Содержание урока: расширение знаний учащихся о М.В.Ломоносове как о великом русском учёном.
Цели урока:
- познакомить учащихся с достижениями М.В.Ломоносова в разных областях гуманитарных наук: истории, литературе, языкознании, искусствоведении;
- на примере жизни и творчества М.В.Ломоносова воспитывать в учащихся положительную мотивацию к учению, чувство патриотизма и любви к Родине;
- показать наличие метапредметных связей в области литературы, истории, языкознания, МХК, искусствоведения.
Оборудование:
компьютер;
ХОД УРОКА
Вступительное слово 1 ведущего: Добрый день, ребята. Мы сегодня проводим интегрированный урок истории и литературы.
Вступительное слово 2 ведущего: Здравствуйте, уважаемые гости. Сегодня мы приглашаем Вас к разговору на тему “Через учение счастлив будет…”. Это слова из письма М.В.Ломоносова, адресованные его 13-летнему племяннику. Получается, по словам Ломоносова, путь к счастью человека лежит через учение.
1 ведущий: Прежде чем мы перейдём к теме нашего урока, давайте выполним одно несложное упражнение.
Упражнение “Салфетка”.
Инструкция: На ваших столах лежат бумажные салфетки. Возьмите, пожалуйста, по одной и сверните её пополам любым способом. Оторвите с любого края уголок. Сверните её ещё раз пополам и опять оторвите кусочек с любого уголка. Сверните в третий раз пополам и снова оторвите. А теперь разверните и продемонстрируйте то, что у вас получилось.
Вряд ли найдётся пара салфеток, на которых повторяется рисунок. Как вы думаете, почему мы получили такой результат? Дети отвечают.
2 ведущий. Каждый человек уникален, он обладает только ему присущими качествами. Разговор наш сегодня пойдёт о великом русском учёном, гениальном, уникальном человеке М.В.Ломоносове. Наша с вами задача – понять, в чём уникальность этого человека, чем заслужил он всеобщее признание и уважение, почему он стал знаменитым, известным всему миру. И первый вопрос, на который нам предстоит ответить: что же сделало этого человека уникальным?
Ответ скрыт на экране. Чтобы ответить на этот вопрос, каждой группе мы предлагаем такие задания: в красных конвертах возьмите на карточках слова и попробуйте из них составить пословицу. За верное выполнение вы получаете приз, то есть возможность открыть одну букву.
Задание “Составь пословицу” (выполняется в группах). (На столах разрезанные пословицы: Кто хочет много знать, тому мало надо спать. Незнайка лежит, а знайка далеко бежит. Корень учения горек, да плод его сладок. Учись доброму, худое на ум не пойдёт. Красна птица перьем, а человек уменьем. На экране за каждую правильно составленную пословицу открываем буквы. В итоге составляем слово “знание”). Делаем вывод: так что же сделало уникальным, знаменитым М.В.Ломоносова? (слайд 2)
1 ведущий. Нынешнему поколению Ломоносов почти неизвестен. Ломоносов из тех гениев, которые появляются в истории народов не то чтобы раз в тысячелетие, а вообще – один только раз появляются.
2 ведущий: (слайд 3) “Все испытал и все проник” – эти слова принадлежат А.С Пушкину и сказаны о Ломоносове. И хотя в несколько строк невозможно вместить судьбу великого русского ученого, это пушкинское высказывание заставляет задуматься об удивительно многогранной деятельности Ломоносова, о гениальности и смелости его мысли. Невозможно, конечно, за один урок осветить все сферы деятельности этого человека, так как нет такой области науки, где он не оставил бы яркого, заметного следа, поэтому сегодня мы остановимся в основном на открытиях, преобразованиях Ломоносова в гуманитарных науках: истории, литературе, языкознании, искусствоведении. При подготовке к уроку у нас работали 5 групп исследователей, которые изучали различные сферы знания Ломоносова.
1 ведущий. О первых годах жизни М.В. Ломоносова имеется немного сведений, основаны они на воспоминаниях, написанных им самим. Трудную и нелёгкую жизнь прожил этот удивительный учёный-энциклопедист, первый русский академик.
Давайте предоставим слово нашим биографам. Выступление биографов будет сопровождаться иллюстрациями. Внимательно слушайте и смотрите на экран, потому что в конце выступления вам будет предложено задание.
