"Дифференциация звуков [с] и [з]2. 1-й класс

Разделы: Логопедия

Класс: 1


Цель: дифференцировать свистящие звуки [с] и [з] в речи.

Задачи:

  • Образовательные:
    • учить видеть различия в артикуляции звуков [с] и [з];
    • дифференцировать звуки  [с] и [з] в слогах;
    • дифференцировать звуки  [с] и [з] в словах;
    • учить различать звуки [с] и [з] во фразовой речи.
  • Развивающая:
    • развивать зрительное восприятие, внимание, память.
  • Воспитательные:
    • воспитывать правильную осанку;
    • воспитывать умение ожидать свою очередь, не выкрикивая с места.

Дидактический материал:

  • большие картинки c изображениями комара и насоса;
  • картинки с изображениями  собаки,  зайца, зеркала, колеса, розы, лисы, весов, зонта, кактуса, бус, замка;
  • картинки с буквами С и З
  • доска с  магнитами

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята. Сейчас у нас с вами начнется урок, мы будем проходить новую тему, но сначала мы с вами договоримся: вы будите сегодня хорошо работать, отвечать, внимательно слушать меня. Готовы?

 – Итак, вспомните, что мы проходили на предыдущем занятии. Какие задания вы  выполняли?

II. Основной этап

1) Введение в новую тему. Изолированное произнесение звуков  [с] и [з].

На доске висят картинки с изображениями насоса и комара, букв С и З

– Итак, перед вами 2 картинки. Посмотрите, пожалуйста, на первую. Что на ней изображено?

– Правильно. Это насос. Он большой, красивый и синий. С помощью него мы надуваем колеса на наших велосипедах. Воздух выходит из насоса и свистит. А теперь попробуем посвистеть, как насос.

– Какой буквой мы обозначаем этот звук?

– А теперь посмотрите на вторую картинку, что на ней изображено?

– Правильно. Когда комар пищит, то мы слышим другой звук. Какой?

– Какой буквой мы обозначаем этот звук?

– Обратите внимание: когда мы произносим звуки [с] и [з], то кончик языка находится за нижними зубами, а зубы почти сжаты, между ними только узенькая щелочка. Между ними только одно различие. Какое?

– Итак, сегодня мы будем говорить  о звуках [с] и [з], а также и о буквах, которые их обозначают. Тема нашего сегодняшнего занятия: «Дифференциация звуков [с]-[з].»

2) Дифференциация звуков [с] и [з] в слогах.

– А теперь давайте с вами вспомним стихотворения насоса и комара!

Жил-был насос, жил был насос.
Любил смеяться он до слез.
Любил качать он колесо.
С-СА-СУ-СЫ-СЭ-СО.

Вдруг откуда-то летит
Наш герой – комарик.
И в руке его горит
Золотой фонарик.
З-ЗА-ЗУ-ЗЫ-ЗЭ-ЗО.

– Что я только что вам читала?

– Что вы за мной повторяли?

На доске написаны слоги:

СА-ЗА                ЗА-СА
СО-ЗО               ЗО-СО
СУ-ЗУ               ЗУ-СУ
СЫ-ЗЫ             ЗЫ-СЫ
СЭ-ЗЭ               СЭ- ЗЭ 
САС-ЗАС          ЗАС-САС
СОС-ЗОС         ЗОС-СОС
СУС-ЗУC         ЗУС-СУC
СЫС- ЗЫC      ЗЫС-СЫC
СЭС-ЗЭС         ЗЭС-СЭС

– А теперь читаем слог насоса и сразу же слог комара: СА-ЗА, СО-ЗО…Наоборот: ЗА-СА…

3) Дифференциация звуков [с] и [з] в словах.

1. На доске написаны слова КОСА, КОЗА.

– Давайте сравним слова, которые вы видите на доске. Одинаково ли написаны эти слова?

– Какими согласными буквами различаются эти слова?

