Приложение. Слайд 2
“Культура – прочные верования,
ценности и нормы поведения,
которые организуют социальные связи
и делают возможной общую
интерпретацию жизненного опыта”
У. Беккет
В настоящее время психология начинает занимать все более заметное место в общей культуре страны. Углубляется взаимодействие психологии и общества. Научная и практическая психология представлены во всех областях общественной жизни: политической, экономической, производственной, социальной, юридической, в области образования, искусств и спорта, сохранения здоровья и обороны страны. Все провозглашаемые в настоящее время нравственные ценности – гуманизм, демократизм, сотрудничество, толерантность, диалогичность и пр. – основаны на психологических законах общения и взаимодействия людей.
Необходимость психологического образования уже с дошкольного возраста как раз и вытекает непосредственно из потребностей общественной жизни, отвечает интересам, как всего современного общества, так и каждого из его граждан.
Слайд 3
На наш взгляд психологическое образование должно предусматривать не только психологическую грамотность, но и воспитание психологической культуры, которая является основой и результатом психологического здоровья молодого поколения страны.
Поэтому проблему воспитания детей целесообразно рассматривать в контексте развития их психологической культуры как важной составляющей общей культуры человека.
Задача взрослых в семье, школе, обществе – помочь ребенку овладеть средствами понимания самого себя, самопринятия и саморазвития в контексте гуманистического взаимодействия с окружающими его людьми и в условиях культурных, социальных, экономических и экологических реальностей окружающего мира. Психологическая неграмотность, низкая психологическая культура общества, отсутствие культуры отношений в том жизненном пространстве, в котором живут многие дети, создают условия, при которых ребенок нередко с момента рождения попадает в “зону риска” – риска не стать человеком.
Дети должны быть подготовлены к пониманию того, как вести себя в обществе по-человечески, как разбираться в том, что происходит в этом обществе и пр. Психологическая культура – это в первую очередь способность и готовность решать проблемы взаимодействия с социальным окружением и с самим собой так, чтобы не тормозить процесс личностного развития.
С 2011 года ОУ осуществляет свою деятельность в статусе пилотной площадки ГОУ ВПО МО “Академия социального управления”. В нашей школе успешно реализуется экспериментальная работа по программе “Жизненные навыки”.
Слайд 4
Это программа психологического сопровождения для детей. Что это означает? Все мы знаем, что в определенном возрасте ребенок должен научиться ходить, говорить, плавать, кататься на велосипеде. Это все очень необходимые физические навыки. Есть и интеллектуальные умения, о которых знают все родители – научиться читать, решать задачи, логически мыслить. Почему-то гораздо меньше значения придается развитию эмоционального интеллекта, психологических навыков, которые точно так же, как и физические и интеллектуальные, будут необходимы ребенку в жизни.
Слайд 5
Фундаментом программы стала авторская программа Светланы Васильевны Кривцовой. Формы и методы работы здесь соответствуют возрастным задачам детей и подростков. Программа “Жизненные навыки” имеет комплексный характер и отвечает практически всем жизненным психологическим задачам, стоящими перед детьми и подростками соответствующего возраста.
Программа посвящена проблемам общения, с которыми могут столкнуться дети в школе и в компании сверстников. Дети, нуждающиеся в развитии навыков взаимодействия с другими людьми, часто страдают, во многом, от невозможности смотреть на себя и окружающих с положительной стороны. Психологическая помощь здесь происходит за счет формирования чувства самопринятия, самораскрытия и принятия других. В течение занятий используются развивающие игры и упражнения, ролевые игры, творческие задания (коллаж, рисуночные методы и т.д.), элементы групповой дискуссии, приемы саморегуляции, релаксационные упражнения. Ребенок, который общается с другими, занимается интересной работой и добивается успеха на занятиях, начинает достигать желаемого и повседневной жизни. Таким образом, мы помогаем ребятам решить необходимые для их возраста задачи.
Слайд 6
Программа “Жизненные навыки” включает не только занятия с детьми, но также проходящий параллельно процесс обучения социальным и эмоциональным компетенциям педагогов и родителей через разнообразные виды деятельности: круглые столы, консилиумы, консультирование, социально-психологические тренинги, применяются интерактивные задания.