1 биограф (слайд 4). Верстах в 80 от Архангельска Северная Двина круто поворачивает на север и разделяется на несколько рукавов и протоков, между которыми лежат девять больших и малых островов. Один из них – Куростров, расположенный прямо против Холмогор. На острове к началу XVIII века было несколько небольших деревень, в которых жили крестьяне. Богат был их край рыбою, зверем и лесом. И поморы (так они себя называли) славились как отважные мореходы. Ходили они на своих судах в Белое море, в Ледовитый океан.
2 биограф (слайд 5). Здесь, на Курострове, в деревне Мишанинской Холмогорского уезда Архангельской губернии 8 ноября 1711 года у промысловика Василия Дорофеевича Ломоносова родился сын Михайло.
(Слайд 6) 3 биограф М.В. Ломоносов рано познал трудовую жизнь. С десятилетнего возраста он начал помогать отцу. Ранней весной они отправлялись на рыбный промысел. Как и другие поморские мальчишки, учился у отца его ремеслу, постигал вековую мудрость поморов.
4 биограф. От матери Елены Ивановны в юном возрасте Ломоносов научился читать и получил охоту к чтению; позднее она, по-видимому, была поддержана в нём поморами-старообрядцами. Рано, по-видимому, зародилось в Ломоносове сознание необходимости “науки”, знания. Михаил рано обучился грамоте и пристрастился к чтению. Грамотные местные крестьяне привезли ему книги из Москвы, из которых он особенно полюбил славянскую грамматику Милетия Смотрицкого, стихотворную Псалтирь Симеона Полоцкого и арифметику Магницкого.
5 биограф (в рубахе и лаптях). Сам Ломоносов впоследствии вспоминал: “Матери я лишился, когда мне было 9 лет. Имеючи отца по натуре доброго человека, однако, в крайнем невежестве воспитанного, и злую и завистливую мачеху, которая считала, что я сижу по-пустому за книгами, я принуждён был читать и учиться чему возможно было в уединённых и пустых местах, терпя стужу и голод. Знакомство с книгами убедило меня в необходимости учиться, чтобы познать окружающий мир. Страсть к науке, тяжелая обстановка в семье заставили меня оставить родной дом и отправиться в Москву (слайд 7)
2 ведущий. “Жажда знаний была сильной страстью всея души, исполненной страстей”, – сказал о Ломоносове впоследствии А.С. Пушкин.
1 биограф.
Невод рыбак расстилал на берегу студёного моря;
Мальчик отцу помогал. Отрок, оставь рыбака!
Иные тебя ожидают заботы:
Будешь умы умолять, будешь помощник царя! –
писал А.С. Пушкин в своем стихотворении “Отрок”.
2 биограф. В январе 1731 г. М. Ломоносов, скрыв крестьянское происхождение и назвавшись сыном холмогорского дворянина, поступил в Славяно-греко-латинскую академию (слайд 8), лучшее в тогдашней России учебное заведение.
5 биограф. “Малые ребята кричат и перстами указывают: смотри-де, какой болван лет в двадцать приехал латыни учиться…. Имея один алтын в день жалования нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку кваса, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом, я жил пять лет и наук не оставил”.
3 биограф. В ноябре 1735 года в числе 12-ти лучших учеников академии Михайлу Ломоносова отрекомендовали в университет при Петербургской Академии наук, (слайд 9) где в течение 8-ми месяцев он изучал экспериментальную физику и много занимался проблемами стихосложения.
В сентябре 1736 года Ломоносов направлен на учёбу в Германию для изучения химии и горного дела.
4 биограф. В 1741 году сформировавшимся учёным возвращается в Россию, в Петербургскую Академию наук. Солидная научная подготовка, полученная в Германии, позволила ему рассчитывать на занятие высокой научной должности.
1 ведущий: А в заключение группа биографов предлагает вам решить кроссворд. Если кроссворд будет решен правильно. то мы сможем прочитать название науки, в развитие которой Ломоносов внес неоценимый вклад. Внимание на экран. (Слайд 10 -17)
Итак, в развитие какой науки внес большой вклад Ломоносов?
Для Ломоносова история была удивительной наукой, поэтому он писал: “Открой мне бывшие, о древность, времена; Ты разности вещей и чудных дел полна”. (Слайд 18) Чтобы лучше понять личность Ломоносова, нужно представить себе время, в котором он жил. Ломоносову всегда интересны были события прошлого.
1 историк. Это была эпоха быстрых перемен. Сколько императоров и императриц сменилось на троне России за неполные 54 года жизни М. Ломоносова. (Слайд 19). Это и Пётр I Великий, Екатерина I, Пётр II, Анна Иоановна, Иоанн VI, Елизавета Петровна, Пётр III, Екатерина II Великая.
