Пояснительная записка
Модернизация школьного образования ориентирует на развитие познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений исследовательской деятельности. Исследовательская работа активизирует самостоятельную познавательную деятельность, расширяет кругозор, способствует выработке исторического мировоззрения. У учащихся отрабатываются навыки систематизации, осмысления и оформления собранного материала, они приобретают первый опыт научно-исследовательского поиска.
Элективный курс “Исторический портрет” рассчитан для учащихся 9-11 классов, имеющих повышенный интерес в области истории и желающих расширить и углубить базовый курс знаний. Данный курс построен на содержательном материале отечественной истории.
В рамках школьных курсов истории основное внимание уделяется рассмотрению событий, явлений, процессов. Отведенное количество часов по программе не дает возможности познакомить учащихся с более полным объемом материала о великих личностях в истории и проводимых ими преобразованиях.
Содержание курса будет качественно отличаться от базового курса тем, что учащийся, выбрав в качестве объекта изучения одного из исторических деятелей отечественной истории, проведет исследование человеческих качеств данного деятеля по четырем мирам (физический, сенсорный, интеллектуальный, духовный), а затем проанализирует деятельность и вклад этого человека в историю нашего государства. При изучении же базового курса содержание представлено “вскользь”, неравномерно, многие вопросы либо вообще не рассматриваются, либо только упоминаются. Оценка деятельности и личных качеств многих личностей нередко страдают односторонностью и зачастую на уроке не хватает времени, чтобы более детально рассмотреть и изучить жизнь и деятельность исторических деятелей, поэтому, осваивая данный курс, учащиеся получают дополнительные знания, которые:
1) необходимы для восприятия деятельности исторических фигур, для адекватной оценки их жизни и роли в истории;
2) способствуют более полному освоению программного материала по истории и подготовке к выпускным экзаменам за курс основной школы.
Элективный курс организован для того, чтобы реализовать задачу по созданию условий для выявления и максимального развития индивидуальных способностей учащихся. Он строится на принципе добровольности и объединяет учащихся, которые любят историю и желают вести самостоятельный поиск по теме.
Цель курса: расширение и углубление знаний учащихся о жизни и деятельности выдающихся личностей в отечественной истории.
Основные задачи курса:
1. Оценить деятельность того или иного исторического деятеля, создать его политический и нравственный портрет;
2. Определить значение деятельности исторического деятеля, его влияние на исторические процессы в стране;
3. Способствовать расширению и углублению понимания роли личностей в истории.
4. Познакомить учащихся с методами исторического исследования, овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации на основе работы с различными типами исторических источников;
5. Формировать историческое мышление – способность сопоставлять различные версии и оценки исторических личностей;
6. Повышать мотивацию учебной деятельности, стимулировать развитие интереса к предмету;
7. Расширить кругозор учащихся;
8. Развивать у учащихся творческие способности, интеллектуальные и практические умения.
9. Развивать умения самостоятельно приобретать и применять полученные знания.
10. Воспитывать уважительное отношение к историческому прошлому своего народа.
Сроки реализации программы:
Изучение курса рассчитано на 35 учебных часов из расчета 1 час в неделю в течение года. Предлагаемый курс не противоречит основной программе “История России” в школе, являясь ее дополнением.
Принципы построения программы:
Процесс исследования носит индивидуальный характер и протекает по следующей схеме:
- Выбор объекта изучения (исторический деятель, которого он будет изучать);
- Составление плана работы;
- Определение круга источников и литературы;
- Знакомство с источниками;
- Отбор и оценка исторических фактов;
- Обработка и систематизация собранного материала;
- Написание исследовательской работы, оформление сводных таблиц;
- Рецензирование и доработка;
- Окончательное редактирование и оформление исследования.
Особенности организации учебного процесса по курсу:
Большая часть времени отводится индивидуальной исследовательской работе под руководством учителя. Учитель консультирует учащихся и контролирует ход работы. Во время занятий “творцы” делятся своим “готовым продуктом”- знаниями по объявленной теме, мыслями и впечатлениями.
Объединяя учащихся по интересам, данная работа предоставляет учителю истории широкий простор для творческой деятельности и дает мощный стимул для самообразования и повышения педагогического мастерства.
Этапы исследовательской деятельности учащихся:
I. Чтобы ученики могли работать над индивидуальной темой, вести самостоятельный поиск необходимо предварительное овладение рядом технических навыков самостоятельной работы. К ним относятся такие виды работы учащихся: составление простых и развернутых планов, тезисов, аннотаций, конспектирование, рецензирование, работа с библиотечными каталогами, работа с документами. Исходя из этого, необходимо провести общий инструктаж по составлению плана и сбору нужной информации из разных видов исторических источников (книг, учебников, энциклопедий, документов, СМИ, Интернета и др.). Учащихся необходимо специально обучать приемам рациональной умственной работы- систематизации, обобщению и т.д.
