Урок по подготовке к ЕГЭ – один из системы уроков, посвященных занятиям по практическому тренингу к экзаменам по государственной итоговой аттестации. Главным основанием выбора именно такого проведения урока является большой объем материала и сложность для самостоятельного усвоения.
Место данного урока в теме при подготовке к экзамену является продолжение работы над сочинением-рассуждением (в 9 классе проводилась работа по подготовке к экзамену, сейчас же это новый этап, который связан с предыдущим); ранее работали над сочинением-описанием (картин, внешности, природы…), сочинением-повествованием (поход, экскурсия, военно-полевые сборы…).
При подготовке к уроку были учтены программные требования, образовательные стандарты, рабочие учебные программы. Специфика, уникальность урока заключается в его бинарности и применении ИКТ. Опираясь на литературу (произведения А. Грина, Мамина-Сибиряка, Н.В. Гоголя) сочетали с уроками русского языка (художественные стили, типы сочинений…) в написании творческой работы.
Обучающая цель, которая поставлена при проведении урока-применение алгоритма в написании сочинения (часть С) ЕГЭ. Ранее были даны требования и критерии для написания части С в соответствии с федеральным образовательным компонентом.
Воспитательная цель: распределяя учащихся 10 класса Кадетской школы в группы по разному уровню подготовленности, помочь ликвидировать пробелы в знаниях слабым учащимся, а сильным, помогая другим, превратить эти знания в устойчивые убеждения.
Дидактическая цель: помочь в овладении знаниями, умениями и навыками. Учить старшеклассников ставить, определять проблемы текста, комментировать, не переходя в пересказ текста, учить выражать свое мнение по проблеме, аргументировать, отстаивать свою точку зрения.
Отбирая учебный материал, важно находить рациональные приемы усвоения темы (работа в группах), опираясь на научную терминологию, информацию доводить до всех учеников класса.
Учащиеся, выступая на уроке, проявили следующие качества: активность, ответственность, самоконтроль, самодисциплину, умение участвовать в диалоге, отстаивать свою позицию, стремление к взаимопониманию.
Привлекая учащихся к постановке задач урока и его проведению, была обеспечена рефлексия обучающихся по поводу услышанного и выполненного на занятии, на уроке удалось создать личностно-ориентированную ситуацию, соответствующую теме, задачам и целям урока, использована система диалогов по теме “Сочинение-рассуждение”. Урок проходил в атмосфере доброжелательности, активности учащихся с применением широкого спектра информационно-компьютерных, телевизионных технологий, способствовавших проявлению личностных качеств обучающихся. Объем применения ИКТ был дозирован в соответствии с нормами СаНПИНа, оправдан целями и задачами проводимого урока.
При подведении итогов урока была применена технология самооценки индивидуальной работы учащихся и работы в группах.
Урок проводился на уровне современных требований и доступно. Домашнее задание носит творческий характер и всем уроком подведен к его выполнению.
Ход урока
Цель: Учиться работать над текстом по алгоритму. Закрепить навыки работы над сочинением.
1. Мы на уроке пройдем основными этапами, готовящими к написанию сочинения (часть С). В 9 классе, готовясь к экзамену ГИА, мы работали над сочинениями.
Вопросы к учащимся: давайте вспомним, какие бывают типы сочинений (описание, повествование, рассуждение). Сегодня остановимся на типе сочинения-рассуждения.
– Что такое сочинение-рассуждение ? (Тип текста, в котором выдвигается и
доказывается тезис.)
– Из каких частей всегда состоит сочинение-рассуждение ? (Тезис, доказательство,
иллюстрации, вывод.)
– Что такое тезис ? (Положение, мысль, которую требуется доказать)
– Сколько доказательств должно быть в рассуждении ? (Два и более.)
– Что такое доказательство ? (Ответ на вопрос, почему?)
Например, тезис: Надо читать книги.
Доказательство отвечает на вопрос: ЗАЧЕМ ?
- Зачем же надо читать книги ?
(Чтобы быть образованными, эрудированными, много знать, чтобы речь была развита. Читая книги, мы становимся более грамотными, т.к. запоминаем зрительно, как пишутся слова.)
- Откуда могут быть иллюстрации, что является источником их?
