Цели урока: “Объяснение мира” (1 линия развития).
- Познакомиться с особенностями строения и образом жизни насекомых и пауков.
- Уметь перечислять особенности насекомых и пауков.
- Развивать исследовательские способности, умение пользоваться информационным материалом.
“Отношение к миру” (2 линия развития)
Уметь объяснять и доказывать необходимость
бережного отношения к живым организмам, как
участникам круговорота веществ.
Оборудование: Коллекция насекомых и пауков, плакат “Маленькие рыцари” из комплекта по ОСМ для 3 класса, журналы “ Насекомые и их знакомые”, презентация к уроку, видеоролик “Многообразие насекомых”, индивидуальные записки “Юного исследователя”, сообщения учеников, сочки – макеты для жетонов, эмблемы, иллюстрация Мухи Цокотухи, портрет К.И. Чуковского.
Источники информации: энциклопедии, научно – познавательные журналы для детей, иллюстрации животных.
Дети предварительно выбирают жетоны на столе и садятся по группам.
Ход урока
1. Организациооный момент. Сообщение темы и цели.
Учитель: Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с 4 разделом учебника – “Живые участники круговорота веществ” (показ названия №1 на доске).
Познакомимся с еще одними его представителями, их строением и образом жизни. Но главное, вы почувствуете себя настоящими исследователями и, может быть, захотите стать в будущем великими учеными.
Главные герои нашего урока – маленькие рыцари!
(Слайд №1,2)
Кого вы представляете, когда слышите это (ответы детей и показ фигурки рыцаря)?
Но это не так. Для того, чтобы узнать много интересного о Маленьких рыцарях, вы разделились на 3 группы: “Божья коровка” (Насекомые -1), “Бабочка” (Насекомые -2), “Паук” (Паукообразные).
(Слайд №3)
Заходя в класс, вы сами выбрали свою группу. Теперь вы можете поймать жетон – бабочку за правильный ответ и этим помочь своей группе (показ макета – сочка).
2. Проблемная ситуация и актуализация знаний.
Учитель: На протяжении трех уроков вы знакомились с другими участниками круговорота веществ и оставляли записки юного исследователя. Покажите свои блокноты! Тогда вам нетрудно будет установить верную очередность.
1) Повторение разделов (необходимый уровень):
1. “Животные маленькие и большие” (показ
названия №2 на доске) – 3.
2. “Растения – производители” (показ
названия №3 на доске) – 1.
3. “Клетки – маленькие лаборатории” (показ
названия №4 на доске) – 2.
Дети называют правильную нумерацию.
2) Предварительные вопросы учебника перед изучением новой темы:
Чтобы догадаться, кто будет нашим путеводителем на уроке, ответьте на вопросы (чертеж или конструкция на доске – Приложение 1).
Вопрос №1(I ступень)
С какими трудностями сталкиваются морские организмы на суше? (Ответ: дыхание, движение)
Вопрос №2 (II ступень)
Для чего нужен скелет? (Ответ: движение, защита, опора)
Вопрос №3 (III ступень)
Какие группы растений отличаются наибольшим разнообразием? (Ответ: цветы)
Молодцы? У вас хорошие знания!
Это Муха Цокотуха! (показ иллюстрации, книги) А вы знаете, кто автор этой книги? (К.И. Чуковский – показ портрета)
Внимание! В 2009 году ребята, у мухи был юбилей. Мухе Цокотухе исполнилось 40 лет, ведь произведение было написано в 1969 году. Писатель ни один раз обращается к теме насекомых. (Показ книг “Путаница”, “Тараканище”)
3) Проблемный вопрос:
А теперь догадайтесь, кто же друзья мухи? Прочитайте диалог на с.90 учебника.
(1 ученик читает вслух. Жук, муравей)
О ком и о чем они рассуждают? (Ответ: о размерах насекомых и их возможностях)
Какой у вас возникает вопрос? (Ответ: как устроены мелкие наземные животные)
4) Нацеливание.
Давайте проведем исследование и посмотрим, какое строение у мелких наземных животных.
3. Поиск решения проблемы.
1) Работа по учебному тексту.
Ученые называют их членистоногими. (Показ
названия №5)
Что скрывается под этим названием?
Рассмотрите иллюстрацию. Кого мы видим? (Ответ:
рыцарь, жук)
Почему они рядом? (Ответ: латы)
Какую роль играют латы для рыцаря? Для жука?
(показ слова №6 – защита)
2) Рассматривание коллекции “Насекомые и пауки”.
Рассмотрите коллекцию. Что вы заметили в строении животных? (показ слова №7 – панцирь) Какую роль играет панцирь? (Ответ: – скелет) У них он бывает разный. Посмотрите…
(Слайд №,4,5,6,7)
Какой он мы узнаем из текста учебника. (1 ученик читает вслух) (показ названия №8 – наружный скелет)
Определите плюсы и минусы наружного скелета. (+ защита, опора; – задержка роста)
(Слайд №8)
Физминутка
Стрекозы и бабочки в небе порхают, (руки в стороны)
Жуки под листочком в тени отдыхаю. (Щека на ладонях)
Медленно в гости улитка ползет, (руки – колеса)
А паучок паутину плетет. (Руки вверху веером)
Кузнечики весело прыгают тут, (прыжки)
Птицы на ветках гнездышки вьют. (Ветки – пальцы, гнезда – кулачки)
Птицы устали, есть захотели, (руки повисли, ложка в руках)
И на лужок пообедать слетели (полет).
Выбери насекомых из названных. (картинки на доске)
Насекомые: стрекозы, бабочки, кузнечик, жук.
Другие: паук, птицы, улитка.
Почему же паук не насекомое? Найдите главное отличие по картинке. (Ответ: 8 ног)
3) Опыт “Размер насекомых”
Почему же членистоногие такие маленькие? (книга, ключ) Сосчитайте количество способов, какими ты можешь спрятать в своей одежде ключ и книгу.
(Дети участвуют в опыте)
4) Просмотр видеоролика “Разнообразие насекомых”
А теперь посмотрите ролик про самый большой класс членистоногих – насекомых.
(Слайд №10)
5) Работа со схемой “Классы Членистоногих”
Целое – это Тип Членистоногие
Части – это Классы Насекомых, Паукообразных, Ракообразных. (показ на доске)
Чем же они отличаются? Вы узнаете о насекомых и паукообразных, а о ракообразных прочитаете дома.
6) Работа с информацией. Защита знаний.
У вас будут разные источники информации: книги, журналы, энциклопедии. (показ учителем)
Вы должны будете использовать материал учебника и подготовиться к мини – защите по плану:
(Слайд №11)
- Вопросник (1 ученик); Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4.
- Сообщение (1 ученик);
- Записки “Юного исследователя” (1 ученик);
- Таблица (1 ученик)
Вы готовы? Тогда возьмитесь за руки и скажите это!
Мини-защита.
Каждая группа выступает по плану. Учитель корректирует работу детей.
4. Обобщение нового материала. Работа по таблице.
Распределите членистоногих правильно. (3 ученика у доски)
5. Итог. Поощрение учителя.
Запишите вывод в блокнот. Приложение 5.
(Слайд№11,12)
Теперь вы немного ближе стали к будущим великим открытиям! За свою работу вы получаете эмблему “Юный исследователь” Приложение 6.
(Слайд №13)
6. Домашнее задание.
Объяснение учителем:
- Необходимый уровень: вопросы учебника.
- Программный уровень: вопросы в тетради.
- Максимальный уровень: сообщение.