II. Изучение проблемы, работа с документами, монографиями, выписки из литературных источников. Учащимся разъясняются, как делаются выписки и заметки из литературы, каковы требования к оформлению работы. Учитель наблюдает за развитием познавательной деятельности учащихся и направляет где еще можно найти информацию.
III. Приобщение учащихся к научно-исследовательской деятельности- подготовка к научно-учебной конференции.
Основные формы обучения используемые на занятиях, которые обеспечивают достижение поставленной цели:
- Лекция
- Семинар
- Практикум (в том числе на компьютере)
- Собеседование
- Конференция
- Лабораторное занятие
Основные методы обучения (классификация М.Н.Скаткина, И.Я.Лернера) используемые на занятиях, которые обеспечивают достижение поставленной цели:
- Объяснительно-иллюстративный
- Репродуктивный
- Частично-поисковый
- Исследовательский
Основные виды деятельности учащихся используемые на занятиях, которые обеспечивают достижение поставленной цели:
- Анализ биографий исторических деятелей;
- Анализ исторической литературы и исторических источников;
- Работа с дополнительной литературой (хрестоматиями, справочниками);
- Составление таблиц;
- Подготовка и обсуждение сообщений учащихся;
- Защита практической работы.
Основные знания и умения, приобретаемые и развиваемые в ходе работы над курсом:
- работать с документальной, научно-популярной, художественной и справочной литературой;
- владеть элементами исследовательских процедур, связанных с поиском, отбором, анализом, обобщением собранных данных;
- уметь планировать и анализировать свою деятельность (составлять план, ставить цели, сравнивать результат и цели, вычленять плюсы и минусы своей деятельности);
- уметь оформлять письменные сообщения;
- объяснять в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности исторического деятеля;
- определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям, связанных с деятельностью исторического деятеля.
Требования к оформлению работы:
Результат освоения содержания учебного материала
В результате работы учащиеся составляют 2 таблицы:
- ИССЛЕДОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ИСТОРИЧЕСКОГО ДЕЯТЕЛЯ ПО ЧЕТЫРЕМ МИРАМ
- ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ДАННОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ДЕЯТЕЛЯ (ОБОБЩАЮЩАЯ ТАБЛИЦА)
Критерии успешности изучения курса:
Ученик получает зачет (оценка не ниже "4") при условии выполнения работы, представленных в установленный срок, в предложенной учителем форме с соблюдением стандартных требований к их оформлению.
Форма итоговой отчетности:
Итоговая конференция в школе с публичной презентацией своей работы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА “ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ”
№ п/п | ТЕМА | Кол-во часов |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ | СРЕДСТВА РЕАЛИЗАЦИИ |
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ |
1-2 | Вводное занятие. Определение целей и задач исследования. | 2ч. | Ознакомление со структурой научного исследования. Определение целей и задач исследования. | Лекция | |
3-4 | Типы письменных источников, приемы работы с ними. | 2ч. | Летописи. Актовые материалы. Делопроизводственная документация. Мемуары, воспоминания. Политические сочинения. Материалы законодательства. Статистические источники. |
Лекция, Лабораторная работа. |
|
5-6 | Исторические документы и их виды, критерии отбора. | 2ч. | Значение применения письменных
документов в исследовательской работе. Классификация документов. |
Лекция | |
7-8 | Методика изучения документов. | 2ч. | 1. Обучение работе с документом:
1.образец разбора документа; 2. Анализ документа под руководством учителя и самостоятельно. |
Практикум | |
9-10 | Роль художественной литературы в
исследовательской работе. Методы и приемы работы с художественной литературой. |
2ч. | Значение использования художественных
произведений в исследовательской работе. Классификация художественных произведений. а) литературные источники; б) историческая беллетристика. 3. Способы анализа художественного произведения для получения необходимой информации. 4. Анализ отрывков из романа А.Н.Толстого “Петр I”. 5. Сопоставление текстов исторических источников и текста художественного произведения. |
Лекция, лабораторная работа. Практикум |
|
11-13 | Способы работы с исторической информацией. | 3ч. | Поиск источников информации. Тезисы. Конспектирование. Фильтрация и систематизация материала. |
Лекция, практикум | |
14-15 | Знакомство со справочным отделом библиотеки. | 2ч. | Тематическая картотека книг и журналов. Предметный, алфавитный каталоги. Каталоги журнальных и газетных статей. |
Лекция, экскурсия в библиотеку. | |
16-17 | Представление о физическом мире. Представление о сенсорном мире. |
2ч. | Физический мир человека. Создаются
древа понятий по словарям. Сенсорный мир человека. Создаются древа понятий по словарям. |
Лекция, лабораторная работа, аналитическая беседа. | |
18-19 | Представление об интеллектуальном
мире. Представление о духовном мире. |
2ч. | Интеллектуальный мир человека.
