"Красная Книга птиц Москвы в координатной плоскости". 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Тип урока: урок повторения и обобщения знаний.

Вид урока: интегрированный урок (математика + биология + экология).

Цели урока:

  • образовательная – повторить и систематизировать изученный материал по теме “Координатная плоскость”, “Пропорции”, “Основное свойство пропорции”, “Диаграммы”;
  • воспитательная – воспитывать у школьников любознательность, уважение и любовь к природе, ответственность за ее будущее; создание положительного эмоционального фона на уроке;
  • развивающая – развивать логическое мышление, навыки исследовательской работы, расширять кругозор учащихся; умение работать в группе, оценивать себя и других.; развивать творчество учеников.

Этапы урока.

  1. Организация начала занятия.
  2. Введение в тему урока. Определение темы и формулировка целей.
  3. Работа в группах по теме урока.
  4. Физминутка.
  5. Знакомство с птицами Красной книги Москвы.
  6. Решение заданий по теме “Основное свойство пропорции” и “Диаграммы”.
  7. Творческое домашнее задание, инструкция по его выполнению.
  8. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Используемые формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная работа, групповая работа, коллективное исследование.

Уроку предшествует анкетирование на уроке биологии, где ученики попытались назвать основные причины исчезновения птиц в Москве.

Ход урока

Титульный слайд.

1. Организация начала занятия (класс поделен на группы, на столах раздаточный материал).

2. Введение в тему урока. Определение темы урока. Формулировка целей.

Сегодня, ребята, у вас не обычный урок, а интегрированный. Но для того, чтобы начать урок, необходимо отгадать тему урока, т.е. о чем сегодня пойдет речь. Для этого выполним следующее задание.

Слайд 2.

Задание 1. Ответить на вопрос: “Верна ли пропорция?”, применив различные способы проверки.

55 : 1,1 = 100 : 2;

36 : 2 = 72 : 4;

0,2 : 0,1 = 10 : 5;

9 : 3 = 36 : 4;

2,5 : 5 = 1 : 2;

;

;

0,01 : 9 = 0,3 : 270;

6 : 0,3 = 40 : 2;

81 : 9 = 27 : 3;

46 : 2 = 23 : 1.

Ученики выполняют это задание устно, комментируя свои ответы. По мере выполнения заданий на слайде открываются буквы, и ученики читают: “Красная книга”.

Слайд 3.

– Сегодня на уроке вы узнаете о необычной книге. Цвет переплета у этой книги красный.

Где вы встречаетесь с красным светом? (Кто-нибудь из детей вспомнит про светофор)

– Вспомните, что показывает красный цвет у светофора?

(Сигнал тревоги, опасности, предупреждения. Связь с правилами дорожного движения.)

Справка учителя.

Красный сигнал светофора предупреждает: “Осторожно! Может случиться беда”. Вот и Красная книга предупреждает об опасности, но о какой? В этой книге перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть.

“Красная книга” –  Красная! Значит, природа в опасности!

В 1949 году при международном союзе охраны природы во Франции была создана комиссия по редким видам. Считали 14 лет. Выяснили, что с 1600 г. по 1800 год с лица Земли с “помощью” человека исчезло 33 вида животных, с 1800 г. по 1900 г. – ещё 33 вида, а с 1900 г. по 1913 г. – 52 вида.

Главным автором Красной книги стал английский орнитолог Питер Скотт. Для удобства пользования, страницы у книги цветные: на красных листах помещены сведения о видах, находящихся под угрозой исчезновения; на желтых — уязвимые виды; на белых — сведения о редких видах, на серых — сведения о мало изученных и редких видах; на зеленых — сведения о восстановленных видах и находящихся вне опасности.

– А как вы думаете, что находится на чёрных страницах?

– Черными страницы стали тогда, когда вообще с лица Земли исчезли некоторые виды.

В 1681 г. был уничтожен дронт — толстая и неуклюжая птица. В Англии даже есть выражение — "мертвый, как дронт". Его употребляют, когда хотят сказать о чем-то навсегда утерянном.

В одной стране жили необыкновенные голуби. Громадными стаями перелетали они с одного места на другое. Называли этих голубей странствующими. Их было так много, что люди ради вкусного мяса убивали их без счета. Охота не прекращалась до той пор, пока на Земле не осталось ни одного голубя.

Свой край родной садов, полей, лесов
Мы на уроках вместе изучаем.
К огромной нашей родине любовь
Берёт от малой родины начало.
О какой малой родине идёт речь? (О Москве)

Ребята, а кто мне скажет, какие праздники отмечают в апреле? (Варианты ответов)

В 1902 году в Париже была составлена "Всемирная Конвенция об охране птиц, полезных в сельском хозяйстве", которую подписали более десятка государств. Она вступила в силу 12 декабря 1905 года. С 1906 года в мире начали отмечать День птиц.

