Несмотря на проводимую модернизацию образовательного процесса в школе, предусматривающую использование инновационных технологий, существующие разработки по использованию компьютерных технологий в физическом воспитании носят, как правило, частный характер (создание баз данных школьников, мониторинг их физического развития и физической подготовленности, проектный метод) и не имеют широкого распространения в практике физического воспитания.
Согласно программам по физическому воспитанию школьников (В.И.Лях, А.А.Зданевич и др.), в школе закладываются основы техники специфических двигательных действий (бросок баскетбольного мяча, нападающий удар в волейболе, низкий старт в легкой атлетике, коньковый ход в лыжной подготовке и др.), которые будут развиваться в дальнейшей жизни. Общей задачей, по мнению Никитушкина В.Г., Губы В.П., Гапеева В.И. (2006), которая ставится на этом этапе, является овладение основой техники изучаемого двигательного действия. Оно начинается с создания общего представления об изучаемом движении путем демонстрации, объяснений и практического апробирования. В зависимости от сложности, движение изучается либо путем расчленения, или при целостном исполнении. Обучение начинается с ведущего звена техники. Если же ведущее звено существенно зависит от подготовительных фаз, вначале разучиваются эти фазы. Показ движений должен быть четким, с пояснением основных элементов. Указываются особенности изучаемого действия, куда должно быть направлено то или иное движение, его амплитуда.
Важно, что для освоения двигательных действий необходимо с самого начала создать правильное представление о технике движений. Все то, что изучается вначале, закрепляется особенно прочно, и впоследствии требуются огромные усилия для какого-либо переучивания. Все эти трудности в эпоху XXI века могут быть решены с помощью компьютера.
Таким образом, при анализе состояния образовательного процесса современной школы возникает проблема по использованию компьютерных технологий в физическом воспитании.
Цель: найти применение компьютерным технологиям в процессе физического воспитания школьников как средству методической поддержки учебного процесса.
Задачи:
- провести анализ использования компьютерных технологий в образовательном процессе школы;
- разработать технологию применения компьютерных средств в физическом воспитании и выявить их конкретную методическую функцию;
- апробировать на практике и выявить эффективность использования компьютерных технологий в физическом воспитании школьников.
Разрабатывая технологию применения компьютера в процессе физического воспитания для обучения школьников двигательным действиям, я руководствовался положением необходимости и достаточности, которое заключается в том, что компьютеры в обучении следует использовать только тогда, когда они обеспечивают получение знаний, которые невозможно или достаточно сложно получить при бескомпьютерных технологиях.
Сегодня функциональные возможности многих современных средств информатики значительно опережают их применение в учебном процессе, в частности по физической культуре. Используя исследования Г.К.Селевко (2006) в области информационно-коммуникационных технологий, я сделал попытку по формированию концептуальных положений данной технологии, а также по определению последовательности действий учителя физической культуры и учащихся на занятиях с использованием компьютера.
Концептуальные положения проведения компьютерного урока
1. Компьютерные средства повышают
эффективность процесса обучения школьников
двигательным действиям, вследствие формирования
образного представления о двигательном
действии.
2. Компьютерные средства обучения
применяются там, где они имеют конкретную
методическую функцию.
3. Используя компьютер,дать ребёнку столько
материала, сколько он сможет усвоить.
Алгоритм действий учителя физической культуры
1. Общее планированиепедагогического
процесса с использованием компьютера;
2. Планирование использования компьютерана
отдельных учебных занятиях;
3. Управление познавательной деятельностью
учащихся во время занятия, осуществление
интеграции традиционных и компьютерных средств.
При этом акцент в работе учителя физической
культуры направлен на:
– предоставлении в удобном для изучения
масштабе различных процессов, реально
протекающих с большой скоростью (бег; прыжки и
другие двигательные действия);
– частичной компенсации недостатка учебной
техники и наглядных пособий в предмете
«физическая культура»;
– использовании компьютера для формирования у
школьника образного представления о технике
изучаемого двигательного действия.