Создаются древа понятий по словарям. Духовный мир человека. Создаются древа понятий по словарям. |
Лекция, лабораторная работа, аналитическая беседа. | |
20-21 | Определение темы исследования. Требования к оформлению работы. | 2ч. | Алгоритм изучения человека: Структура исследования. Свойства исследования. Виды отношений четырех миров между собой. |
Беседа, Лекция |
|
22-33 | Анализ личности исторического деятеля (по выбору учащихся) по четырем мирам. | 12ч. | Сбор и обработка материала. Анализ полученной в ходе поиска информации. Структурирование информации. |
Практическая работа | |
34-35 | Защита работы на научно-учебной конференции. | 2ч. | Знакомство с результатами исследования, демонстрация сводных таблиц по результатам исследования. Выставка работ учащихся. | Научно-учебная конференция |
Содержание программы
Наименование разделов | Кол-во часов | ||
всего | теория | практика | |
Вводное занятие. Цель и задачи исследования. | 2 | 2 | |
Исторические источники. Приемы и методы работы с источниками. | 13 | 6 | 7 |
Представление о физическом, сенсорном, интеллектуальном, духовном мирах. | 4 | 4 | |
Тема исследования. Требования к оформлению работы. | 2 | 2 | |
Анализ личности исторического деятеля (по выбору учащихся) по четырем мирам. | 12 | 12 | |
Итоговое занятие. Защита проектов. | 2 | 2 | |
Всего | 35 | 12 | 23 |
Литература для учителя:
- Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе /Под ред. А.Г. Колоскова. М., 1984
- Бернадский В.Н. Методы преподавания истории в старших классах. М., 1939
- Богоявленский Б.Д., Власова Е.В., Митрофанов К.Г. “Исследовательские работы школьников: возможности, тенденции, результаты”, 2000
- В копилку учителю (современная научная информация к урокам по истории) // Преподавание истории в школе. 2006. №6
- Вагин А.А. Основные вопросы методики преподавания истории в старших классах. М., 1959
- Вазина К.Я. Единая система критериев оценки - самооценки управления учебным заведением. Н.Новгород, изд-во ВИПИ, 1997
- Вяземский Е.Е. Теория и методика преподавания истории. М., 2003
- Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. М., 2000
- Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. М., 1988
- Жиронкина Л.Н. Использование газетных публикаций в преподавании истории// Преподавание истории в школе. 2005. №9
- Запорожец Н.И. Развитие умений учащихся // Преподавание истории в школе. 1981 г. № 4
- Зачесова Е.В. Представление результатов исследований школьников // Школьные технологии. 2006. № 4
- Иванов Г.А. Интегративные основы организации научно-исследовательской деятельности учащихся // Педагогические технологии. 2006. № 1
- Кудрова И.А. О развитии мышления на основе исследовательского подхода // Стандарты и мониторинг в образовании. 2006. № 5
- Леонтович А. В. Исследовательская деятельность учащихся. Сб. статей. 1 часть. М., 2003
- Лисова К. Использование документов на уроках истории // Народное образование. 2001. №5
- Меняева И.Н. Организация поисковой, исследовательской, экспериментальной работы в школе // Педагогическая мастерская. 2005. № 3
- Поддьяков А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности // Школьные технологии. 2006. № 3
- Поздняк С.Н. Исследовательская деятельность школьников и метод проектов // Стандарты и мониторинг в образовании. 2006. № 3
- Прокофьев Л.Б. Открытые образовательные технологии: исследовательская деятельность школьников // Школьные технологии. 2006. № 4
- Румянцев В.Я. Работа с историческими источниками // Преподавание истории в школе. 2003. №3
- Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. М., 2004
- Тысько Л.А. Исследовательская деятельность учащихся в процессе обучения обществознанию //Преподавание истории и обществознания в школе. 2006. N 4
- Человек в истории. Россия 20 век. Методические рекомендации по написанию исследовательских работ по истории. М., “Мемориал”, 2002
- Черваков Н.Н. Организация работы с документами на уроке //Преподавание истории в школе. 1999. № 8
- Шаталова Н.В. Опыт краеведческой исследовательской работы школьников // Исследовательская работа школьников. 2005. № 1-2
- Шевченко Н.И. Работа с учебником и развитие школьников //Преподавание истории в школе. 1999. № 6