Цель праздника – сохранение видового разнообразия и численности диких птиц. В России этот праздник имеет давнюю традицию и приурочен ко времени начала возвращения птиц с мест зимовок. Для большей части России это – середина апреля. Традиционно в это время в ожидании прилета пернатых развешивались скворечники и прочие "птичьи домики".

И тема сегодняшнего урока “Красная книга птиц Москвы”.

(После этого формулируются цели урока.)

3. Работа в группах по теме урока.

В “Красную книгу” занесены исчезающие виды птиц. Чтобы узнать, о каких именно птицах идёт речь, изобразим их на координатной плоскости. Работаем в группах по карточкам. Построив точки в координатной плоскости и соединив их последовательно, вы получите изображения некоторых из них.

Слайд 4.

Задание 2. Построить фигуры птиц на плоскости, по заданным координатам.

<Приложение 1>.

(Ученики выполняют задания по группам)

Сравните свой рисунок с рисунком на слайде и оцените себя.

4. Физминутка.

5. Знакомство с птицами Красной книги Москвы.

Сообщения детей. (Рассказывают о птицах, изображённых на карточках)

Слайд 5.

1) Озёрная чайка.

Статус. 3-я категория — уязвимый в условиях Москвы вид.

Распространение. В Московской области — широко распространённый околоводный вид. Гнездование на территории Москвы — на ЛПФ — известно с середины 1970-х гг. В начале 1980-х гг. небольшая часть крупной колонии озёрных чаек, появившейся в те годы за пределами Москвы у самой её границы — вблизи пересечения МКАД и Савёловской ж.д., недолгое время существовала в черте города на водоёме у платформы Марк. В середине 1990-х гг. колония озёрных чаек возникла на Крылатском карьере, во второй половине 1990-х гг. несколько пар загнездились на прудах в верховьях р. Навершки, колонии образовались в Мневниковской пойме и на Долгопрудненском болоте. В 1999 г. зарегистрирован случай гнездования одиночной пары в пойме р. Сетуни ниже Матвеевского.

(Прослушивание: голоса птиц – озёрная чайка.)

Слайд 6.

2) Серая неясыть.

Статус. 2-я категория — редкий на территории Москвы вид.

Распространение. В Московской области серая неясыть распространена широко, но обитает главным образом в тех районах, где сохранились высоковозрастные широколиственные леса и старые усадебные парки. В Москве регулярно гнездится в Лосином Острове, Измайловском лесу, Царицыне, Битцевском лесу, Серебряноборском лесничестве. Кроме названных лесных массивов, гнездование неясыти зафиксировано в Кузьминском лесопарке, усадебных парках "Ясенево" и "Малое Голубино", Фили-Кунцевском лесопарке, а также в парке МГУ между главным зданием и смотровой площадкой. До начала 1980-х гг. неясыть в отдельные годы гнездилась также в лесопарках "Сокольники", "Кусково", "Покровское-Стрешнево", сейчас её там нет.

(Прослушивание: голоса птиц – серая неясыть.)

Слайд 7.

3) Ворон. 

Статус. 5-я категория — вид с увеличившейся на территории Москвы численностью.

Распространение. В Московской области широко распространённый малочисленный, а в некоторых районах — довольно обычный вид. На территории, ныне занимаемой Москвой, в прошлом был отмечен на гнездовании на Кремлёвской стене (начало 20 в.) и Елоховском соборе в 1930-е гг., Лосином Острове в 1920-е гг. и позже, Сокольниках до 1937 г., Измайловском лесу до начала 1950-х гг., в окрестностях Воробьёвых гор до 1923 г. С начала 1950-х до середины 1960-х гг. ворон, как гнездящийся вид, здесь уже не регистрировался. Однако уже к концу этого периода отдельные его пары стали появляться в некоторых периферийных районах города. Со второй половины 1960-х гг. ворон начал постепенно заселять лесные массивы на территории Москвы. В 1968 г. его гнездование зарегистрировано в Измайловском лесу, в 1973 г. — в Лосином Острове, во второй половине 1970-х гг. — в Битцевском лесу, Матвеевском лесу в долине р. Сетуни, Серебряноборском лесничестве, ЛОД. В 1980-е гг. он занял не только многие лесные массивы Москвы, но и начал гнездиться на высотных зданиях и сооружениях — Главном здании МГУ с 1984 г., дымовой трубе Дорогомиловской ТЭЦ, здании гостиницы "Ленинградская" у Каланчёвской площади. В 1991 г. докармливаемые родителями слётки ворона отмечены на Ваганьковском кладбище. К настоящему времени в пределах МКАД ворон гнездится в Лосином Острове, Измайловском лесу, лесопарке Кусково, Кузьминском лесопарке, Царицыне, Битцевском лесу, на Воробьёвых горах, в Матвеевском лесу, Серебряноборском лесничестве. Серебряном Бору, лесопарке Покровское-Стрешнево, Алёшкинском лесу, в пределах ОЖД. Кроме лесных массивов, ворон в Москве широко использует для гнездования крупные промзоны, преимущественно с ТЭЦ, а также некоторые РТС.

