В последнее время в России все больший размах принимает развитие служб ранней помощи (СРП) при дошкольных образовательных учреждениях (подробнее см. Приложение 1). Основное направление в работе СРП – это предупреждение и профилактика различных нарушений и отклонений в развитии, работа с семьей ребенка находящегося в зоне риска. Основной контингент – это дети первых лет жизни, имеющие разные проблемы со здоровьем, как наследственные, так и приобретенного характера с неярко выраженными отклонениями в развитии по типу задержки психического развития (ЗПР), задержки темпов речевого развития (ЗРР); дети с эмоциональными расстройствами разной этиологии и степени выраженности, дети со сложной структурой нарушения.
Реализация федеральных государственных требований в службе ранней помощи требует нового подхода к организации воспитательно-образовательного процесса. Комплексно-тематическое планирование работы, позволяет педагогам СРП определить алгоритм интеграции образовательных областей при использовании разнообразных форм работы. Каждая лексическая тема рассчитана на изучение в течение двух недель. Одной из таких форм работы является организация продуктивной деятельность на групповых игровых сеансах в детско-родительских группах. В основе лежит деятельность самого ребенка, в процессе которой он сам добывает новые знания, повышает деятельностную и информационную компетентность.
Известно, что педагогически грамотно организованная продуктивная деятельность оказывает существенную роль в коррекции познавательной деятельности, формировании познавательных потребностей целеустремленности, ответственности и уверенности в своих силах, развитии необходимых умений и навыков ручной умелости, контроля процесса и оценки результатов деятельности.
Основными теоретическими положениями для разработки перспективного планирования работы с детьми раннего возраста в СРП ГБОУ ДС № 497 послужили:
- теория психического развития Л.С. Выготского, А.Р. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, утверждающая принцип прижизненного формирования основных психологических структур в активной деятельности ребенка, направленной на присвоение социально-культурного опыта;
- положение о единстве основных закономерностей психического развития детей как в норме, так для патологического развития.
Виды продуктивной деятельности, которые мы используем в работе с детьми, очень актуальны, так как позволяют работать с эмоциональными проблемами ребенка, позволяют опосредованно решать коммуникативные проблемы ребенка, а также позволяют корректировать детско-родительские отношения.
В нашей службе ранней помощи мы применяем широкий круг разнообразных материалов, инструментов и техник, которые увлекают, захватывают детей и родителей, побуждают их к активному действию, экспериментированию, расширяют рамки представлений о характере и возможностях продуктивной деятельности:
- Рисование красками – дети учатся смешивать краски на листе бумаги, ритмично наносить красочные пятна-мазки с помощью пальцев руки (пальчиковое примакивание), выполняют оттиск ладошкой с последующей дорисовкой деталей кистью, украшают поверхность с помощью специальных штампиков, проводят линии кистью в любом направлении.
- Аппликации из цветной бумаги – один из самых простых и эффективных способов работы с бумагой. Техника основана на вырезании деталей, наложении их на фон и закреплении.
- Бумажная пластика – это создание объемных, рельефных и плоскостных образов из листа бумаги, используя технику неоднократного складывания, скручивания, придавая ей разнообразные формы, соединяя детали с помощью клея.
- Лепка из пластилина и теста – базируется на простых геометрических формах (шаре, цилиндре, конусе и жгуте). Простые работы представляют собой только исходные формы. Более сложные формы получаются доработкой при помощи приемов: раскатывание шарика круговыми движениями, вытягивание формы, расплющивание, разминание, отщипывание, сплющивание, “шлепанье”.
- Комбинированная аппликация (групповая работа) – это способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветных бусин, бисера и т.д.,
- Создание коллажей из различных природных материалов – способствует развитию у детей интереса к необычному, учит неожиданному способу украшения лепной поверхности, мелкие формы вдавливаются в лепную пластину, заполняя ее и создавая выразительный узор.
Тема любого вида продуктивной деятельности, зависит прежде всего от темы по перспективному плану, а также зависит от возможностей детей с которыми мы в данный момент работаем, от их психологических особенностей (см. таблицу №1).
Важно понимать, что бывают дети, которые например не любят трогать что-то липкое или не хотят прикасаться руками к краске, также бывают дети, которым трудно привыкать к чему-то новому, трудно взаимодействовать с другими детьми, даже при условии, что малыш сидит на руках у мамы.
