Тема “Односоставные предложения” вызывает немало вопросов, но, пожалуй, эта тема как никакая другая, показывает богатство языковых средств русского языка, его способность выражать самые тонкие смысловые оттенки не только с помощью лексического и фразеологического состава языка, но и путем использования синтаксических конструкций.
Односоставные предложения – один из наиболее сложных разделов синтаксиса русского языка. Практика работы с учащимися в школе с родным (нерусским) языком обучения показывает, что наиболее трудной для усвоения является тема “Безличные предложения”. Я думаю, это объясняется разнообразием этих предложений по форме и значению.
Изучению односоставных предложений посвящена обширная литература, однако, целый ряд вопросов, связанных с трактовкой односоставных предложений остается еще дискуссионным.
Изучение односоставных предложений в VIII классе
Отдельные сведения об односоставных предложениях были даны учащимся в предыдущих классах, но выразительные возможности этих предложений так богаты, что уроков для их изучения в VIII классе явно недостаточно. Задача специальных уроков – показать богатство языковых средств русского языка, его способность выражать смысловые оттенки с помощью различных синтаксических конструкций.
При изучении односоставных предложений в школе с родным (нерусским) языком обучения необходимо решить следующие основные задачи: 1) дать учащимся общее понятие об односоставных предложениях, показать их отличие от двусоставных предложений; 2) научить учащихся пользоваться, наряду с двусоставными предложениями односоставными конструкциями, привить школьникам навыки варьирования двусоставными и односоставными предложениями в устной и письменной речи в зависимости от целей высказывания и во избежание однообразия в выражении своих мыслей.
Специфика семантики и строения односоставных предложений легче раскрывается при сопоставлении их с двусоставными предложениями.
Поэтому всюду, где можно, целесообразно давать для наблюдений синонимичную пару – односоставные и двусоставные предложения. Начинаем изучение темы с урока, на котором сопоставляем односоставные и двусоставные предложения, что позволяет показать выразительные качества, особенности строения, возможности тех и других.
Мы дадим описание урока-исследования по теме “Односоставные предложения”.
Урок-исследование по теме “Односоставные предложения”
Цель урока: 1) исследование богатств языковых средств русского языка, его способность выражать самые тонкие оттенки с помощью синтаксических конструкций; 2) проверка и обобщение знаний, полученных при изучении темы “Односоставные предложения”. 3) формирование у учащихся навыков употребления односоставных предложений в устной и письменной речи; 4) пробуждение интереса к поэзии А. С. Пушкина.
Эпиграф:
Поэзия Пушкина – неиссякаемый источник, который как в сказке, поит “живою водою” всех, кто к нему прикоснется. К. Паустовский
Ход урока
I. Вступительное слово учителя
– Почему именно эти слова я взяла как эпиграф? Сегодня на уроке будут звучать только произведения А.С. Пушкина, и писать мы будем о нем. Что в записанном предложении требует объяснения?
Работа над эпиграфом
Теперь мы выполним индивидуальные задания: I группа разбирает по составу слова “прикоснется”, “неиссякаемый”; II группа находит орфограммы в этом предложении.
– Какое это предложение по количеству и строению грамматических основ?
– Как определить двусоставное или односоставное предложение?
II. Работа с текстом стихотворения “Зимнее утро”.
Проведем небольшую работу над текстом. Запишем в ваши словарики:
Аврора – в древнегреческой мифологии – богиня утренней зари.
Нега – наслаждение, приятное состояние.
– Что вы видите за строками поэта?
– Чем создается особая прелесть и выразительность стихотворения?
– Удивительно в этих стихах сочетание таких традиционных поэтических выражений, как “сомкнуты негой взоры”, “северная Аврора” с прозаическими “трещит затопленная печь”, кобылку бурую запрячь”. При этом не только не нарушается единство художественного впечатления от стихов, но наоборот именно этим создается особая прелесть и выразительность стихотворения.
– Какие картины предстают перед вами после прочтения стихотворения?
Наши художники нарисовали эти картины на бумаге.
– Теперь сделаем анализ синтаксических конструкций.
III.
Ребята, вам было задано на дом: подобрать из произведений Пушкина примеры односоставных предложений, разобрать их: I группа – определенно-личные и неопределенно-личные предложения, II группа – назывные и безличные предложения.
Слово предоставляется I и II группе.
Завершая разбор предложений, каждая группа делает вывод о видах односоставных предложений, опираясь на таблицу.
IV. Работа с текстом стихотворения “Фонтану Бахчисарайского дворца”.
- Чтение стихотворения наизусть учеником.
- Сообщение учащихся о смысле и истории создания стихотворения.
- Синтаксический разбор предложений:
1) Люблю немолчный говор твой и поэтические слезы.
2) Твоя серебряная пыль меня кропит росою хладной.
3) Ах, лейся, лейся, ключ отрадный!
4) Журчи, журчи свою мне быль.
V. Анализ смысловой и стилистической роли односоставных предложений.
– В какой речи употребляются определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, назывные предложения?
– Просмотрите отрывок из кинофильма “Капитанская дочка”. Обратите внимание на речь персонажей.
– Какие виды односоставных предложений встречаются в этом эпизоде?
С какой целью их использует автор?
Вывод: Односоставные предложения употребляются в живой разговорной речи, художественной литературе, публицистике. Употребление в поэтической речи помогает передать чувства, переживания поэта. В художественной литературе односоставные предложения помогают передать экспрессивную речь персонажей.
Домашнее задание:
Завершая работу над односоставными предложениями, напишите сочинение-миниатюру на тему: “За что я люблю творчество А.С. Пушкина?” (с включением односоставных предложений).