нервная система; 7) органы чувств; 8) органы размножения. |
|
Демонстрируется 1 ресурс. Гиперссылка на ресурс № 1. – Первая группа рассматривала органы опорно-двигательной системы – Слушаем ответ первой группы. | – Выступает спикер 1 группы. – Вы видите органы опорно-двигательной системы. Опорно-двигательная система состоит из скелета (череп, плечо, позвоночник, грудная клетка, предплечье, кисть, таз, бедро, голень, стопа) и мышц (двуглавая мышца, четырёхглавая мышца, дельтовидная мышца). Человек не может жить без опорно-двигательной системы, так как она служит опорой телу, позволяет ему двигаться и защищает внутренние органы. |
– Спасибо за ответ. – Демонстрация 2 ресурса. Гиперссылка на ресурс № 2. – Вторая группа рассматривала органы пищеварения. Слушаем ответ второй группы. | – Выступает спикер 2 группы. – Вы видите органы пищеварения – ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник. Человек не может жить без органов пищеварения, так как они снабжают организм человека питательными веществами и водой. |
– Спасибо за ответ. – Демонстрация 3 ресурса. Гиперссылка на ресурс № 3. – Третья группа рассматривала органы дыхания. Слушаем ответ третьей группы. | – Выступает спикер 3 группы. – Вы видите органы дыхания – носовая полость, трахея, лёгкие). Человек не может жить без органов дыхания, так как они обеспечивают организм кислородом и выводят углекислый газ. |
– Спасибо за ответ. – Демонстрация 4 ресурса. Гиперссылка на ресурс № 4. – Четвёртая группа рассматривала органы кровообращения. Слушаем ответ четвёртой группы. | – Выступает спикер 4 группы. – Вы видите органы кровообращения – сердце, сосуды. Человек не может жить без органов кровообращения, так как они переносят одни вещества к клеткам тела, другие из клеток. |
– Спасибо за ответ. – Демонстрация 5 ресурса. Гиперссылка на ресурс № 5. – Пятая группа рассматривала органы выделения. Слушаем ответ пятой группы. | – Выступает спикер 5 группы. – Вы видите органы выделения – почки, мочевой пузырь. Человек не может жить без органов выделения, так как они выводят из организма вредные и ненужные вещества. |
– Спасибо за ответ. – Демонстрация 6 ресурса. Гиперссылка на ресурс № 6. – Шестая группа рассматривала органы нервной системы. Слушаем ответ шестой группы. | – Выступает спикер 6 группы. – Вы видите органы нервной системы – головной мозг, спинной мозг, нервы. Человек не может жить без нервной системы, так как она управляет всем организмом. |
– Спасибо за ответ. – Демонстрация 7 ресурса. Гиперссылка на ресурс № 7. – Седьмая группа рассматривала органы чувств. Слушаем ответ седьмой группы. | – Выступает спикер 7 группы. – Вы видите органы чувств – органы зрения, органы обоняния, органы вкуса, органы слуха, органы осязания. Человек не может жить без органов чувств, так как они помогают человеку ориентироваться в мире. |
– Спасибо за ответ. – Восьмая группа рассматривала органы размножения. Слушаем ответ седьмой группы. | – Выступает спикер 8 группы. Человек не может жить без органов размножения, так как они обеспечивают зарождение ребёнка и его связь с организмом матери до появления на свет. |
– Спасибо за ответ. – Как вы думаете, какая система органов самая важная? | – Все системы органов важны, каждая выполняет в организме свою задачу. |
– Как должны работать системы, чтобы организм мог выполнять поставленные перед ним задачи? – Как мы ответим на вопрос урока? | – Системы должны работать слаженно. – Организм, имеющий сложное строение, может выполнять сложные задачи. |
Физкультминутка |
|
1) Маленький для маленьких. 2) Мак поднялся аленький. 3) Аленький поднялся. 4) Таким и остался. 5) Огляделся. 6) Присмотрелся, на солнышке согрелся. 7) Зарумянился, зардел! |
|
V. Самостоятельное применение знаний. |
|
– Ответьте на вопросы с. 11. 1) Какие системы органов различают у человека? | 1) опорно-двигательная система; 2) органы пищеварения; 3) органы дыхания; 4) органы кровообращения; 5) органы выделения; 6) нервная система; 7) органы чувств; 8) органы размножения. |
2) Какие органы обеспечивают нам возможность двигаться? | – Опорно-двигательная система состоит из скелета (череп, плечо, позвоночник, грудная клетка, предплечье, кисть, таз, бедро, голень, стопа) и мышц (двуглавая мышца, четырёхглавая мышца, дельтовидная мышца). Человек не может жить без опорно-двигательной системы, так как она служит опорой телу, позволяет ему двигаться и защищает внутренние органы. |
3) Какие органы дают организму возможность усваивать необходимые питательные вещества и воду? | – Органы пищеварения – ротовая полость, пищевод, желудок, кишечник. Человек не может жить без органов пищеварения, так как они снабжают организм человека питательными веществами и водой. |
4) С помощью какой системы органов человечество восполняет свою численность? – Выполните задания из рабочей тетради с. 2 № 1, 2. | – Органы размножения. |
1) Органы человека можно условно разделить на несколько групп. Впиши в таблицу названия известных тебе органов или их систем. 2) а) Органы, которыми ты можешь управлять по своему желанию. | – Органы, совершающие разнообразную работу: руки и ноги. |
б) Органы, которые действуют самостоятельно, независимо от нашей воли. | – Органы, восстанавливающие истраченные силы: желудок, кишечник, печень и др., лёгкие, сердце, сосуды. – Органы, управляющие организмом: головной и спинной мозг, нервы. а) Голова, руки, ноги, глаза, язык, зубы и т.д. б) Сердце, сосуды, желудок, печень, кишечник, почки, лёгкие и т.д. |
VI. Итог урока. Рефлексия. |
|
– Какова роль и необходимость систем органов? | – Различные системы органов выполняют разную работу – каждая свою, но вместе они обеспечивают слаженную работу всего организма. |
– Можно ли заменить систему органов на другую? | – Заменить одну систему другой нельзя: у них разные задачи. |
– Что удалось? – Что не удалось? Домашнее задание: Чтение учебника (тема 1). Задание № 3 в тетради с. 2. |