В последние годы в массовом порядке наблюдается стремление многих родителей и педагогов дошкольных учреждений как можно лучше подготовить детей к школе. При многих общеобразовательных школах сегодня организованы специальные классы (группы), в которых ведется подготовка детей к обучению. В течение года дети один раз в неделю посещают занятия, направленные на усвоение тех первоначальных знаний, умений и навыков, которые облегчат им деятельность в период обучения в начальной школе.
На сегодняшний день существует большое количество теоретической и методической литературы, касающейся развития ребенка, но единой психологической программы для детей дошкольного возраста нет. Издаются тетради на печатной основе для дошкольников, в которых педагогический и психологический материал не структурирован, отсутствует четкое разделение педагогических и психологических задач. В то же время большинство дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) имеют в штатном расписании психолога и психологические занятия с детьми выделены как особая форма работы.
В связи с этим возникает противоречие в работе педагогов и психологов, мешающие установлению преемственности. Мною предпринята попытка обобщить и структурировать различные подходы, касающиеся психического развития ребенка дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей; раскрыть основные закономерности подготовки ребенка к успешному обучению в школе. Это позволило мне достичь более эффективного взаимодействия между педагогом и психологом.
Данная программа психологических занятий с детьми старшего дошкольного возраста представляет собой набор стратегий, направленных на достижение определенных целей:
- развитие познавательных и психических процессов — восприятия, памяти, внимания, воображения;
- развитие интеллектуальной сферы — мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления;
- развитие эмоциональной сферы, введение ребенка в мир человеческих эмоций;
- развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного протекания процесса общения;
- развитие личностной сферы — формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;
- развитие волевой сферы — произвольности психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе;
- формирование позитивной мотивации к обучению.
Содержание программы основывается на идеях развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин). В своей работе я придерживалась идеи некритичного гуманного отношения к внутреннему миру каждого ребенка (К. Роджерс). На основании теоретического изучения психологических исследований, посвященных психологической готовности ребенка к обучению и психопрофилактике, направленной на преодоление механизмов возникновения школьной дезадаптации, была разработана комплексная программа «Психологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Приключения будущих первоклассников», содержащая элементы сказкотерапии, в структуру которой вошли модифицированные варианты развивающих программ для детей дошкольного возраста [ 1 ],
Повышение эффективности программы основано на идеях поэтапного формирования действий (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина). Методологической основой программы являются концепция интегральной социальной сущности человека и теория социализации.
Согласно концепции интегральной социальной сущности человека индивид включен в социальную деятельность изначально, так как имеет внутренние предпосылки для этого. Человеческая социальность как основное свойство может и должна развиваться в свободном от принуждения диалоге с окружающими.
Первой и определяющей формой социализации выступает идентификация. Идентификация является основой двух других форм социализации — индивидуализации и персонализации. Сущность индивидуализации заключается в способах проявления и обретения индивидом его социальной неповторимости, приводящей к возникновению индивидуального стиля деятельности. Персонализация выражает способность человека пользоваться многообразием созданного им самим мира вещей для саморазвития и утверждения своей самобытности.
Ребенок не просто приспосабливается к ситуации, пассивно реагируя на систему воздействия.
На основе возникших потребностей, сформированных качеств личности, усвоенного нравственного опыта он преломляет воздействие внешней среды и относительно осознанно занимает внутреннюю позицию. В каждом разделе программы все три формы социализации реализуются одновременно, хотя содержательно они представлены по-разному.
На занятиях я создаю условия для переживания
общности с другими, радости в процессе общения,
проявления внутренней психологической
активности; стремлюсь подвести ребенка к
переживанию собственной индивидуальности, ее
неповторимости, уникальности; помогаю ему в
приобретении позитивного опыта самопознаний и
самовыражения. Это является
основой для перехода ребенка на следующий
уровень — персонализации, который
характеризуется индивидуальным выбором
поведения, формированием ценностных ориентации.
Через социально ориентированную деятельность
нужно стремиться направить ребенка на другой
субъект социальной жизни, развить
восприимчивость, эмпатию.
Особенность программы в том, что она направлена на развитие социально-перцептивных способностей и реализацию факторов развития (модально-специфических, произвольной регуляции, энергетического обеспечения и др.). Программный материал включает переход от первичной перцепции, основанной на восприятии сигналов первой сигнальной системы, к социальной перцепции, необходимой детям дошкольного возраста. Развитие социальной перцепции, эмоциональной сеизитивности, эмоциональной близости служит основой механизмов развития мозговых структур, принимающих участие в акте общения и отвечающих за социально-эмоциональное развитие ребенка.
Построение программы и проведение занятий основывается на следующих принципах:
- системность подачи материала;
- наглядность обучения;
- доступность;
- развивающий и воспитательный характер учебного материала;
- комплексность построения занятий;
- активность участников;
- наличие обратной связи на занятиях;
- коммуникативная эффективность;
- обогащение жизненного опыта детей;
- доверие и анонимность;
- социально-личностное развитие.
В программе учтены возрастные особенности психики детей дошкольного возраста: образное мышление, преобладание эмоционального компонента в опыте, ведущий вид деятельности (сюжетно-ролевая игра).
