Урок-зачет по теме "Функция. Решение линейных уравнений и систем". 7-й класс

Разделы: Математика

Класс: 7


Цель: проверка теоретических знаний и практических навыков.

Форма проведения: игра-путешествие

План урока:

  1. Письменный опрос теоретического материала (задание 1–2: эстафета и кроссворд)
  2. Составление линейного уравнения по графику. Решение системы уравнений (задание 3)
  3. Устное упражнение на глазомер (задание 4)
  4. Устная работа с графиками (задание 5)
  5. Письменная работа: решение систем линейных уравнений (задание 6–9)

Использованные материалы:

  1. Кроссворд (2 шт) <Рисунок 1>
  2. Карточка с незаконченными определениями (2 шт) <Приложение 1>
  3. Кубики с графиками линейных функций (2 шт) <Рисунок 2>
  4. Плакат “Кошка” – на доске <Рисунок 3>, карточки для ответов <Приложение 2>
  5. Карточки с заданиями 6–9 для самостоятельной работы (на каждую парту) <Приложение 3>
  6. Плакат с графиками к заданию 5 – на доске <Рисунок 4>
  7. Таблица с ответами для жюри
  8. Протокол игры
  9. Игровое поле – на доске плакат (космический корабль на фоне космического пространства)

Ход урока

Учитель: Ребята, мы с вами изучили две большие темы: “Функция” и “Решение линейных уравнений”. Сегодня Урок – Зачет. Урок будет проходить в форме игры. Каждый из вас получит одну – две оценки. Мы совершим полет в космос на двух космических кораблях. Итак, разделим класс на две группы. Прошу выбрать командиров экипажей. Кто в первом? Кто во втором? Перед полетом командиры и экипажи должны пройти тестирование на готовность.

Задание 1. Конкурс капитанов “кроссворд” (4 мин)

(Капитанам раздается кроссворд <Рисунок 1>)

Вопросы и ответы к кроссворду (задание №1):

По горизонтали:

1. Название независимой переменной (Аргумент)

2. Число к в уравнении прямой (Коэффициент).

3. Значение независимой переменной на графике (Абсцисса) .

4. График уравнения вида: ax+by=c (Прямая)

По вертикали:

5. Линия, наглядно изображающая зависимость одной переменной от другой (График).

6. Значение y для какой либо точки на графике (Ордината)

7. Зависимость переменной y от x (Функция).

Задание 2. Игра-эстафета (Одновременно)

Задача команд: закончить формулировку определений. (Карточка передается от одной парты к другой и возвращается <Приложение 1>)

Ответы к эстафете (задание № 2):


п/п
Незаконченные утверждения Ответы
1. Если при увеличении x в несколько раз, значение y увеличивается во столько же раз, то такая зависимость называется … …прямой пропорциональностью В
2. Решением линейного уравнения с двумя неизвестными называется… …пара значений переменных, обращающая это уравнение в верное равенство Д
3. График прямой пропорциональности есть… …прямая, проходящая через начало координат Е
4. Областью определения функции называются … …все значения, которые принимает независимая переменная (x) А
5. Графиком функции называется… …множество точек плоскости абсциссы, которых равны значениям аргумента, а ординаты значениям функции Ж
6. Областью значения функции являются… …значения зависимой переменной (y) З
7. Линейной функцией называется функция вида… …y=kx+b Г
8. Линейным уравнением с двумя неизвестными называется уравнение вида… …ax+by=c Б

Задание 3. Выбор звезды (10мин) <Рисунок 2>

Учитель: Вы имеете возможность полететь на следующие планеты:

  1. Арктур
  2. Альтаир
  3. Вега
  4. Спика
  5. Регул
  6. Кастор
  7. Сириус
  8. Альдебаран
  9. Астра

Право выбора за вами. На кубике изображено шесть графиков. Точка пересечения двух графиков – координата звезды. Два ученика из команды по очереди определяют вид функции, изображенной на выпавшей при вскидывании кубика грани. Третий – решает систему этих двух уравнений.

