Урок "Пунктуация, или "ноты письменной речи"". 9-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 9


Программа по русскому языку в 9 классе предусматривает изучение синтаксиса и пунктуации. Основные понятия и сведения о знаках препинания учащиеся уже получили, в 9 классе предстоит привести знания в систему. У учеников возникает вопрос – ЗАЧЕМ? Поэтому в начале учебного года я предлагаю провести такой урок – урок усвоения новых знаний на основе того, что уже известно.

Цель урока:

– ответить на вопрос: “Что такое знаки препинания и правила их расстановки – собрание досадных условностей, отравляющих жизнь человеку, или “ноты письменной речи” (К. Паустовский), передающие ее живое дыхание и трепет?”;
– вспомнить основные знаки препинания и их функцию в современном русском языке;
– ввести понятие – основные принципы русской пунктуации;
– на основе творческих заданий расширить кругозор учащихся, развить их мыслительную деятельность.

Метод обучения – творческий, частично – поисковый, проблемный.

Форма работы – фронтальная.

Ход урока

ИЗ ИСТОРИИ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ (сообщение ученика – Приложение. Слайд 3, 4)

В самом начале существования русской письменной речи использовался только один знак – точка. Ее ставили в середине строки между группами нерасчлененных слов.

В рукописных текстах того времени можно встретить и другие знаки: точечный ромбик, двоеточие, знак, напоминающий современную запятую.

Появление привычных нам знаков препинания и оформление правил их употребления теснейшим образом связано с возникновением книгопечатания на русском языке.

В середине XVIII века использовались 8 знаков: точка, запятая, двоеточие, точка с запятой, вопросительный и восклицательный (“удивительный”) знаки, скобки(“вместительный знак”), черточка (“единительный знак”).

К концу XVIII века появились новые знаки: тире, кавычки, многоточие. Достоверно известно, что знак ТИРЕ (или “черта”) первым начал употреблять Н.М.Карамзин.

Слово учителя. Что такое ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ И ПРАВИЛА ИХ РАССТАНОВКИ – собрание досадных условностей, отравляющих жизнь человеку, или “ноты письменной речи” (К. Паустовский), передающие ее живое дыхание и трепет? Как ответить на этот вопрос, каждый решает сам.

В 9-м классе на уроках русского языка вы подробно будете говорить о синтаксисе сложного предложения и знаках препинания в нем.

Только овладев правилами пунктуации, научившись чувствовать живое дыхание родного языка, его огромные возможности передать на письме оттенки звучащей речи, мы можем почувствовать себя свободными и в выражении своих мыслей и понимании чужих.

И тогда запятые, точки и тире раскроют нам свои тайны, станут нашими помощниками. Я надеюсь, что в раскрытии секретов пунктуации вам поможет сегодняшний урок.

ЧТО ТАКОЕ ПУНКТУАЦИЯ?

Задание № 1. (Слайд 5)

Французский писатель Виктор Гюго, закончив роман “Отверженные”, послал его издателю вместе с письмом, в котором был только вопросительный знак. Издатель также ответил письмом без слов: на листе бумаги был восклицательный знак.

Попробуйте составить диалог, который мог бы произойти между Гюго и издателем. Обратите внимание на правила оформления диалога. (Слайд 6)

– Вам понравился мой новый роман?

– Мне очень понравился ваш роман!

– Достоин ли мой роман быть напечатанным?

– Роман будет обязательно напечатан!

– Каково Ваше мнение о романе?

– Замечательное произведение, великолепная книга!

Как видите, знаки препинания способны сами передавать информацию. Имея только ! и ? , мы смогли домыслить возможный диалог.

Какие знаки препинания вы знаете, какова их функция в современном русском языке? (Слайд 7)

Задание № 2.

Прочитайте текст лингвиста А.Б. Шапиро. Подумайте, зачем нужны пунктуационные правила?

(Слайд 8)

Пунктуация, как и все другие знаки письменного языка, служит общению между людьми. При помощи знаков препинания пишущий выражает определенное значение и оттенки, вкладываемые им в свое письменное высказывание. А читающий, видя пунктуационные заметки в тексте, на основании их воспринимает выражаемые ими значения и оттенки.

А так как все пишущие выступают в роли читающих и, наоборот, все читающие – и в роли пишущих, то значения знаков препинания должны быть едиными для всех грамотных людей, пользующихся данным языком.

Всякое правило о знаках препинания есть как бы пункт договора между пишущим и читающим.

Учитель: проследим это на примерах…

Как рассказывает легенда, один богач в Древней Греции оставил большое наследство, но, как было указано в завещании, наследники должны были выполнить обязательное условие: “Поставить статую золотую пику держащую”. Они заспорили между собой. (Слайд 9–11)

Вопросы для беседы:

– продумайте, как мог разрешиться их спор?
– имеет ли он, на ваш взгляд, однозначное решение?
– предложите свои варианты постановки знаков препинания и объясните, как изменяется смысл предложения.

Ответы:

Предложение завещания допускает двоякое толкование.

