Тип урока: урок повторения и обобщения знаний.
Вид урока: интегрированный урок (математика + литература).
Цель урока: развитие экологического мышления средством учебного предмета “Математика”.
Цели урока:
- отработка навыков решения задач на примере задач, составленных на основе исторического материала Отечественной войны 1812 года;
- знакомство учащихся с литературными произведениями, отражающими события Отечественной войной 1812 года;
- знакомство учащихся с пословицами и поговорками, связанными с Отечественной войной 1812 года;
- создание условия для формирования у учащихся чувства гордости за свой народ.
Задачи урока:
1. Образовательные:
- закрепление умений и навыков решения задач с помощью уравнений и систем уравнений;
- расширение межпредметных связей.
2. Развивающие:
- способствовать повышению познавательного интереса к математике через межпредметные связи;
- развитие грамотной математической речи;
- развитие навыков выразительного чтения и культуры речи.
3. Воспитательные:
- развитие чувства патриотизма и любви к Родине, чувства долга и ответственности через воспитание любви к родной истории;
- воспитание культуры мышления, речи.
Межпредметные связи: история, математика, литература, музыка.
Оборудование:
- компьютер, мультимедийный проектор с экраном;
- раздаточный материал <Приложение 1>;
- слайдовая презентация ключевых фрагментов урока;
- карикатуры И. Теребенева 1812 года;
- поэтические тексты И.А.Крылова, М.Ю.Лермонтова, А.С.Пушкина;
- музыка М. Глинки (хор “Славься!” из оперы “Иван Сусанин”) <Приложение 2>.
Использованы технологии:
- технология рефлексивного анализа решения задач;
- технология диалогового взаимодействия;
- информационно-коммуникационные технологии.
Ход урока
1. Организационный момент.
Слайд 1
2. Мотивация. Сообщение темы и целей урока.
В этом году, ребята, наша страна отмечала 200-летие Бородинского сражения, однако сегодня мы поговорим не об истории Бородинского сражения, а о том, как это событие нашло отражение в литературных произведениях и математических задачах.
Слайд 2
Итак, цели нашего урока:
– воссоздать атмосферу эпохи того времени и выявить историческую основу некоторых произведений литературы.
– научиться использовать правила математики для решения задач, составленных на историческом материале.
3. Основная часть.
Слайд 3
Мирная жизнь России летом 1812 года была прервана вторжением на её территорию французской армии.
Слайд 4
Непобедимая наполеоновская армия перешла Неман и устремилась к самому сердцу нашей Родины – Москве. Наполеона не покидала мысль о мировом господстве.
Слайд 5
Но его хищническим планам не суждено было осуществиться: на защиту своего Отечества встала вся Россия и её великий народ. Началась война 1812 года за Отечество. Отечественная война.
Наполеон говорил так: “… если я займу Москву, я поражу Россию в самое сердце”.
Москву надо было защищать несмотря ни на что, и главнокомандующий русской армией М.И. Кутузов решает дать генеральное сражение в 125 км от Москвы, у села Бородино.
Давайте узнаем, какова была расстановка сил накануне Бородинского сражения? Однозначного ответа на этот вопрос историки не дают, поэтому мы сможем посчитать примерную численность французской и русской армии.
Слайды 6-7
Задача №1 предлагается учащимся для самостоятельного решения по вариантам. В это же время два ученика решают эту же задачу на крыльях доски. После этого осуществляется самопроверка решения по слайдам презентации.
I вариант.
В русской армии накануне Бородинского сражения пехота составляла 72 000 человек, численность кавалерии – в 4 раза меньше, чем пехоты; артиллерии – на 4 000 человек меньше, чем кавалерии, а казаков было в 2 раза меньше, чем артиллерии. Ратники ополчения составляли 10 000 человек. Какова численность русской армии накануне Бородинского сражения?
II вариант.
Во французской армии накануне Бородинского сражения пехота составляла 90 000 человек, кавалерия – в 3 раза меньше, чем пехота; артиллерия составляла шестую часть от пехоты, а численность инженерных войск в 5 раз меньше, чем артиллерии. Какова численность французской армии накануне Бородинского сражения?
Слайд 8
Решение задачи №1.
I вариант
1) 72000 : 4 = 18000 (чел) – кавалеристы;
2) 18000 – 4000 = 14000(чел) – артиллерия;
3) 14000 : 2 = 7000 (чел) – казаки;
4) 72000 + 18000 + 14000 + +7000 + 10000 = 121000 (чел)
Ответ: численность русской армии 121000 человек.
