Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современно обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. Все больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чистого научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание. В современном мире маленький человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.
Работа по духовно-нравственному воспитанию ставит своей целью достичь следующих результатов:
– Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру.
– Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и со сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.
– Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.
– Субъективное психо-эмоциональное благополучие.
– Воспитание чувства патриотизма, и потребности в самоотверженном служении на благо Отечества.
– Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимании своего места в семье и посильное участие в домашних делах.
– Деятельное отношение к труду.
– Ответственность за свои поступки.
В последнее время много внимания в образовательно-воспитательных учреждениях уделяется православным праздникам, обычаям и обрядам, связанными с ними. Ведь на Руси, как известно, праздники очень почитали и любили. Не потому что в эти дни “суетные дела спят”, а потому что духовное чтили выше телесного. Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю российскую культуру, историю, традиции. Русские люди, и все россияне, должны знать основы той культуры, в которой они родились, в которой они живут. Христианская вера столетиями созидала нравственный облик русского народа, укрепляла российскую государственность и всё общество в целом, формировала его национальную культуру. Рассматривая вопрос привлечения детей к народным традициям, следует отличать очень важную особенность. Характерной чертой русских народных традиций, как всей ее культуры, является ее двусоставность. Религиозные верования, обряды и традиции, сложившиеся до принятия христианства, органично влились в православную культуру, были приняты церковью и стали частью событий, отмечаемых ею, например Святки, праздник Ивана Купалы. Обычно праздничный день начинается с торжественной службы в церкви, а продолжается на улице, в поле, на лужайках. Под музыку свирелей, балалаек, гармошек водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. Кроме уже названных, большой любовью и почитанием в народе пользовались следующие праздники: Пасха, Рождество Христово, Крещение Господне, Благовещение, Вербное воскресение, Троица, Успение Богородицы, Покров Пресвятой Богородицы и др. У детей не было каких-то особых, детских праздников, но они чувствовали общую праздничную атмосферу и веселились вместе со всеми.
Рождество Иисуса Христа – 7 января. Православные христиане верят, что в праздник Рождества Христова, важнейший и радостный церковный день, подобно тому, как и в другие важнейшие праздники, даже солнце на небе “играет”, Вековая традиция превратила этот праздник в апофеоз семейного тепла, умиротворения, домашнего очага, в праздник семьи. Празднование русским народом Рождества Христова слилось с языческими колядами, составляя вместе с ними единую традицию. Колядки – это рождественские песенки.
Сеем, сеем, посеваем, С Рождеством вас поздравляем!
Со скотом, с животом,
С малыми детушками-малолетушками.
Сколько на кусточке веточек,
Столько б у вас было детушек!
С праздником вас вечно новым
С Рождеством Христовым.
Каждая семья ожидала колядовщиков и одаривала их за добрые пожелания.
Но прежде чем знакомить детей с обрядами и традициями, связанными с христианскими праздниками, необходимо в доступной форме, понятной детям, рассказать им о происхождении того или иного праздника. В данном случае приоритетная воспитательная тенденция основана на том, что бы дать детям представление не только о празднике, но о Божьих заповедях людям. Обращение к текстам Святого Писания, адаптированного на данный возраст, поможет детям усвоить главные морально-нравственные принципы: “не убий”, “не лги”, “не завидуй”, “чти отца своего и мать свою” и др. Каждая нравственная заповедь может стать отдельным предметом беседы с детьми. “Возлюби ближнего своего, как самого себя” – учит одна из главных нравственных истин. Основной задачей всего внушаемого нашим детям должно стать признание ценности каждой человеческой личности. Вызвать в них одинаковое чувство любви к каждому человеку, независимо от личного чувства к нему, его социального положения, национальности. В Священном Писании берут истоки как духовно-нравственные, так и обусловленные им культурно-бытовые традиции нашего народа. Познакомившись с ними, дети не вырастут Иванами, не помнящими родства.
Наиболее нравственными представляется изучение православной культуры дошкольниками в рамках главных православных праздников,, которые вводят ребенка в светлый, радостный и праздничный мир православия, через который по другому открывается жизнь людей и природа. Проводить православные праздники можно вместе с родителями. На таких праздниках, как никогда, царит атмосфера единения детей и родителей. Православная культура представляет собой сокровищницу неисчерпаемых духовных ценностей. Использование ее в учебно-воспитательной работе поможет сориентировать детей на Истину, которая одна восполнит и восстановит духовно-нравственную основу нашей педагогики.
Религия – величайший пласт человеческой культуры. В отрыве от нее мы строим ненадежный, не прочный дом духовности. Вот несколько христианских заветов-заповедей: “Каждый, кто делает злые дела, ненавидит свет и избегает его, чтобы низость его поступков не вышла наружу”; “Дорогие дети, наша любовь не должна ограничиваться лишь словами и разговорами, она должна выражаться в поступках и быть настоящей” (Евангелие). Разве не эти заповеди лежат в основе народной педагогики?
Но вера в Бога не может и не должна стать модой, ибо главным компонентом этой сферы является любовь к человеку. Без любви нет веры, нет и религии.
Знакомя детей с православными праздниками, традициями и обычаями, связанными с ними, необходимо донести до них мысль о том, как возникли традиции и обряды, с какими трудовыми действиями и явлениями природы связаны, какой смысл несут. Опыт показывает, что дети с огромным интересом относятся к православной культуре, способны оценить и освоить ее основы, а это определяет духовное и физическое здоровье детей.
Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла. Ученые утверждают, что детские впечатления сопровождают человека всю жизнь. Те впечатления, которые наши дети получат при знакомстве с основами православной культуры, останутся в их памяти навсегда. Если дети будут знать и любить культуру своего народа, будут любить землю, на которой они живут, то и Россия будет жить, развиваться и процветать.