Необходимо отметить, что каждый сеанс продуктивной деятельности включает в себя несколько этапов:
- Подготовка специалистом предметов для продуктивной деятельности (кисточки, краски, цветная бумага, клей, листы бумаги, цветного или белого картона).
- Организация пространства для продуктивной деятельности (стелется клеенка на стол, подготавливаются предметы для продуктивной деятельности). Очень важно, чтобы продуктивная деятельность проходила в помещении отдельном от проведения основного игрового сеанса. Это необходимо, чтобы:
- У детей раннего возраста формировалось представление, что рисование красками, поделки аппликации и т.п., это отдельный вид деятельности, который должен происходить в отдельном помещении, то есть не там где происходит игра, или проводится чаепитие.
- Это важно для формирования у ребенка организации пространства, понимание, что каждый вид игры (деятельности) требует своего помещения.
- Когда дети приходят на игровой сеанс продуктивной деятельности, очень важно побудить малыша одеть фартук, который не даст малышу испачкать одежду, и даст ребенку ощущение, что он в данный момент художник, занимается важным, серьезным делом.
- Перед началом продуктивной деятельности хорошо, если специалист обозначит звонком колокольчика начало сеанса, что поможет ребенку подготовится к тому что будет происходить дальше. Это поможет ему в дальнейшем ориентироваться, что когда звенит колокольчик, значит начинается рисование, лепка или аппликация.
- Во время продуктивной деятельности специалист должен побуждать ребенка к самостоятельным действиям, а также побуждать родителей – с одной стороны – быть помощниками ребенку, сопровождать его во время продуктивной деятельности – с другой стороны – не навязывать малышу своего мнения, позволять самостоятельно выбирать цвет краски, которую он хочет, цвет листа цветной бумаги или картона, который он хочет наклеить и т.д. Очень важно, чтобы в путешествии с ребенком в продуктивной деятельности взрослый был бы не как директивный педагог, а как помощник, помогающий ребенку сделать красивую картинку и получить от этого положительную эмоцию.
- В конце сеанса продуктивной деятельности специалист побуждает каждого ребенка показать, что у него получилось, и просит мам помочь ребенку подписать свою работу, если возможно, придумать ей название (безусловно, больше относится к мамам).
- После того, как все работы названы и подписаны, они вывешиваются на выставку, дети и родители хлопают друг другу, специалист хвалит детей.
Важно понимать, что при работе с детьми раннего возраста с особенностями в развитии, у которых присутствуют трудности в различных сферах, в том числе и в социальной сфере, а также в области моторики, нужно, чтобы ребенок был не просто объектом, руками которого родители водят по бумаге, или лепят его руками из пластилина, а чтобы ребенок был автором в работе. Родители помогали бы ребенку, поддерживали его, подбадривая и успокаивая, если у ребенка что-то не получается. Также, очень хорошо, когда и сами родители участвуют в продуктивной деятельности, ставят себя на его место, пытаясь понять, что может чувствовать ребенок, когда у него удача, или наоборот, когда у него что-то не получается.
План-конспект игрового сеанса
Игровой сеанс может продолжаться от одного часа до полутора и включает в себя организованную игровую деятельность при активном участие родителей. Специалисты СРП демонстрируют взрослым образцы коррекционно-развивающих игр и упражнений, с помощью которых формируются зоны актуального и ближайшего развития. В игровом сеансе одновременно принимают участие несколько специалистов: социальный педагог, педагог психолог, учитель-логопед, педагог дополнительного образования (музыкальный руководитель).
Ход игрового сеанса
Организационный момент.
Звучит музыка, специалист приветствует входящих в зал. Родители и дети удобно располагаются сидя на ковре.
Психолог:
Здравствуй (имя ребенка), здравствуй миленький,
Мы похлопаем в ладоши, здравствуй (имя ребенка).
Здравствуйте взрослые, здравствуйте милые,
Мы похлопаем в ладоши, здравствуйте взрослые.
Психолог здоровается со всеми детьми и со взрослыми.
Основная часть: Игра в погремушки.
Цель: Развивать умение действовать в соответствии со словами текста. Воспитывать внимание. Вызывать положительные эмоции.
Содержание игры: Педагог поет песню на слова М. Александровой, дети выполняют движения с погремушками по показу взрослого.
