Прежде чем говорить об организации работы с одарёнными детьми мы должны знать: Кто такой одарённый ребёнок? Как в современных условиях выявить и организовать работу с одарёнными детьми?
Одарённые дети – это дети, обладающие врождёнными высокими интеллектуальными, физическими, художественными, творческими, коммуникативными способностями. Любому обществу нужны одарённые люди. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Многие считают, что одарённых детей отличает исключительная успешность в обучении. К большому сожалению, многие учителя не видят одарённых детей среди тех, кто учится не столь успешно и выделяется среди сверстников своим девиантным поведением. Но именно среди таких учеников находятся наибольшее количество одарённых детей. Таким образом, получается две группы одарённых детей: «отличники» и «хулиганы». Все знают, как работать с одарёнными детьми, входящими в первую группу, но что делать с другой группой, мало кто задумывается.
Одной из характеристик одарённых детей является высокий уровень познавательной мотивации. Уже в раннем возрасте они демонстрируют огромную любознательность, интенсивный интерес к окружающему миру, проявляя при этом страстную увлечённость любимым делом. Нельзя не отметить специфическую направленность познавательной мотивации у одарённых детей и подростков: высокий уровень мотивации наблюдается обыкновенно лишь в тех областях знания, которые связаны с их ведущими интересами. При этом одарённый учащийся может не только не проявлять интереса к другим областям знания, но и игнорировать «бесполезные», с его точки зрения, школьные предметы, вступая из-за этого в конфликт с педагогами и родителями.
Подобная избирательность познавательных интересов – одна из причин академической неуспеваемости и девиантного поведения многих одарённых учащихся, в том числе и высокоодаренных. Из истории науки, искусства, общественной жизни известно, что многие из тех, кто проявил выдающиеся способности и был впоследствии признан гением, пользовались в средней школе репутацией посредственных, бесталанных или даже хулиганов.
Однако в условиях массовой школы учитель зачастую не имеет возможности предложить учащимся индивидуальный план занятий. Вынужденному же выполнять стандартные – лёгкие для себя – задания и «плестись» вместе со всем классом, одарённому ребенку становится скучно на уроке. Кроме того, от него обыкновенно требуют соблюдать дисциплину, не разрешают отвлекаться от учебных заданий и заниматься чем-то иным. В результате одарённый школьник нередко теряет интерес к учебе.
Для повышения интереса к предмету и развития природных задатков учащихся, я использую творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи. На уроках часто задаю ученикам творческие задания: собрать материал о том или ином физическом понятии (например, в чём разница и что общего между силой тяжести и весом тела), указываю на межпредметные связи (например, исторические события, связанные с войнами – развитием стрелкового и оборонительного оружия). Стараюсь показать учащимся, что знание физики необходимо всем людям, в любой работе, специализации. Для этого я использую беседы, конкретные примеры, эксперименты, качественные задачи. Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью, при этом трудности не пугают их. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.
На всех этапах урока физики я использую дифференцированный подход: при проверке знаний предлагаю учащимся по выбору работы трёх уровней сложности, при изучении и закреплении материала для способных детей я предлагаю задачи с экономическим уклоном. Ни для кого не секрет, что современные дети хорошо разбираются в финансовой сфере на бытовом уровне, поэтому, чтобы заинтересовать и реализовать свои способности на уроках физики я стараюсь показать учащимся, что физика тесно связана с экономикой, т.е. с нашей жизнью.
Уроки физики должны быть привязаны к повседневному миру, а не стать « мёртвой » наукой. Вы можете спросить: «для чего в физики нужны подобные слияния с экономикой?». В современном мире физические и экономические законы связаны очень тесно. Современные тенденции в развитии технологии таковы, что любое новое изобретение основывается на использовании энергетических ресурсов. А природные ресурсы не безграничны и очень дороги. Энергосберегающие технологии прочно вошли в нашу жизнь, и учащиеся должны знать, для чего они нужны и какие бывают.
Именно поэтому мною была разработана программа элективного курса «Энергосбережение и социальная ответственность». Приложение 1.
Цель данного курса заключается:
- воспитание у учащихся социальной ответственности за экономное использование энергии и энергоресурсов,
- создание мотивации для сбережения ресурсов и энергии,
- воспитание навыков безопасного стиля жизни,
- вовлечение их в полезную деятельность по энергосбережению и ресурсосбережению, так как сегодняшние школьники завтра станут специалистами, принимающими решения.
Внимание одарённых «хулиганов» привлекают экономические законы, изучаемые на уроках физики. Они видят в этом огромный практический смысл, что позволяет им раскрыть свой творческий потенциал. Соблюдая нехитрые правила по энергосбережению, с которыми учащиеся знакомятся на элективном курсе по физике, они узнают, что, экономя электроэнергию, они экономят свой семейный бюджет.
Проведения данного курса ещё раз показало, что физика не такой уж «бесполезный» предмет, а даже очень современный и «выгодный». Мои «одарённые хулиганы» с большим удовольствием принимают участие и одерживают победы в экономических и физических конкурсах, олимпиадах окружного и городского уровня. А так же, более охотно поступают и учатся в ВУЗы физического направления на современные факультеты (например, роботостроение).
В завершение, хочу сказать, что из любого «гадкого» утёнка, может вырасти белоснежный лебедь, нужно только ему немного помочь.
Список использованных источников
- Иванов Б. Н. Современная физика в школе: Методическое пособие. – М.: БИНОМ, 2002
- Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики / Л.А. Иванова. – М.: Просвещение, 1982. – 160 с.
- Одаренные дети: Пер. с англ./ Общ. ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. Предисл. В.М. Слуцкого. М.: Прогресс. 2010. 376 с.
- Федотова Н. К. Из опыта работы с одаренными детьми / Н. К. Федотова // Вестник НГУ. Серия: Педагогика / Новосиб гос ун-т. – 2008. – Т. 9, вып. 1. – С. 53-56.