– Мы заменили одну согласную букву другой. Что получилось?

– А теперь давайте проверим на слух –одинаково ли мы произносим эти слова. Мы заменили одну согласную букву другой, и получилось другое слово.

– Что обозначает слово КОСА?

– Что обозначает слово КОЗА?

2. На столе у логопеда лежат картинки с изображениями собаки,  зайца, зеркала, колеса, розы, лисы, весов, зонта, кактуса, бус, замка.

– Я сейчас буду показывать вам картинки. Вы будите их называть и говорить, куда их нужно положить – в первую колонку (под буквой С или во вторую(под буквой З.)

– А теперь давайте поиграем. Я вас разделю на две группы и буду говорить вам те же слова. Одна группа будет поднимать руки, когда услышит слово со звуком [С], а другая – со звуком [3].

– А сейчас вы запишите некоторые из этих слов у себя в тетрадях. Какие вам больше всего нравятся?

4) Физминутка

– Встаньте пожалуйста из-за своих парт. Давайте сначала с вами потянем ручки  вверх, как будто мы березки. А теперь представьте, что подул ветерок и березки покачнулись – покачайте руками. А теперь березки будут шелестеть листиками (дети покачивая руками должны двигать пальцами). А теперь пускай березки отдохнут. Опустите ручки вниз. А сейчас проделаем тоже самое еще раз. Отдохнули? Хорошо. Садитесь за парты, будем с вами дальше заниматься.

5) Дифференциация звуков [с] и [з] в предложениях.

– А сейчас я буду читать вам предложения, а вы будите исправлять ошибки в них. Вы должны слушать меня очень внимательно. Готовы?

Предложения:

Аня читает книга.
Мальчик перелез через сабор.
У девочки болел суб .
На лугу паслась коса.
Огурцы надо салить рассолом.
Не надо злить собаку.
Наступила холодная сима.
Зина пошла в лес.
У росы большие шипы.

– Теперь мы с вами напишем те предложения, которые прозвучали правильно. Вспомните эти предложения.

– Сколько слов в этом предложении?

– Какое слово стоит первым?

– Какое  второе?

– Какое третье?

 – С какой буквы мы  пишем предложения?

– Что ставим в конце? (аналогичным образом разбираются другие предложения)

6) Дифференциация звуков [с] и [з] в тексте.

– Сейчас я прочитаю вам небольшой рассказ. Вы будите его очень внимательно слушать, а потом отвечать на мои вопросы.

Рассказ:

Золотой луг

Мы жили в деревне. Перед окном у нас был луг. На лугу росли одуванчики, и луг был весь золотой. Это было  очень красиво.
Один раз я встал удить рыбу. Посмотрел в окно и увидел, что луг был не золотой, а зеленый. Когда я днем  шел домой, луг опять был весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять зазеленел. Тогда я сорвал одуванчик и рассмотрел. Оказалось, что он закрылся, спрятал свои золотые лепестки в зеленую чашечку.
Когда  солнце взошло, я мог видеть, как одуванчики раскрываются и как луг становится опять золотым.
Какие интересные цветы одуванчики: они вечером ложатся спать, а утром встают.

(По М. Пришвину)

Вопросы:

1. Где жили герои рассказа?
2. Какие цветы росли на лугу?
3. Что увидел герой рассказа, когда однажды встал удить рыбу?
4. Какие цветы одуванчики?
5. Какие цветы вы еще знаете?
6. В каких словах встречаются звуки [с] и [з]?

III. Итог

– Давайте вспомним, что мы сегодня проходили? С какими звуками мы работали? А с какими буквами? Давайте еще раз с вами вспомним: когда мы произносим звуки [с] и [з], то кончик языка находится за нижними зубами, а зубы почти сжаты, между ними только узенькая щелочка. Между ними только одно различие. Какое? Все молодцы, особенно  хорошо сегодня занимались... До свидания.