Слова песни |
Действия |
Динь, динь, динь-динь-дон Всюду слышен перезвон Погремушечка играет, Всех ребяток забавляет. Погремушечка играет, Всех ребяток забавляет. |
Бегают по залу, гремя погремушками. |
Прячем за спину игрушки, Вот и нет здесь погремушки! |
Дети прячут погремушки за спину, ведущий ищет. |
Динь, динь, высоко, Будет слышно далеко. Погремушечка играет, Наших деток забавляет. Погремушечка играет, Наших деток забавляет. |
Двигательный блок
: Танец “Чок-чок каблучок”.Медленная музыка сменяется быстрой, и дети весело танцуют.
Мы походим на носочках,
А потом – на пяточках,
Будем весело скакать,
Танцевать вприсядочку!
Хлопай – хлоп, хлоп, хлоп,
Хлопай – хлоп, хлоп, хлоп!
Чок-чок каблучок,
Чок-чок каблучок!
Топай – топ, топ, топ,
Топай – топ, топ, топ!
Чок-чок каблучок,
Чок-чок каблучок!
Прыгай – прыг, прыг, прыг,
Прыгай – прыг, прыг, прыг!
Чок-чок каблучок,
Чок-чок каблучок!
Хоровод “Вот какая елка”.
Музыка В. Петровой, слова Л. Спарбер.
Слова |
Действия |
Возле елочки нарядной Детки побежали. Возле елочки нарядной Ножки замелькали. |
Дети парами с родителями бегут по кругу, руки на поясе. |
Да, да, да! Да, да, да! Вот какая елка! Да, да, да! Да, да, да! Вот какая елка! |
Останавливаются лицом в круг и хлопают в ладоши. |
Возле елочки нарядной Детки покружились. Возле елочки нарядной Детки веселились. |
Кружатся на месте, руки слегка подняты, выполняются движения “ручки пляшут” |
Да, да, да! Да, да, да! Вот какая елка! Да, да, да! Да, да, да! Вот какая елка! |
Останавливаются лицом в круг и хлопают в ладоши. |
Возле елочки нарядной Все пошли вприсядку. Возле елочки нарядной Весело ребяткам. |
Руки на поясе, выполняю небольшие повороты вправо-влево. |
Да, да, да! Да, да, да! Вот какая елка! Да, да, да! Да, да, да! Вот какая елка! |
Останавливаются лицом в круг и хлопают в ладоши. |
Возле елочки нарядной Детки побежали. Возле елочки нарядной Ножки замелькали. |
Дети с родителями бегут по кругу, образуют хоровод. |
Развитие речи.
Дефектолог рассказывает и показывает картинку:
Наступила Зима. Стало холодно. На улице много
снега. Он белый и холодный. Деревья стоят голые,
без листочков. Дует сильный ветер. Дети слепили
снеговика. Это зима!
– Ой, ребята посмотрите, кто к нам пришел?
Здравствуй снеговик!
Снеговик принес Вам 2 ведра, посмотрите! В этом
ведре снег, он белый, холодный, мокрый. Потрогайте
его! Какой снег?
– А в этом ведре вата, она белая, теплая, сухая.
Потрогайте ее, какая она?
А теперь давайте поиграем. Матвей, закрой глаза.
Потрогай и скажи, что это?
Дыхательное упражнение.
Посмотрите, какие легкие снежинки. Поиграем с ними. Дефектолог произносит слова дыхательной гимнастики и побуждает детей к выполнению упражнения.
Слова |
Действия |
Как подул Дед Мороз – В воздухе морозном Полетели, закружились Ледяные звезды! |
Педагог посыпает ручки детей
искусственным снегом (можно использовать ватные
шарики), дети дуют на снежинки, наблюдая за кружением снежинок. Упражнение выполняется сидя на стульях. |
Дефектолог: Ручки у наших детей замерзли, надо их согреть. Предлагает выполнить пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика.
Руки в кулаки сожмем
И немножко подождем.
На ладошечки подуем,
Все снежинки мы с них сдуем.
Каждый пальчик мы возьмем,
Сильно на него нажмем.
Показ кукольного спектакля по русской народной сказке “Варежка”.
Слова автора: Лежала в поле зимой варежка, кто-то шел, и обронил ее. Шла мимо мышка-норушка, видит, лежит варежка и спрашивает:
Мышка-норушка: кто-кто в домике живет? Кто-кто в варежке живет? Никого тут нет, тогда я сама здесь буду жить.
Слова автора: Стала там мышка-норушка жить-поживать и добра наживать. Идет мимо лягушка-квакушка, видит варежка лежит, постучалась:
Лягушка-квакушка: кто-кто в домике живет? Кто-то в варежке живет?