II вариант
1) 90000 : 3 = 30000 (чел) – кавалеристы
2) 90000 : 6 = 15000 (чел) – артиллерия
3) 15000 : 5= 3000 (чел) – инженерные войска
4) 90000 + 30000 + 15000 + 3000 = 138000 (чел)
Ответ: численность французской армии 138000 человек.
Слайд 9
Все прекрасно понимали, что от успеха Бородинского сражения зависела судьба Москвы и всей России. Это кровопролитное сражение длилось 12 часов. Потери с обеих сторон были огромны.
Слайд 10
“Самое страшное из моих сражений, — признавался Наполеон, — то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя в нём достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми”.
Отечественная война 1812 года нашла отражение в пословицах и поговорках. Они создавались по свежим следам и пользовались популярностью у современников. В них воплощён общенародный гнев против иноземных захватчиков. Например, после Бородинского сражения появились пословицы.
“От бородинской пушки под Москвой земля дрожала”.
“Француз боек, да русский стоек”.
“Наступил на землю русскую, да оступился”.
Слайд 11
До сих пор историки Франции и России спорят о том, кто же победил на Бородинском поле, до сих пор нет точных данных о потерях с обеих сторон. Но и французская, и русская армии крайне нуждались в отдыхе и пополнении сил. Кутузов принимает чрезвычайно непопулярное решение: оставить Москву Наполеону. Но у него были на то весомые обстоятельства: к тому моменту Москва не имела никаких резервов, ни человеческих, ни продуктовых, ни фуражных. Если удастся сохранить армию, останется надежда успешно завершить войну. Но если армия будет уничтожена, можно лишиться не только Москвы, но и всей России.
Слайд 12
Но Наполеон ничего об этом не знал. Он с радостью ожидал встречи с Москвой, уже включив её в число покорённых городов. Не ведал он тогда, что готовила ему столица.
(Подготовленный ученик читает отрывок из поэмы А.С. Пушкина “Евгений Онегин”.)
Слайд 13
“Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приёмный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Отселе, в думу погружён,
Глядел на грозный пламень он”.
Так описывает эти события А.С. Пушкин в 7 главе “Евгения Онегина”.
Когда Наполеон занял Москву, у русской армии появилась возможность восстановить свои силы и пополниться за счёт партизан и народного ополчения.
Слайд 14
Ученикам предлагается задача №2.
Решить её необходимо при помощи уравнения (1
вариант) и при помощи системы уравнений (2
вариант). Два ученика решают задачу у доски.
Взаимопроверка.
Задача №2. В русских и украинских губерниях было набрано народное ополчение в количестве 280 тыс. человек, причем, в российских губерниях было набрано на 130 тыс. человек больше, чем в украинских. Сколько ополченцев было набрано в российских и сколько в украинских губерниях?
Слайды 15-16
Решение (с помощью системы уравнений).
Пусть в российских губерниях было набрано x
тыс.чел., тогда в украинских у тыс. чел.
Составим и решим математическую модель:
205 тыс. чел. – в рос. губерниях;
75 тыс. чел. – в укр. губерниях.
Ответ: 205 тыс. ополченцев было набрано в российских губерниях; 75 тыс. ополченцев – в украинских губерниях.
Решение (с помощью уравнения).
Пусть в украинских губерниях было набрано x
тыс.чел., тогда в российских х+130 тыс.чел.
Составим и решим математическую модель :
x + x + 130 = 280;
2x = 280 – 130;
2x = 150;
x = 150 : 2;
x = 75.
75 тыс.чел. – в укр. губерниях;
75 + 130 = 205 тыс.чел. – в рос. губерниях.
Ответ: 205 тыс. ополченцев было набрано в
российских губерниях; 75 тыс. ополченцев – в
украинских губерниях.
Слайд 17
До войны с Россией Наполеон покорил всю Европу и нигде не встретил такого яростного сопротивления. Он привык сражаться с солдатами действующей армии, но никак не с мужиками, которые не подчинялись никаким военным законам, а в борьбе с врагом использовали какое-то своё “варварское” оружие, оскорбляющее честь и достоинство французских солдат и офицеров – вилы. Но для защиты своей Родины все средства хороши. А у русского мужика и на это готовая пословица: “На француза и вилы ружьё”.