2 ведущий: Предлагаем вашему вниманию сцену времени правления Елизаветы Петровны.
Елизавета пишет письмо (2 историк): Хочу к тебе за помощью обратиться. Слышала, что имеешь ты склонность большую к изучению летописей, истории нашей российской. Знаешь, Михайла Васильевич, что втянулись мы нынче в войну в Европе, а враги наши распространяют многочисленные пасквили, всякие небылицы о стране нашей, особо стараются Англия и Пруссия. Надо нам, чтобы вышла в Европе книга о настоящей России, написанная профессором слова. Знаю, что ты давно собираешь материалы по истории Отчизны нашей. Знаю, что привлекает тебя особенно время отца нашего Петра Алексеевича. Знаю, что хотел бы ты сам продолжить дело написания истории. Тебе известны хорошо сведения об устройстве страны, копии документов, царских указов, дипломатических бумаг, военных донесений, писем царя Петра…. Да, впрочем, ты, Михайла Васильевич, лучше моего знаешь, что для того надо….
3 историк. В 1740-х г. М.В. Ломоносов приступил к серьезным занятиям русской историей, в результате чего появился уникальный труд “Древняя Российская история”. (Слайд 20) Книга эта ознакомила Европу с историей российской, поразила всемогущей силой страны нашей.
1 ведущий: Происхождение древнерусского государства (слайд 21) является основной темой исторических исследований Ломоносова.
Вопросы:
- Что такое государство?
- Как называлось древнерусское государство? Когда оно было образовано?
- Какие теории происхождения древнерусского государства вы можете назвать?
М.В.Ломоносов был одним из первых, кто выступил с критикой “норманнской теории”, считая ее клеветой на древних славян. В своих исторических трудах он показал этнические различия скандинавов и славян, роль и место славян во всемирной истории. Именно он стал основоположником “ антинорманнской теории”.
Задание: Возьмите синий конверт, в котором даны факты, характеризующие норманнскую и антинорманнскую теории. Распределите по группам эти факты. В первую группу отнесите факты, раскрывающие суть норманнской теории, во вторую – антинорманнской. Давайте проверим, что у вас получилось. Внимание на экран. (Слайд 22 – норманнская) (Слайд 23 – антинорманнская). Многие из выводов Михаила Ломоносова, касающиеся развития Руси, нашли свое подтверждение и в современной исторической науке.
4 историк. Горячий патриот России, Ломоносов задумал основать университет в Москве. Он составил проект его организации и предложил создать при университете гимназии. “Указ об учреждении в Москве университета” был подписан 25 января 1755 года. В отличие от западноевропейских университетов преподавание в нем велось не на латинском, а на русскомязыке. В университете могли учиться дети не только дворян, но и других сословий. В настоящее время Московский Государственный Университет носит имя М.В. Ломоносова. (Слайд 24 )
2 ведущий. “Механик, художник, историк, химик, он все испытал и все проник …” , – так писал А.С.Пушкин о М.В.Ломоносове. Давайте предоставим слово нашим искусствоведам. (2 группа) (слайд 25).
1 искусствовед: В 1746 году был издан указ о постройке химической лаборатории (Слайд 26). К тому времени Ломоносов Высочайшим указом Елизаветы Петровны был назначен профессором химии и стал действительным членом Российской Академии наук. Первым, с чего начал Ломоносов работу в новой химической лаборатории, было изготовление окрашенных стёкол. Мозаичная палитра до нескольких тысяч оттенков хранилась итальянскими мастерами в большом секрете. Ломоносов поставил перед собой цель – раскрыть эту тайну.
2 искусствовед: В ходе исследования после почти четырех тысяч опытов Ломоносову удалось возродить древнее искусство мозаики, найти рецепты цветных стекол и специальной мозаичной массы – смальты. (Слайд 27) Ломоносов открывает способ получать смальты любого цвета, разнообразных оттенков. В первых опытах Ломоносов, применив ртуть, получил стекло “бледно-пурпурового цвета”. А вот “золотое рубиновое стекло” Ломоносов изобрёл впервые, опередив итальянских мастеров.
3 искусствовед: В Усть-Рудице Ломоносов основал фабрику по производству различного стекла и мозаики. Здесь изготовлены мозаичные панно и портреты, многие из которых стали настоящими шедеврами. (Слайд 28)
4 искусствовед: Стекольная фабрика Ломоносова, построенная в Усть-Рудице, в 64 верстах от Петербурга, являлась современным по тому времени предприятием. На ней применялись различные технологические приёмы обработки стекла: выдувание, вытягивание, литьё (слайд 29) прессование, шлифовка, полировка, гранение.
