Программа элективного курса "Исторический портрет". 9–11-й класс

Разделы: История и обществознание

Классы: 9, 10, 11


Пояснительная записка

Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Исследовательская работа активизирует самостоятельную познавательную деятельность, расширяет кругозор, способствует выработке исторического мировоззрения. У учащихся отрабатываются навыки систематизации, осмысления и оформления собранного материала, они приобретают первый опыт научно-исследовательского поиска.

Элективный курс “Исторический портрет” рассчитан для учащихся 9-11 классов, имеющих повышенный интерес в области истории и желающих расширить и углубить базовый курс знаний. Данный курс построен на содержательном материале отечественной истории.

В рамках школьных курсов истории основное внимание уделяется рассмотрению событий, явлений, процессов. Отведенное количество часов по программе не дает возможности познакомить учащихся с более полным объемом материала о великих личностях в истории и проводимых ими преобразованиях.

Содержание курса будет качественно отличаться от базового курса тем, что учащийся, выбрав в качестве объекта изучения одного из исторических деятелей отечественной истории, проведет исследование человеческих качеств данного деятеля по четырем мирам (физический, сенсорный, интеллектуальный, духовный), а затем проанализирует деятельность и вклад этого человека в историю нашего государства. При изучении же базового курса содержание представлено “вскользь”, неравномерно, многие вопросы либо вообще не рассматриваются, либо только упоминаются. Оценка деятельности и личных качеств многих личностей нередко страдают односторонностью и зачастую на уроке не хватает времени, чтобы более детально рассмотреть и изучить жизнь и деятельность исторических деятелей, поэтому, осваивая данный курс, учащиеся получают дополнительные знания, которые:

1) необходимы для восприятия деятельности исторических фигур, для адекватной оценки их жизни и роли в истории;

2) способствуют более полному освоению программного материала по истории и подготовке к выпускным экзаменам за курс основной школы.

Элективный курс организован для того, чтобы реализовать задачу по созданию условий для выявления и максимального развития индивидуальных способностей учащихся. Он строится на принципе добровольности и объединяет учащихся, которые любят историю и желают вести самостоятельный поиск по теме.

Цель курса: расширение и углубление знаний учащихся о жизни и деятельности выдающихся личностей в отечественной истории.

Основные задачи курса:

1. Оценить деятельность того или иного исторического деятеля, создать его политический и нравственный портрет;

2. Определить значение деятельности исторического деятеля, его влияние на исторические процессы в стране;

3. Способствовать расширению и углублению понимания роли личностей в истории.

4. Познакомить учащихся с методами исторического исследования, овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации на основе работы с различными типами исторических источников;

5. Формировать историческое мышление – способность сопоставлять различные версии и оценки исторических личностей;

6. Повышать мотивацию учебной деятельности, стимулировать развитие интереса к предмету;

7. Расширить кругозор учащихся;

8. Развивать у учащихся творческие способности, интеллектуальные и практические умения.

9. Развивать умения самостоятельно приобретать и применять полученные знания.

10. Воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому своего народа.

Сроки реализации программы:

Изучение курса рассчитано на 35 учебных часов из расчета 1 час в неделю в течение года. Предлагаемый курс не противоречит основной программе “История России” в школе, являясь ее дополнением.

Принципы построения программы:

Процесс исследования носит индивидуальный характер и протекает по следующей схеме:

  1. Выбор объекта изучения (исторический деятель, которого он будет изучать);
  2. Составление плана работы;
  3. Определение круга источников и литературы;
  4. Знакомство с источниками;
  5. Отбор и оценка исторических фактов;
  6. Обработка и систематизация собранного материала;
  7. Написание исследовательской работы, оформление сводных таблиц;
  8. Рецензирование и доработка;
  9. Окончательное редактирование и оформление исследования.

Особенности организации учебного процесса по курсу:

Большая часть времени отводится индивидуальной исследовательской работе под руководством учителя. Учитель консультирует учащихся и контролирует ход работы. Во время занятий “творцы” делятся своим “готовым продуктом”- знаниями по объявленной теме, мыслями и впечатлениями.

Объединяя учащихся по интересам, данная работа предоставляет учителю истории широкий простор для творческой деятельности и дает мощный стимул для самообразования и повышения педагогического мастерства.

Этапы исследовательской деятельности учащихся:

I. Чтобы ученики могли работать над индивидуальной темой, вести самостоятельный поиск необходимо предварительное овладение рядом технических навыков самостоятельной работы. К ним относятся такие виды работы учащихся: составление простых и развернутых планов, тезисов, аннотаций, конспектирование, рецензирование, работа с библиотечными каталогами, работа с документами. Исходя из этого, необходимо провести общий инструктаж по составлению плана и сбору нужной информации из разных видов исторических источников (книг, учебников, энциклопедий, документов, СМИ, Интернета и др.). Учащихся необходимо специально обучать приемам рациональной умственной работы- систематизации, обобщению и т.д.