Слайд 18
После захвата Москвы наполеоновская армия находилась в бедственном положении. Пять дней горела Москва, встречая так непрошеных гостей. А доблестные французские солдаты и офицеры метались от одного пепелища к другому в поисках добычи. Когда же эйфория от вседозволенности, мародёрства и грабежей прошла, французы в полной мере познали, что такое настоящий голод, ведь награбленным золотом, иконами, фарфором сыт не будешь. На улицах Москвы была истреблена вся живность. Особой популярностью у солдат пользовался суп из ворон. Тогда появился аналог русской поговорки “попал как кур во щи” – “попал как ворона во французский суп” и пословица “Голодный француз и вороне рад”.
Данная история послужила художнику И.И.Теребеневу сюжетом для карикатуры “Французский вороний суп”. На ней изображены четыре оборванных, имеющих жалкий вид французских солдат; один жадно раздирает ворону, другой с мольбой смотрит на него с протянутой рукой, третий обсасывает воронью косточку, а четвертый вылизывает котел, в котором варился суп.
Слайд 19
И.А. Крылов этот факт положил в основу своей басни “Ворона и курица”.
Давайте послушаем басню “Ворона и курица”.
(Выразительное чтение басни Крылова “Ворона и Курица”)
Ребята, как вы думаете, в чём мораль этой басни?
(Ответы учащихся)
Слайд 20
Когда Наполеон, находясь в горящей Москве, понял, что ему грозит гибель, он стал просить мира. Посол Наполеона Лористон прибыл в ставку Кутузова с предложением мирных переговоров. Кутузов наотрез отказался вступать в переговоры.
Слайд 21
Решимость Кутузова потрясла Крылова, через некоторое время он написал новую басню “Волк на псарне”. Все узнали в мудром, седом Ловчем Кутузова, а в лицемерном Волке – Наполеона.
Давайте послушаем эту басню.
<Приложение 4>;
(Выразительное чтение басни Крылова “Волк на псарне”)
Ребята, подумайте и скажите, какова мораль этой басни?
(Ответы учащихся)
Наконец Наполеон отдал приказ об уходе из Москвы. Неприятельская армия отступала. Кутузов оказался прав. Он приказал вести преследование врага. Сухопутные войска русской армии 1812 г включали несколько родов войск: пехоту, кавалерию, артиллерию и инженерные войска. Пехота состояла из егерей, гренадеров и мушкетеров. Егеря – легкая пехота, обученная действиям в рассыпном строю. Гренадеры – тяжелая пехота, в которую традиционно подбирали физически сильных и высоких солдат.
Слайд 22
Предлагается задача №3 для коллективного решения. Один учащийся у доски.
Задача №3. Найдите скорости передвижения егерей и гренадеров, если известно, что скорость егерей на 1 км/день больше скорости гренадеров, а квадрат скорости егерей на 51 больше квадрата скорости гренадеров.
Слайд 23
Решение.
Пусть x км/день – скорость гренадеров, а у км/день – скорость егерей.
Составим и решим математическую модель:
25 км/день – V егерей
25+1=26 км/день – V егерей
Ответ: 25 км/день, 26 км/день.
Слайд 24
Безрадостно покидали французы Москву. Но память об их бесславном пребывании в ней сохранилась в народных пословицах: “Был Наполеон, а из Москвы вышел опалён”, “Француз вступил в Москву в гости да оставил там свои кости”.
Слайд 25-26
Неприятель отступал в тяжелейших условиях, и “великая армия Наполеона таяла на глазах. Окончательный разгром французской армии наступил 14-16 ноября на реке Березине, в Белоруссии. В это время в народе появляются пословицы:
“Отогрелся в Москве, да замерз на Березине”.
“Бонапарту не до пляски, растерял свои подвязки”.
Слайд 27
Кроссворд. <Приложение 3>
Заполните горизонтали кроссворда пропущенными словами (в именительном падеже) из известных русских пословиц о войне 1812 года. Прочитайте слово в закрашенных по вертикали клеточках [Патриот].
Быть патриотами, любить Родину, быть готовым в любую минуту совершить подвиг – это то, к чему должен стремиться каждый из нас.
Слайд 28
Слайд 29
4. Домашнее задание
1. Решить задачу, предложенную в карточке.
2*. Придумать и оформить задачу, используя данные Интернета об Отечественной войне 1812 года.
3*. Подготовить инсценировку этой басни, разбившись на группы.
5. Итоги урока
Сегодня на уроке мы познакомились с литературными произведениями, посвященными Отечественной войне 1812 года, решали задачи по этой теме.