Таблица ответов для определения координаты звезды (задание №3):

№ Грани
Вид функции
I
Y=-2,5x+5,5
II
Y=-4x+4
III
Y=5x+4
IV
Y=2x+1
V
Y=0,5x-0,5
VI
Y=-x+4
I
Y=-2,5x+5,5
(-1;8)
Альтаир
(0,2;5)
Вега
(1;3)
Арктур
(2;0,5)
Спика
(1;3)
Арктур
II
Y=-4x+4
(-1;8)
Альтаир
(0;4)
Регул
(0,5;2)
Астра
(1;0)
Кастор
(0;4)
Регул
III
Y=5x+4
(0,2;5)
Вега
(0;4)
Регул
(-1;-1)
Сириус
(-1;-1)
Сириус
(0;4)
Регул
IV
Y=2x+1
(1;3)
Арктур
(0,5;2)
Астра
(-1;-1)
Сириус
(-1;-1)
Сириус
(1;3)
Арктур
V
Y=0,5x-0,5
(2;0,5)
Спика
(1;0)
Кастор
(-1;-1)
Сириус
(-1;-1)
Сириус
(3;1)
Альдебаран
VI
Y=-x+4
(1;3)
Арктур
(0;4)
Регул
(0;4)
Регул
(1;3)
Арктур
(3;1)
Альдебаран

Учитель: Итак, мы взлетели. Вдруг…сигнал тревоги. Обнаружен неожиданный пассажир– кошка! (Учитель вывешивает плакат с кошкой)

Задание 4. Упражнение на глазомер (3 мин). <Рисунок 3>, <Приложение 2>

Обе команды должны расположить коэффициенты в порядке возрастания или убывания (указано в задании). Устно отвечают представители команд.

Ответы (задание №4):

Команда I: К5, К1, К4, К2, К3, К7, К6.
Команда II: К6, К7, К3, К2, К4, К1, К5.

Учитель: Полет продолжается. Мы приближаемся к нашей звезде. Вдруг…радист уловил сигнал SOS.

Задание 5. Работа с графиком (4–5 мин)

(Представители команд по очереди устно отвечают на вопросы) <Рисунок 4>

Вопросы:

1. Определить по графику расстояние между кораблями в момент принятия сигнала (t =0).

2. С какой скоростью летит наш корабль (красная линия) и корабль, терпящий бедствие (синяя линия).

3. Какое расстояние будет между кораблями через:

  • два часа (для 1-й команды)
  • три часа (для 2-й команды)

4. Через какое время корабли встретятся.

Ответы (задание №5):

№п/п Команда I Команда II
1. S = 30тыс. км S = 50 тыс.км
2. Vн = 2,5 тыс. км/ч

Vдр = 10 тыс. км/ч

Vн = 1 2/3 тыс. км/ч

Vдр= 10 тыс. км/ч

3. S = 15 тыс. км S = 25 тыс. км
4. t = 4ч t = 6ч

Учитель: Оказалось, у корабля поврежден двигатель, устройство которого записывается двумя системами. У нас имеется 6 деталей следующих видов: записаны на карточке в виде пары чисел. Решая системы определить, есть ли в наличии подходящие детали. После ликвидации повреждения корабля, нужно определить курс корабля и подготовиться к посадке.

Задание 6–9. Самостоятельная работа (8–10 мин)

(Все ученики самостоятельно решают системы и записывают ответ на листочке <Приложение 3>)

Ответы к самостоятельной работе (задания № 6–9):

№ п/п Команда I Команда II
6. а) (1;-1)
б) (2;2)
а) (5;-1)
б) (-3;-3)
7. n = 4; m = 3
или
n = 3; m = 4.
a = 10; b = 1
или
a = 1; b = 10.
8. или

Имеет одно решение

или

Не имеет ни одного решения

9. С = 1 С = 30

Учитель: По предварительным данным команды набрали …балла. Результаты посадки вы узнаете после проверки письменных работ. Команда – победитель получит приз.

Используемая литература:

  1. Архипова А.И. Обучающие игры по физике и математике. Краснодар,1990.
  2. Звавич Л.И., Кузнецова Л.В., Суворова С.Б. Дидактические материалы по алгебре. М.: “Просвещение”, 2006.