II. Изучение проблемы, работа с документами, монографиями, выписки из литературных источников. Учащимся разъясняются, как делаются выписки и заметки из литературы, каковы требования к оформлению работы. Учитель наблюдает за развитием познавательной деятельности учащихся и направляет где еще можно найти информацию.

III. Приобщение учащихся к научно-исследовательской деятельности- подготовка к научно-учебной конференции.

Основные формы обучения используемые на занятиях, которые обеспечивают достижение поставленной цели:

  • Лекция
  • Семинар
  • Практикум (в том числе на компьютере)
  • Собеседование
  • Конференция
  • Лабораторное занятие

Основные методы обучения (классификация М.Н.Скаткина, И.Я.Лернера) используемые на занятиях, которые обеспечивают достижение поставленной цели:

  • Объяснительно-иллюстративный
  • Репродуктивный
  • Частично-поисковый
  • Исследовательский

Основные виды деятельности учащихся используемые на занятиях, которые обеспечивают достижение поставленной цели:

  • Анализ биографий исторических деятелей;
  • Анализ исторической литературы и исторических источников;
  • Работа с дополнительной литературой (хрестоматиями, справочниками);
  • Составление таблиц;
  • Подготовка и обсуждение сообщений учащихся;
  • Защита практической работы.

Основные знания и умения, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над курсом:

  • работать с документальной, научно-популярной, художественной и справочной литературой;
  • владеть элементами исследовательских процедур, связанных с поиском, отбором, анализом, обобщением собранных данных;
  • уметь планировать и анализировать свою деятельность (составлять план, ставить цели, сравнивать результат и цели, вычленять плюсы и минусы своей деятельности);
  • уметь оформлять письменные сообщения;
  • объяснять в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности исторического деятеля;
  • определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям, связанных с деятельностью исторического деятеля.

Требования к оформлению работы:

Приложение 1.

Результат освоения содержания учебного материала

В результате работы учащиеся составляют 2 таблицы:

  • ИССЛЕДОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ИСТОРИЧЕСКОГО ДЕЯТЕЛЯ ПО ЧЕТЫРЕМ МИРАМ
  • ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ДАННОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ДЕЯТЕЛЯ (ОБОБЩАЮЩАЯ ТАБЛИЦА)

Критерии успешности изучения курса:

Ученик получает зачет (оценка не ниже "4") при условии выполнения работы, представленных в установленный срок, в предложенной учителем форме с соблюдением стандартных требований к их оформлению.

Форма итоговой отчетности:

Итоговая конференция в школе с публичной презентацией своей работы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА “ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ”

№ п/п ТЕМА Кол-во
часов
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ СРЕДСТВА
РЕАЛИЗАЦИИ
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ
1-2 Вводное занятие. Определение целей и задач исследования. 2ч. Ознакомление со структурой научного исследования. Определение целей и задач исследования. Лекция  
3-4 Типы письменных источников, приемы работы с ними. 2ч. Летописи.

Актовые материалы.

Делопроизводственная документация.

Мемуары, воспоминания.

Политические сочинения.

Материалы законодательства.

Статистические источники.

Лекция,

Лабораторная работа.

 
5-6 Исторические документы и их виды, критерии отбора. 2ч. Значение применения письменных документов в исследовательской работе.

Классификация документов.

Лекция  
7-8 Методика изучения документов. 2ч. 1. Обучение работе с документом: 1.образец разбора документа;

2. Анализ документа под руководством учителя и самостоятельно.

Практикум  
9-10 Роль художественной литературы в исследовательской работе.

Методы и приемы работы с художественной литературой.

2ч. Значение использования художественных произведений в исследовательской работе.

Классификация художественных произведений.

а) литературные источники;

б) историческая беллетристика.

3. Способы анализа художественного произведения для получения необходимой информации.

4. Анализ отрывков из романа А.Н.Толстого “Петр I”.

5. Сопоставление текстов исторических источников и текста художественного произведения.

Лекция, лабораторная работа.

Практикум

 
11-13 Способы работы с исторической информацией. 3ч. Поиск источников информации.

Тезисы.

Конспектирование.

Фильтрация и систематизация материала.

Лекция, практикум  
14-15 Знакомство со справочным отделом библиотеки. 2ч. Тематическая картотека книг и журналов.

Предметный, алфавитный каталоги.

Каталоги журнальных и газетных статей.

Лекция, экскурсия в библиотеку.  
16-17 Представление о физическом мире.