Алгоритм действий учащихся на компьютерном уроке
I этап визуальный (5-7 классы)
Умения: просмотр техники двигательных действий великих спортсменов, с использованием компьютера собирание пазла целостного двигательного действия из элементов.
Условия: абстрактное, образное мышление, возможность составления целостного двигательного действия из его частей, перенос теоретических знаний для выполнения двигательного действия в ходе практического урока.
III этап технический (8-9 классы)
Умения: использование видеоаппаратуры для съемки двигательного действия; работа в программе «покадровое движение».
Условия: пользование видеоаппаратурой, работа пользователя ПК, аналитическое мышление, знание техники двигательного действия.
III этап аналитический (10-11 классы)
Умения: принимать решения на основе анализа данных, перестраивать двигательное действие в зависимости от условий (соревнование, рельеф местности, активность сопротивления), формирование адекватной самооценки.
Условия: применение компьютерных технологий на уроке физической культуры, пользование Интернет.
Подготовка учителя физической культуры к компьютерному уроку
Изучение нового материала. Учитель координирует, направляет, руководит и организовывает учебный процесс. А «показывает» материал вместо него – компьютер. С помощью видеоряда ученик получает виртуальное представление о двигательном действии, учится моделировать последовательность движений, получает представление, как об элементах, так и в целом о двигательном действии. Богатство содержательной поддержки делает урок не только значительно более усваиваемым, но и неизмеримо более увлекательным.
Закрепление. Основной недостаток традиционного урока – трудность учёта индивидуальных особенностей усвоения материала учащимися. Компьютер позволяет провести соответствующую коррекцию знаний школьников.
Повторение. Актуализирующее повторение в компьютерном варианте может быть представлено в любом формате, с различными проблемными ситуациями. В результате все ученики включены в мыслительную деятельность, готовы к восприятию нового. Степень самостоятельности регулируется в широких пределах: от поиска решения поставленной задачи до творческой работы.
Контроль знаний.
– осуществляется индивидуализация контроля
знаний;
– повышается объективность оценки;
– ученик видит детальную картину собственных
недоработок.
Формы контроля: задания, самоконтроль, взаимоконтроль, творческое применение.
Домашнее задание. В качестве домашнего задания каждый ученик может проводить анализ двигательного действия на компьютере.
Проектирование компьютерного урока
Проектирование компьютерных уроков начинается
с составления календарно-тематического плана,
изучения темы, где использование средств ИКТ
оптимально распределяется по всем урокам. При
этом учитывается:
– содержание изучаемого материала;
– основная используемая педагогическая
технология;
– наличие в школе компьютерных средств,
возможность их чередования;
– степень готовности детей к восприятию ИКТ;
– классические требования к уроку.
План компьютерного урока
- Руководствуясь тематическим планированием, определяем цель урока, в соответствии с которой намечаются задачи и необходимые этапы для их достижения.
- Определяем целесообразностьприменения средств компьютерного обеспечения в сравнении с традиционными средствами.
- Составляем временную развертку урока.
Проведение компьютерного урока
При подготовке к компьютерным занятиям учитель имеет дело со следующими задачами:
Просмотр и педагогическая оценка всех имеющихся информационных ресурсов и данных программного продукта.
В соответствии с разделом программы по физической культуре составляется выборка из программного продукта.
Технология подготовки учителя к компьютерным занятиям предполагает три важнейших этапа: 1) освоение элементарных пользовательских умений; 2) изучение программных возможностей и практическое освоение их использования для сопровождения учебно-воспитательного процесса.
При этом, оптимальная частота и длительность применениятрадиционных ИКТ в учебном процессе определяется возрастом учащихся, характером учебного предмета и необходимостью их использования в познавательной деятельности учащихся. Мы предлагаем использовать ИКТ в начале каждого раздела программы по физической культуре для становления зрительного образа изучаемого двигательного действия.
Эффективность применения ИКТ зависит также от этапа урока. Обучение и закрепление двигательных действий на уроках физической культуры с помощью компьютерных технологий применяется во вводной части урока, при закреплении или проверке знаний в заключительной части урока.