Слайд 7, 8, 9,10,11
В основе программы – перечень социальных и эмоциональных компетенций для детей от 7 лет (представлены на слайдах):
Слайд № 8 – А. Базовые навыки выживания в классе.
Слайд № 9 – В. Базовые навыки установления контактов. партнерство и дружелюбие.
Слайд № 10 – С. Понимание собственных и чужих чувств.
Слайд № 11 – D. Управление аффектом и агрессией.
Слайд № 12.
Прогнозируемые результаты экспериментальной работы:
1. Обеспечить социально-психологическое сопровождение образовательного процесса.
2. Повышение организационной культуры школы.
3. Повышение уровня коммуникативных навыков и представлений о здоровом образе жизни у педагогов и родителей
Слайд 13
Темы занятий соответствуют задачам, которые необходимо решить в том или ином возрасте.
Вот, например, темы 1 класса: “Я – особенный”. “Нравится – нравится в моей жизни”. “Дружба”. “ Я и другой, не похожий на меня”.
Есть несколько тем, которые проходят красной нитью через всю программу, рассматриваются под разным углом, получают развитие. Например, это тема “Дружба и взаимоотношения”. Мы помогаем ребятам обрести навыки знакомства, вхождения в группу умение оказать и принять помощь. Мы выясняем – что же мешает дружбе? И – что делать, когда дразнят? В 3 классе, продолжая тему дружбы, мы обращаемся к вопросам взаимоотношений, а в 6 – конфликтов и сотрудничества. Вместе мы учимся понимать интересы разных сторон в конфликте, осознавать наши чувства и стратегии поведения в конфликтных ситуациях.
Такая же “долгосрочная” и очень важная тема – тема толерантности. Во 2 классе мы учимся брать на себя ответственность. Мы строим “Мир мальчиков” и “Мир девочек”. Говорим о собственности: что в этой жизни принадлежит мне, а что – нет, как я могу ощутить разницу? Моя мама – это моя собственность? А я – собственность моих родителей?
И уже вместе с пятиклассниками мы осознаем ценности и трудности мира взрослых. В чем я уже взрослый, а в чем – еще нет? И вообще – кто я? Каждый на занятиях может осознать себя, свои особенности, сильные и слабые стороны, достоинства и недостатки, увидеть себя глазами других людей научиться опираться на себя и находить собственные ресурсы.
Слайды 14. 15, 16, 17
Занятия по программе совсем не похожи на урок в школе. Ребята сидят не за партами, а в основном в кругу. Мы выполняем различные психологические упражнения, игры, рисуем, моделируем ситуации. Атмосфера на занятиях доверительная, спокойная, “домашняя”. Ребята имеют возможность не только приобрести полезные жизненные умения, но и поделиться своими проблемами, зная, что никто не посмеется, каждого выслушают и постараются помочь. Обычно ребятам занятия очень нравятся, они с нетерпением ждут таких занятий.
Слайд 18, 19, 20
Результативностью работы по программе “Жизненные навыки” можно считать:
– положительные результаты нравственной самооценки учащихся, посещающих
данный курс, и их отношение к жизненным ценностям
(55,4%).
– уровень школьной тревожности у детей посещающих занятия снизился с 37% до 11%.
– повысился процент учащихся, которые негативно относятся к вредным привычкам,
пагубно влияющим на здоровье.
– 100% педагогов указали на содержательность получения рекомендаций и
психологической информации об учащихся.
– растет число педагогов, которые постоянно повышают свою психологическую
компетенцию (85%).
Слайд 21
“Жизненные навыки” – программа, которая помогает детям решать социальные и эмоциональные задачи их возраста, а значит повышать уровень психологической культуры младших школьников.
Стоит помнить, что на качество нашей жизни в большей степени влияет развитие эмоционального интеллекта – на 80%, который формируется и развивается у человека в течение всей его жизни.
Внедрение в школьную практику программы “Жизненные навыки” помогло увидеть школьные проблемы, а также роль психолога в образовательном учреждении под новым углом зрения.
Поэтому мы считаем, что следует продолжать работу по формированию эмоциональных и социальных компетенций участников образовательного процесса используя формирующую технологию работы в культуре психологического тренинга.
Слайд 21
Спасибо за внимание!
Презентация к сообщению. Приложение 1