(Личный опыт, материалы СМИ, из художественной литературы, из истории…)
Учащиеся в тетрадях для подготовки к экзамену записывают основные положения
2. Демонстрация фрагментов фильма по DVD “Успешная подготовка к ЕГЭ”* – 4 мин (раздел “Сочинение”) – алгоритм написания сочинения * ООО “Сова-фильм”; редактор Н. Пелинская, ведущий И. Геро. www.sova-film.ru
Перед учащимися находятся Инструкции для чтения текста и Памятки для написания сочинения. (Приложение 1)
В дальнейшем эти листы вклеиваются в тетради по подготовке к экзаменам.
На предыдущих уроках мы с вами определяли критерии проверки сочинения.
3. У нас 4 команды. На столах перед вами текст С.В. Михалкова о книге. Дополнительно текст проецируется на экран.
Ответим на вопросы:
- Что такое текст ? (Несколько предложений, связанных в целое темой и основной мыслью, высказывание композиционно завершено.)
- Читая текст, ответьте на вопросы: Какова тема текста? Определить главную мысль текста.
Дальнейший ход урока основан на применении ИКТ.
– Компьютерная презентация в программной среде Power Point .
– Тестирование (тест с использованием программы Excel).
4. Проекция текста на экран. Текст перед учащимися на столах. (Приложение 4)
Автор текста С.В. Михалков (о роли книги в жизни человека)
1. Основные проблемы:
(Приложение 2.)
1) роль чтения в детстве – в период становления личности человека;
2) проблема влияния книги на судьбу человека.
2. Позиция автора:
1) общение с книгой особенно важно в детстве, в период формирования личности;
2) вовремя прочитанная книга может определить нравственные принципы человека.
3. Комментарии.
– Автор настаивает на своевременности познания мира художественной детской
литературы.
– Автор считает, что вовремя прочитанная книга может решить судьбу человека,
стать его путеводной звездой, определить его идеалы.
– Автор считает, что важно не упустить минуты и вовремя прочесть эти прекрасные
книги. Он называет детей, оторванных от художественной литературы,
“обворованными”.
4. Собственная точка зрения.
Я полностью согласна с мнением автора о том, что, какой бы интересной ни была
жизнь ребенка, не прочти он этих драгоценных книг, он духовно обворован.
Я полностью согласна с автором.
Во-первых, литература воспитывает, и, я бы сказала, формирует человека, и это очень важно особенно в детстве. Я встречала человека, не признающего книг и не читающего в детстве и юности художественную литературу. С ним не о чем было разговаривать. Он создал у меня впечатление пустого человека.
Во-вторых, я на собственном опыте ощутила, как стихи русских поэтов могут помочь в трудный момент, подсказать выход из сложившейся ситуации.
Моим духовным наставником стал Александр Блок. Его поэзия успокаивала и будоражила, окутывала красотой слова и обостряла мысль.
В-третьих, я считаю, что умный человек – это интеллигентный человек, а для этого нужно развивать мир чувств, но без художественной литературы это невозможно.
Аргументация проведена правильно: аргументы обосновывают заявленную позицию, логично включены в текст, служат основанием для выводов, созвучных с главными тезисами.
5. Беседа с учащимися о прочитанных художественных произведениях по теме: “Роль книги в жизни человека” (учащимся было дано задание на дом к этому уроку):
– почему люди не могут жить без книг?
– назовите книги “вашего детства”
– бывает ли для вас чтение отдыхом ?
– как следует правильно читать?
– роль читателя; каким должен быть читатель ?
Краткое обсуждение содержания книги А. Грина “Зеленая лампа”.
Учащиеся в листах-алгоритмах записывают план написания сочинения.
6. Домашнее задание.
Написать сочинение по алгоритму объемом не менее 150 слов. (Приложение 2.)
7. Работа в группах по ИВС (изобразительно-выразительные средства). Материалы и алгоритмы ИВС находятся у учащихся и проецируются на экран. (Приложение 3.)
Задания состоят из четырех предложений. Необходимо определить выразительное средство в нем (метонимия, метафора, гипербола, эпитет…)
8. Проведение тестирования. Тестирование проводится на компьютере с применением программы Excel с одновременным проецированием хода тестирования и определения результатов теста (выставление оценки) на экран.
Подведение итогов урока.
– Применение таблиц “оценка работы в группе”.
– Рефлексия учащегося (“узнал новое”, “мне нужна помощь”).