2 искусствовед: Всего в мастерских Ломоносова было выложено около 40 мозаичных картин.
За работы в области мозаичного искусства Болонская академия наук в 1764 году избрала Ломоносова своим почётным членом.
1 ведущий: В благодарность за учреждение Усть-Рудицкой фабрики учёный подарил Сенату мозаичный портрет Петра I. (слайд 30)
А теперь задание от группы искусствоведов.
Задание: “Реставраторы” Перед вами лежат розовые конверты, в которых находятся фрагменты одной из мозаичных картин М.В.Ломоносова Попробуйте восстановить эту картину.
Вот эта картина (слайд 31). Это была первая мозаичная картина “Полтавская баталия”. Размещена она была в Петропавловском соборе. Картина поразила всех своей красотой и размерами: её длина 6,4 метра и высота около 5 метров.
Ломоносов не просто занимался изготовлением стекла и мозаичной смальты, это было его жизненным увлечением. Создание новых сортов бесцветных и цветных стекол было одной из главных тем научной и научно-технической деятельности Ломоносова. В своем “Письме о пользе стекла”, которое по праву считается гимном научному знанию, Ломоносов воспевает красоту стекла, его удивительные свойства. (Слайд 32)
1 ведущий:
Начинается стихотворение такими словами:
Неправо о вещах те думают, Шувалов,
Которые Стекло чтут ниже Минералов,
Приманчивым лучем блистающих в глаза:
Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса.
Задание: Это стихотворение необычно тем, что его можно назвать калейдоскопом загадок, раскрывающих роль стекла в жизни человека. Возьмите желтые конверты. Прочитайте фрагменты стихотворения и определите, в каких жизненных ситуациях, в каких сферах человек использует стекло. (Слайды 33-42 )
2 ведущий. Завершается “Письмо о пользе стекла” восторженной похвалой науке, знаниям, учению:
И пользу общую отечества прозря,
Учению велит расшириться в моря…
Тебе похвальны все, приятны и любезны,
Что тщатся постигать учения полезны…
Учения, знания – это одна из основных тем Ломоносовской поэзии. Академик Штелин вспоминал первое прочтение этого стихотворения: “Мы были очень удивлены таким, еще не бывалым в русском языке размером стихов …”
Задание: Давайте определим, каким размером написано это стихотворение. Что для этого нужно сделать? (Ответы учащихся: разделить строку стихотворения на слоги и расставить ритмическое ударение). Выполнение задания и проверка. (Слайд 43)
Немалый вклад в науку внёс Ломоносов и как филолог, литературовед. Белинский говорил: (Слайд 44) “С Ломоносова начинается наша литература”. Слово литературоведам.
1 литературовед Ломоносов разработал новую систему стихосложения. До него в Петровскую эпоху было основным силлабическое стихосложение (слоговое, то есть основанное только на ровном числе слогов в строке).
(Слайд45): Силлабическое стихосложение:
Солн-це лу-чи сво-и на ме-ня спус-ти-ло (12 слогов)
И злу пе-чаль во ра-дость мне об-ра-ти-ло (12 слогов))
Ломоносов осуществляет переход к силлабо-тоническому стихосложению (слогоударному, то есть основанному на ровном количестве слогов и ударений)
(Cлайд 46): Силлабо-тоническое стихосложение:
2 литературовед. В 1739 году Ломоносов издаёт свой труд “Письмо о правилах русского стихотворства”, в котором заявляет, что силлабические стихи “приличнее назвать прозою”, а ритм и напевность основана может быть на одинаковом количестве ударений в стихе.
3 литературовед. Самым подходящим для русской поэзии Ломоносов считал ямб, полагая, что стихи, написанные ямбом, “материи благородство, великолепие, высоту умножают”, они лёгкие и способны передавать достаточно разнообразные состояния.
Задание: Возьмите зелёные конверты. Вам предлагается отрывок из оды Ломоносова “На день восшествия на всероссийский престол императрицы Елисаветы Петровны…”. Давайте прочтём его. Теперь прочитайте фрагмент ещё раз самостоятельно и скажите, значение каких слов в этом стихотворении вам непонятно. (Cлайд 47) О чём же размышляет поэт в этом стихотворении? (о пользе знаний). Определите стихотворный размер (“О вы, которых ожидает…”)
Вывод: Какой размер чаще всего встречается в произведениях Ломоносова?