“Поставить статую, золотую пику держащую” – вполне по силам наследникам.

“Поставить статую золотую, пику держащую” – разоряло получателей наследства.

Скорее всего, никто так и не стал наследником!

Задание № 4.

Учитель: известны случаи, когда от постановки знаков препинания зависела не только жизнь человека (Казнить нельзя помиловать), но и ход истории: (Слайд 12)

Английский король Эдуард II, правивший на рубеже XII-XIV веков, притеснениями и непосильными налогами восстановил против себя большинство подданных так, что они составили заговор, во главе которого встала его жена Изабелла. По решению парламента король лишен был трона и заключен в тюрьму, где ожидал решения своей участи.

Тюремщики короля получили от Изабеллы предписание: “Эдуарда убить не смейте бояться полезно”

Вопросы для беседы:
– какие знаки препинания и как можно поставить в данном предложении?
– как меняется смысл предложения в зависимости от выбранного варианта?

Ответы: (Слайд 13)

“Эдуарда убить не смейте, бояться полезно” – и король останется жив!

“Эдуарда убить, не смейте бояться – полезно” – как утверждает история, тюремщики поставили “кровавую запятую”.

После наглядных заданий – примеров учащиеся готовы к анализу главной части урока – принципов русской пунктуации. (Слайд 14)

В основе русской пунктуации – ведущий принцип – грамматический , который требует, чтобы знаки препинания ставились в соответствии со структурой предложения, отражали его синтаксис.

Логическое членение речи, нюансы развития мысли помогает передать смысловой принцип пунктуации.

Интонационный принцип действует как второстепенный и может нарушаться в пользу грамматического.

Совмещение разных принципов, определяющих русскую пунктуацию, требует, чтобы правила учитывали совокупность грамматических, смысловых и интонационных признаков.

Учитель: перепишите текст, расставьте знаки препинания и посчитайте, сколько человек находилось в комнате? (Слайд 15)

На диване устроились мой брат молодой врач приезжая дальняя родственница матери юная девушка и я. В кресле и на стульях расположились наша соседка женщина средних лет ее муж красивый седой старик маленький мальчик чей-то плачущий внук.

Ответы: 6 человек и 11 человек.

Если мы ставим знаки препинания в соответствии с интонационным принципом русской пунктуации и перечисляем, то в комнате 6 человек. Если звучит интонация уточнения – 11 человек.

Более подробно об основных принципах русской пунктуации ученики будут говорить, изучая сложноподчиненные и бессоюзные предложения в 9 классе.

Учитель: и еще один наглядный пример, прежде чем каждый выскажет свое мнение. (Слайд 16–17)

Однажды в редакцию пришел молодой писатель и принес свой рассказ, раздерганный, спутанный, хотя интересный по теме и, безусловно, талантливый.

Все прочли этот рассказ и возмутились: печатать его в таком небрежном виде было нельзя.

Старик-корректор оценил: “Талантливая вещь. Нельзя, чтобы она пропала”. Он взял рукопись, поклялся, что не изменит в ней ни слова, а “лишь пройдется по ней”.

Наутро корректор вернул рукопись, машинистка перепечатала, и все онемели. Это была прозрачная, литая проза. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и следа. При этом действительно не было выброшено или прибавлено ни единого слова.

Всех интересовало одно – как произошло это чудо?

А корректор ответил: “Я просто правильно расставил знаки препинания. Особенно тщательно я расставил ТОЧКИ. И АБЗАЦЫ. Еще Пушкин говорил о значении знаков препинания.

Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание.

Знаки препинания – это НОТНЫЕ ЗНАКИ. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться”

Вопросы для беседы (Слайд 18):
– Как вы понимаете: “просто правильно расставил знаки препинания”?
(Не только в соответствии с грамматическим, но и смысловым и интонационным принципами русской пунктуации.)
– Что значит “знаки препинания – это нотные знаки”?
(Как музыку можно исполнить, читая нотные знаки, так и текст будет звучать лучше, правильнее, точнее, если пишущий верно расставил знаки препинания, а читающий смог их причесть.)

Задание № 8. (Слайд 19)

Закончите высказывания, используя материал сегодняшнего урока, или высказав свои собственные мысли:

Знаки препинания – это…

Они необходимы, потому что…

Без них …

Итог урока: сейчас даже представить сложно нашу письменную речь без знаков препинания. А ведь когда-то не существовало ни точек, ни запятых. Даже слова друг от друга не отделялись.

Казалось бы, как хорошо, ошибок меньше допустишь, но это с точки зрения современного нерадивого ученика – читать и понимать написанное таким образом крайне сложно.

Теперь уже можно решить для себя: “Что такое знаки препинания и правила их расстановки – собрание досадных условностей, отравляющих жизнь человеку, или “ноты письменной речи” (К. Паустовский), передающие ее живое дыхание и трепет?” (Слайд 20)

Литература:

  1. Любичева Е.В., Болдырева Л.И. Родным войти в родной язык. Санкт – Петербург: Сага, 2005 г.