(Прослушивание: голоса птиц – ворон.)

6. Решение заданий по теме “Основное свойство пропорции” и “Диаграммы”.

1) Решение заданий по теме “Основное свойство пропорции”.

Чтобы узнать, какое интересное название имеет следующая птица, вы должны выполнить следующее задание.

Слайд 8.

Задание 3. Название этой птицы зашифровано в карточке. Найдя неизвестные члены пропорций, вы получите ключевое слово.

Слайд 9.

12,5 : 2,5 = х : 5;

0,25 : 3 = х : 1,5 ;

2 : а = 2,5 : 1,25 ;

1,2 : а = 2 : 3;

20 : х = 8 : 0,05;

12,5 : х = 1,2 : 0,6;

6 : х = 4 :1,2;

0,42 : 6 = х : 100.

(Выполнив задание, ученики читают название птицы “Московка”)

Слайд 10.

Справка учителя.

4) Московка.

Статус. 2-я категория — редкий на территории Москвы вид с сокращающейся численностью.

Распространение. Обычный и широко распространённый по хвойным лесам Московской области вид. В прошлом на территории Москвы в её современных границах гнездование московки отмечалось только в Измайловском лесу и ЛОД. После 1960 г. в черте города её гнездование зарегистрировано в Лосином Острове, Измайловском лесу, Кузьминском лесопарке, Битцевском лесу, Серебряноборском лесничестве. Серебряном Бору, Покровском-Стрешневе, Алёшкинском лесу, Химкинском лесопарке и ЛОД. В 1970-1980-е гг. вид постепенно исчез из состава гнездящихся птиц многих московских лесопарков. В 1990-е гг. в пределах МКАД московка продолжала гнездиться лишь в четырёх лесных массивах, где сохранились самые большие в Москве площади хвойного леса — в Лосином Острове, Кузьминском лесопарке, Битцевском лесу и Серебряноборском лесничестве. Во время сезонных миграций московка может быть встречена, причём в большом числе, на самых разных природных и озеленённых территориях города, включая и скверы в центре города.

(Прослушивание: голоса птиц – московка.)

Давайте же бережно относиться к нашим верным друзьям и спутникам – птицам!

2) Решение заданий по теме “Диаграммы”.

Ребята, на уроке биологии вы попытались назвать основные причины исчезновения некоторых видов птиц в Москве, выразили свою точку зрения на эту проблему.

Слайд 11.

(Работа с диаграммой.)

Рассмотрим диаграмму.

Как называется такая диаграмма?

Какие ещё бывают диаграммы?

Какая причина наиболее часто встречалась в ваших ответах? Какую причину назвали меньше всего учащихся?

Слайд 12.

Давайте прочитаем, какие же причины сокращения и исчезновения птиц с точки зрения ученых, которые занимаются этой проблемой.

  1. Изменение места жительства, вырубка лесов распашка степей, осушение болот.
  2. Безмерная промысловая и спортивная охота.
  3. Уничтожение домашними животными (собаками, кошками, свиньями).
  4. Болезни и инфекции, завезённые человеком.
  5. Загрязнение окружающей среды.

Слайд 13.

7. Творческое домашнее задание.

  • Смоделировать по заданному изображению птицы рисунок в координатной плоскости и задать его с помощью координат точек.

<Приложение 2>.

Слайды 14-19.

  • Дополнительно для желающих*. Составить кроссворд “Птицы Москвы”, составить вопросы к нему.

8. Рефлексия. Подведение итогов.

Какие темы по математике мы сегодня повторили?

  1. Координатная плоскость.
  2. Виды диаграмм: столбчатая, линейчатая, круговая.
  3. Основное свойство пропорции.
  4. Нахождение неизвестного члена пропорции.

– Понравился ли вам урок? Как вы считаете, насколько полезен был сегодняшний урок?

Что нового узнали на уроке? Какие выводы для себя сделали?

– Как вы думаете, охранять надо только те растения и тех птиц и животных, которые занесены в Красную книгу?

(Ученики высказывают свои мнения и отвечают на вопрос)

Слайд 20.

– И закончить наш урок я хочу стихотворением.

Дерево, трава, цветок и птица
не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
на планете мы останемся одни.

Какой вывод можем мы сделать? Если мы не защитим растения и животных, попавших в Красную книгу, они погибнут.

Слайд 21.

Спасибо за урок!

Презентация