Урок окружающего мира "Маленькие рыцари". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели урока: “Объяснение мира” (1 линия развития).

  • Познакомиться с особенностями строения и образом жизни насекомых и пауков.
  • Уметь перечислять особенности насекомых и пауков.
  • Развивать исследовательские способности, умение пользоваться информационным материалом.

“Отношение к миру” (2 линия развития)

  • Уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам, как участникам круговорота веществ.
  • Выявлять исследовательский интерес в изучаемом материале.

Оборудование: Коллекция насекомых и пауков, плакат “Маленькие рыцари” из комплекта по ОСМ для 3 класса, журналы “ Насекомые и их знакомые”, презентация к уроку, видеоролик “Многообразие насекомых”, индивидуальные записки “Юного исследователя”, сообщения учеников, сочки – макеты для жетонов, эмблемы, иллюстрация Мухи Цокотухи, портрет К.И. Чуковского.

Источники информации: энциклопедии, научно – познавательные журналы для детей, иллюстрации животных.

Дети предварительно выбирают жетоны на столе и садятся по группам.

Ход урока

1. Организациооный момент. Сообщение темы и цели.

Учитель: Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с 4 разделом учебника – “Живые участники круговорота веществ” (показ названия №1 на доске).

Познакомимся с еще одними его представителями, их строением и образом жизни. Но главное, вы почувствуете себя настоящими исследователями и, может быть, захотите стать в будущем великими учеными.

Главные герои нашего урока – маленькие рыцари!

(Слайд №1,2)

Кого вы представляете, когда слышите это (ответы детей и показ фигурки рыцаря)?

Но это не так. Для того, чтобы узнать много интересного о Маленьких рыцарях, вы разделились на 3 группы: “Божья коровка” (Насекомые -1), “Бабочка” (Насекомые -2), “Паук” (Паукообразные).

(Слайд №3)

Заходя в класс, вы сами выбрали свою группу. Теперь вы можете поймать жетон – бабочку за правильный ответ и этим помочь своей группе (показ макета – сочка).

2. Проблемная ситуация и актуализация знаний.

Учитель: На протяжении трех уроков вы знакомились с другими участниками круговорота веществ и оставляли записки юного исследователя. Покажите свои блокноты! Тогда вам нетрудно будет установить верную очередность.

1) Повторение разделов (необходимый уровень):

1. “Животные маленькие и большие” (показ названия №2 на доске) – 3.
2. “Растения – производители” (показ названия №3 на доске) – 1.
3. “Клетки – маленькие лаборатории” (показ названия №4 на доске) – 2.

Дети называют правильную нумерацию.

2) Предварительные вопросы учебника перед изучением новой темы:

Чтобы догадаться, кто будет нашим путеводителем на уроке, ответьте на вопросы (чертеж или конструкция на доске – Приложение 1).

Вопрос №1(I ступень)

С какими трудностями сталкиваются морские организмы на суше? (Ответ: дыхание, движение)

Вопрос №2 (II ступень)

Для чего нужен скелет? (Ответ: движение, защита, опора)

Вопрос №3 (III ступень)

Какие группы растений отличаются наибольшим разнообразием? (Ответ: цветы)

Молодцы? У вас хорошие знания!

Это Муха Цокотуха! (показ иллюстрации, книги) А вы знаете, кто автор этой книги? (К.И. Чуковский – показ портрета)

Внимание! В 2009 году ребята, у мухи был юбилей. Мухе Цокотухе исполнилось 40 лет, ведь произведение было написано в 1969 году. Писатель ни один раз обращается к теме насекомых. (Показ книг “Путаница”, “Тараканище”)

3) Проблемный вопрос:

А теперь догадайтесь, кто же друзья мухи? Прочитайте диалог на с.90 учебника.

(1 ученик читает вслух. Жук, муравей)

О ком и о чем они рассуждают? (Ответ: о размерах насекомых и их возможностях)

Какой у вас возникает вопрос? (Ответ: как устроены мелкие наземные животные)

4) Нацеливание.

Давайте проведем исследование и посмотрим, какое строение у мелких наземных животных.

3. Поиск решения проблемы.

1) Работа по учебному тексту.

Ученые называют их членистоногими. (Показ названия №5)
Что скрывается под этим названием?
Рассмотрите иллюстрацию. Кого мы видим? (Ответ: рыцарь, жук)
Почему они рядом? (Ответ: латы)
Какую роль играют латы для рыцаря? Для жука? (показ слова №6 – защита)

2) Рассматривание коллекции “Насекомые и пауки”.

Рассмотрите коллекцию. Что вы заметили в строении животных? (показ слова №7 – панцирь) Какую роль играет панцирь? (Ответ: – скелет) У них он бывает разный. Посмотрите…

(Слайд №,4,5,6,7)

Какой он мы узнаем из текста учебника. (1 ученик читает вслух) (показ названия №8 – наружный скелет)

Определите плюсы и минусы наружного скелета. (+ защита, опора; – задержка роста)

(Слайд №8)

Физминутка

Стрекозы и бабочки в небе порхают, (руки в стороны)
Жуки под листочком в тени отдыхаю. (Щека на ладонях)
Медленно в гости улитка ползет, (руки – колеса)
А паучок паутину плетет. (Руки вверху веером)
Кузнечики весело прыгают тут, (прыжки)
Птицы на ветках гнездышки вьют. (Ветки – пальцы, гнезда – кулачки)
Птицы устали, есть захотели, (руки повисли, ложка в руках)
И на лужок пообедать слетели (полет).

Выбери насекомых из названных. (картинки на доске)

Насекомые: стрекозы, бабочки, кузнечик, жук.

Другие: паук, птицы, улитка.

Почему же паук не насекомое? Найдите главное отличие по картинке. (Ответ: 8 ног)

3) Опыт “Размер насекомых”

Почему же членистоногие такие маленькие? (книга, ключ) Сосчитайте количество способов, какими ты можешь спрятать в своей одежде ключ и книгу.

(Дети участвуют в опыте)

4) Просмотр видеоролика “Разнообразие насекомых”

А теперь посмотрите ролик про самый большой класс членистоногих – насекомых.

(Слайд №10)

5) Работа со схемой “Классы Членистоногих”

Целое – это Тип Членистоногие

Части – это Классы Насекомых, Паукообразных, Ракообразных. (показ на доске)

Чем же они отличаются? Вы узнаете о насекомых и паукообразных, а о ракообразных прочитаете дома.

6) Работа с информацией. Защита знаний.

У вас будут разные источники информации: книги, журналы, энциклопедии. (показ учителем)

Вы должны будете использовать материал учебника и подготовиться к мини – защите по плану:

(Слайд №11)

  1. Вопросник (1 ученик); Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4.
  2. Сообщение (1 ученик);
  3. Записки “Юного исследователя” (1 ученик);
  4. Таблица (1 ученик)

Вы готовы? Тогда возьмитесь за руки и скажите это!

Мини-защита.

Каждая группа выступает по плану. Учитель корректирует работу детей.

4. Обобщение нового материала. Работа по таблице.

Распределите членистоногих правильно. (3 ученика у доски)

5. Итог. Поощрение учителя.

Запишите вывод в блокнот. Приложение 5.

(Слайд№11,12)

Теперь вы немного ближе стали к будущим великим открытиям! За свою работу вы получаете эмблему “Юный исследователь” Приложение 6.

(Слайд №13)

6. Домашнее задание.

Объяснение учителем:

  1. Необходимый уровень: вопросы учебника.
  2. Программный уровень: вопросы в тетради.
  3. Максимальный уровень: сообщение.

Презентация

Приложение 8