1 ведущий Преобразования Ломоносовым были внесены не только в развитие литературоведения, но и в развитие языкознания. В.А.Жуковский называл Ломоносова “гениальным человеком, создавшим наш поэтический язык”. (Cлайд 49)
1 лингвист (слайд 50 – таблица). Ломоносов в книжной речи выделяет три “штиля” (стиля): высокий, средний и низкий Высокий штиль составляется в основном из старославянских слов, иногда малопонятных и малоупотребляемых. Таким стилем пишутся возвышенные оды, героические поэмы, речи важные и значительные.
2 лингвист. Средний стиль в основном использует общеупотребительные слова. Встречается в дружеских письмах, сатирах, научных сочинениях. Низкий стиль характеризуется использованием разговорной лексики, простонародных слов. Таким стилем пишутся комедии, басни, песни.
3 лингвист. Старославянские слова, придающие, по мнению Ломоносова, речи торжественность, возвышенность, значительность – это заимствованные слова из старославянского языка. Эти слова можно обнаружить в языке по следующим признакам: (слайд 51)
- Неполногласные сочетания -ра-, -ла-, -ре- между согласными, соотносящиеся с русскими полногласными сочетаниями -оро-, -оло-, -ере-. (град (город), младой (молодой).
- ЖД, Щ, соответствующие русским Ж,Ч (освещать (свеча), вождь (вожатый).
- Начальная Е в корне, соответствующая русскому О. (един (один))
- Начальная Ю. (В русском языке не было такой буквы)
- Суффиксы -АЩ- (-ЯЩ-), -УЩ- (-ЮЩ-), -ЫН(я), -СТВ-, -СТВИ(е) (алчущий, твердыня, бедствие)
- Корни в сложных словах: добро-, зло-, благо-, велико-, често-, суе-.
Задание: (слайд 52 – таблица). Вернёмся ещё раз к фрагменту из произведения М.В.Ломоносова “О, вы, которых ожидает…”. К какому жанру принадлежит это произведение? Жанр указан в названии. (Ода) К какому стилю относится ода? (по таблице). Какие слова являются признаком этого стиля? (старославянские). Давайте найдём старославянизмы в стихотворении Ломоносова, опираясь на данные признаки (слайд 53). Проверка: Сколько слов вам удалось найти? (проверка: слайд “Проверьте себя”)
Какую роль они играют в стихотворении? (придают речи торжественность, возвышенность) Да, в данном фрагменте говорится о пользе знаний. Для Ломоносова это было важно и значительно. Он возвышает знания, показывает их значительную роль в жизни каждого человека. (Слайд 54)
1 ведущий: Ломоносов до сих пор является для нас примером человека, целеустремленного, необыкновенной силы воли, стремящегося к знаниям. Научные достижения и просветительские взгляды Ломоносова по достоинству оценены потомками. Его именем названы город, улицы, площади, учебные заведения. Высшей наградой Российской Академии наук за выдающиеся работы в области гуманитарных наук является присуждение золотой медали Ломоносова.
Выходят чтецы.
2 ведущий. Около трех веков отделяет нас от его жизни, его судьбы. И все это время имя Михаила Васильевича Ломоносова занимает одно из главных мест в летописи нашей Родины. Уже при жизни ученого была велика его слава, причем не только в “пределах российских”, но и в других странах. Уважением и восхищением перед его научным и жизненным подвигом исполнены слова А.С. Пушкина: ”Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов объял все области просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей”.
1 ученик: Обращаясь к босоногому крестьянскому мальчишке-школьнику, Николай Алексеевич Некрасов, поэт XIX века, ободрял его ставшими впоследствии крылатыми словами:
Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик.
2 ученик: И в XX веке интерес к личности Ломоносова не угасает. Чтение учеником стихотворения Николая Рыжова “Михаил Ломоносов” (См. приложение 2)
1 ведущий: И до сих пор Ломоносов является для нас, людей, живущих в XXI веке, примером человека, целеустремленного, необыкновенной силы воли, стремящегося к знаниям. И завершить наш разговор о великом, удивительном человеке М.В.Ломоносове нам хотелось бы ещё одним стихотворением, написанным нашей ученицей Барковой Екатериной. Чтение стихотворения учеником. (См. приложение 2)
Подведение итогов урока.
1 ведущий: Итак, давайте подведём итог нашего разговора. Что нового вы узнали сегодня о М. В. Ломоносове? В каких областях знаний, какие открытия были сделаны Ломоносовым? (Ответы учащихся) И в заключение нашего урока мы хотим вам подарить буклеты, в которых отражены основные достижения, открытия, сделанные М. В. Ломоносовым.