Мышка-норушка: это я мышка-норушка, а ты кто?
Лягушка-квакушка: это я лягушка-квакушка, пусти меня к себе жить, холодно зимой без домика.
Слова автора: стали они вместе жить-поживать. Идет мимо зайчик-побегайчик, видит лежит варежка в поле, постучался:
Зайчик-побегайчик: кто-кто в домике живет? Кто-то в варежке живет?
Мышка-норушка: это я мышка-норушка
Лягушка-квакушка: это я лягушка-квакушка. А ты кто?
Зайчик-побегайчик: я зайчик-побегайчик, пустите меня к себе жить, холодно зимой без домика.
Слова автора: И стали они вместе жить в варежке. Идет мимо лисичка-сестричка, видит в поле варежка, постучалась лисичка:
Лисичка-сестричка: кто-кто в домике живет? Кто-то в варежке живет?
Мышка-норушка: это я мышка-норушка
Лягушка-квакушка: это я лягушка-квакушка.
Зайчик-побегайчик: это я зайчик-побегайчик. А ты кто?
Лисичка-сестричка: я лисичка-сестричка, пустите меня к себе жить, холодно зимой без домика.
Слова автора: Пустили они лису, стали жить поживать и добра наживать. Тут идет мимо мишка-топтыжка, видит в поле варежка, подошел к ней, постучался и спрашивает:
Мишка-топтыжка: кто-кто в домике живет? Кто-то в варежке живет?
Мышка-норушка: это я мышка-норушка
Лягушка-квакушка: это я лягушка-квакушка
Зайчик-побегайчик: это я зайчик-побегайчик
Лисичка-сестричка: это я лисичка-сестричка. А ты кто?
Мишка-топтыжка: я мишка-топтыжка, пустите меня к себе жить, холодной зимой без домика.
Мышка-норушка: что ты мишенька, ты к нам не поместишься, ты слишком большой для нашего домика.
Мишка-топтыжка: А я все-таки попробую!
Слова автора: Полез мишка в варежку, разорвал ее, только все звери успели разбежаться. Тут и сказки конец. Давайте похлопаем артистам.
Дети хлопают.
Игра с медведем.
Проводит социальный педагог.
Социальный педагог:
Ребята давайте и мы с Мишкой-топтыжкой поиграем!Как-то мы в лесу гуляли,
И медведя увидали.
Он под елкой лежит,
Растянулся и храпит.
Мы вокруг него ходили,
Косолапого будили.
Раздаются хлопки детей: хлоп-хлоп
Ну-ка мишка, вставай
И скорей нас догоняй!
Дети разбегаются, социальный педагог с игрушкой в руках догоняет.
Заключительная часть: Игра со свечой.
Свет приглушается. Зажигается свечка, педагог психолог поет песенку:
Ночь за окном, тишина.
На полу горит одна свеча.
Только слышно, как шуршунчики шуршат: шр-шр.
Ночь за окном, тишина.
На полу горит одна свеча.
Только слышно, как бурчунчики бурчат: бр-бр.
Только слышно, как бурчунчики бурчат: бр-бр.
Ночь за окном, тишина.
На полу горит одна свеча.
Только слышно дождик: кап-кап-кап.
Только слышно дождик: кап-кап-кап.
А теперь мы будем свечку задувать…
После того как дети по очереди задувают свечку, они вместе с родителями переходят в другое помещение на продуктивную деятельность.
Продуктивная деятельность:
Аппликация “Деревья”.Цель:
Продолжаем вызывать эмоциональный отклик в процессе наблюдения за зимней природой.Материал:
тонированные в голубой цвет листы бумаги А4 (допустимо использовать цветной картон), шаблоны “силуэт кроны дерева” бумажная салфетка, нарезанные полоски цветной бумаги коричневого цвета, клей, кисточка.Ход выполнения:
Педагог просит посмотреть в окно и говорит: “Наступила зима, деревья стоят раздетые. На улице много снега”.Педагог учит детей правильно держать кисточку и наносить клей на лист бумаги.
По окончании занятия, каждый ребенок вместе с родителем проверяет место своей работы, убирает за собой дидактический материал.
Ритуал прощания: Специалисты прощаются с детьми в кругу, проговаривая слова:
До свиданье, до свиданье,
С вами было хорошо,
До свиданье, до свиданье,
Приходите к нам еще!