Представление о сенсорном мире.

2ч. Физический мир человека. Создаются древа понятий по словарям.

Сенсорный мир человека. Создаются древа понятий по словарям.

Лекция, лабораторная работа, аналитическая беседа.  
18-19 Представление об интеллектуальном мире.

Представление о духовном мире.

2ч. Интеллектуальный мир человека. Создаются древа понятий по словарям.

Духовный мир человека. Создаются древа понятий по словарям.

Лекция, лабораторная работа, аналитическая беседа.  
20-21 Определение темы исследования. Требования к оформлению работы. 2ч. Алгоритм изучения человека:

Структура исследования.

Свойства исследования.

Виды отношений четырех миров между собой.

Беседа,

Лекция

 
22-33 Анализ личности исторического деятеля (по выбору учащихся) по четырем мирам. 12ч. Сбор и обработка материала.

Анализ полученной в ходе поиска информации.

Структурирование информации.

Практическая работа  
34-35 Защита работы на научно-учебной конференции. 2ч. Знакомство с результатами исследования, демонстрация сводных таблиц по результатам исследования. Выставка работ учащихся. Научно-учебная конференция  

 Содержание программы

Наименование разделов Кол-во часов
всего теория практика
Вводное занятие. Цель и задачи исследования. 2 2  
Исторические источники. Приемы и методы работы с источниками. 13 6 7
Представление о физическом, сенсорном, интеллектуальном, духовном мирах. 4 4  
Тема исследования. Требования к оформлению работы. 2   2
Анализ личности исторического деятеля (по выбору учащихся) по четырем мирам. 12   12
Итоговое занятие. Защита проектов. 2   2
Всего 35 12 23

Учебное обеспечение курса

Литература для учителя:

  1. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе /Под ред. А.Г. Колоскова.  М., 1984
  2. Бернадский В.Н. Методы преподавания истории в старших классах. М., 1939
  3. Богоявленский Б.Д., Власова Е.В., Митрофанов К.Г. “Исследовательские работы школьников: возможности, тенденции, результаты”, 2000
  4. В копилку учителю (современная научная информация к урокам по истории) // Преподавание истории в школе. 2006. №6
  5. Вагин А.А. Основные вопросы методики преподавания истории в старших классах. М., 1959
  6. Вазина К.Я. Единая система критериев оценки - самооценки управления учебным заведением. Н.Новгород, изд-во ВИПИ, 1997
  7. Вяземский Е.Е. Теория и методика преподавания истории. М., 2003
  8. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. М., 2000
  9. Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. М., 1988
  10. Жиронкина Л.Н. Использование газетных публикаций в преподавании истории// Преподавание истории в школе. 2005. №9
  11. Запорожец Н.И. Развитие умений учащихся // Преподавание истории в школе. 1981 г. № 4
  12. Зачесова Е.В. Представление результатов исследований школьников // Школьные технологии. 2006. № 4
  13. Иванов Г.А. Интегративные основы организации научно-исследовательской деятельности учащихся // Педагогические технологии. 2006. № 1
  14. Кудрова И.А. О развитии мышления на основе исследовательского подхода // Стандарты и мониторинг в образовании. 2006. № 5
  15. Леонтович А. В. Исследовательская деятельность учащихся. Сб. статей. 1 часть. М., 2003
  16. Лисова К. Использование документов на уроках истории // Народное образование. 2001. №5
  17. Меняева И.Н. Организация поисковой, исследовательской, экспериментальной работы в школе // Педагогическая мастерская. 2005. № 3
  18. Поддьяков А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности // Школьные технологии. 2006. № 3
  19. Поздняк С.Н. Исследовательская деятельность школьников и метод проектов // Стандарты и мониторинг в образовании. 2006. № 3
  20. Прокофьев Л.Б. Открытые образовательные технологии: исследовательская деятельность школьников // Школьные технологии. 2006. № 4
  21. Румянцев В.Я. Работа с историческими источниками // Преподавание истории в школе. 2003. №3
  22. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. М., 2004
  23. Тысько Л.А. Исследовательская деятельность учащихся в процессе обучения обществознанию //Преподавание истории и обществознания в школе. 2006. N 4
  24. Человек в истории. Россия 20 век. Методические рекомендации по написанию исследовательских работ по истории. М., “Мемориал”, 2002
  25. Черваков Н.Н. Организация работы с документами на уроке //Преподавание истории в школе. 1999. № 8
  26. Шаталова Н.В. Опыт краеведческой исследовательской работы школьников // Исследовательская работа школьников. 2005. № 1-2
  27. Шевченко Н.И. Работа с учебником и развитие школьников //Преподавание истории в школе. 1999. № 6