В предложенной программе особое внимание уделено подбору литературных произведений сказочного содержания, предъявляемых в качестве стимульного материала. Специально подобранный стимульный материал на основе сказок является эффективным инструментом воздействия, способствующим формированию коммуникативных умений, необходимых для успешного протекания процесса общения; развитию личностно-волевой сферы.
Продолжительность однократного занятия составляет 40 минут. Общая продолжительность программы — 30 часов и 2 диагностических занятия.
Программа построена таким образом, что содержание материала можно использовать в индивидуальных и групповых занятиях с детьми. Программа носит развивающий (оптимизация условий и стимулирование развития социальной уверенности ребенка) и профилактический характер (предупреждение социально неуверенного поведения и связанных с ним психоэмоциональных проблем). Программа реализуется посредством проигрывания сказок, создания комфортного психологического климата и благоприятной предметно-пространственной среды. Сказкотерапия является самостоятельной методикой, относящейся к библиотерапии, в основе которой лежит психокоррекция средствами литературного произведения. Этот вид библиотерапии оптимален для работы со старшими дошкольниками и младшими школьниками.
В сказкотерапии возможно использование уже готовых сказок (народных, авторских), после восприятия которых проводится беседа с ребенком, где события сказки связываются с личным опытом ребенка, с его проблемами, а также составление психологом специально-направленного сюжета, затрагивающего проблемную ситуацию ребенка. Последний вариант сказки по структуре и содержанию должен быть связан с жизнью и трудностями ребенка.
Сказка удовлетворяет три доминирующие психологические потребности ребенка:
- Потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути: делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы.
- Потребность в компетентности (всемогуществе). Герой способен преодолевать самые невероятные препятствия и, как правило, оказывается победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи. В сказке «некто», маленький и слабый вначале, к концу превращается в сильного, значительного и самодостаточного героя.
- Потребность в активности. Герой всегда активен, всегда в действии: куда-то идет, от кого-то убегает, кого-то встречает, что-то добывает, с кем-то борется, кому-то помогает и т. Д.
Дети охотно принимают предложения поиграть в сказку. На занятиях нет разницы между сказкой и игрой: сказка плавно переходит в игру, игра в сказку. Сказка, в сущности, есть не что иное, как фабула игры, —независимо от того, была эта игра сыграна или нет.
Психологическое занятие с дошкольниками можно разделить на три этапа.
Первый этап (коммуникативный). Дети знакомятся со сказкой, задействуя все репрезентативные системы. Рассказывая сказку, необходимо выражать подлинные эмоции и чувства, так как дети очень тонко чувствуют преувеличение и обман. Основные моменты необходимо выделять соответствующей интонацией голоса, громкостью или Паузой.
Второй этап (активизация и развитие познавательных процессов). Акцент делается на развитии познавательных психических процессов — восприятия, памяти, внимания, воображения; развитии интеллектуальной сферы — мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.
Третий этап (эмоционально-эстетический). Предусматривает смысловую законченность (начало и конец занятия должны быть взаимосвязанными); применение нетрадиционных форм организации обучения, где дети могут проиграть те или иные ситуации, предложенные психологом, высказывать свободно свои мысли и чувства.
Рассказ сказки обычно сопровождается инсценировкой сюжета. По ходу сказки взрослый действует куклами, от имени кукол представляет детям проблемные ситуации. Дети не являются пассивными слушателями, они активно участвуют в рассказе и показе сказки. Они то придумывают ее продолжение, то пробуют сами разрешить проблемную ситуацию, то подсказывают героям сказки, как надо поступить. После прослушивания сказки можно постепенно подойти к ее обсуждению, используя приведенную ниже схему. Цель работы на этом этапе — вызвать у детей интерес к определенной проблеме, эмоционально вовлечь в ситуацию, использовать их личный опыт.
Каждое занятие должно быть посвящено одной теме. Тридцать «лесных» сказок раскрывают пять основных тем для старших дошкольников: адаптация к школе, отношение к вещам, отношение к урокам, отношение к здоровью, школьные конфликты.
Сказки для школьной адаптации
Поступление в школу — это новый этап в жизни
ребенка. Многие дети с трепетом и волнением
переступают порог школы. Это торжественное
событие иногда омрачается тревогой, страхом
неизвестности. Чтобы избежать негативных эмоций
у будущих первоклассников, помочь им в адаптации
к школе, предлагаем следующие сказки:
- Создание «Лесной школы».
- Букет для учителя.
- Смешные страхи.
- Игры в школе,
- Школьные правила.
Сказки об отношении учеников к атрибутам школьной образовательной среды
Для некоторых детей школьные атрибуты являются дополнительным мотивирующим фактором. Предлагаемые сказки оказывают организующее влияние на учебную деятельность, учат детей правильно обращаться со школьными принадлежностями, адекватно относиться к ним, развивают аккуратность и самостоятельность:
- Собирание портфеля.
- Белочкин сон.
- Госпожа Аккуратность.
- Жадность.
- Волшебное яблоко (воровство).
- Подарки в день рождения.
Сказки об отношении учеников к урокам, к знаниям
Адекватное отношение к результатам своей деятельности позволяет детям понять логику процесса обучения, прямую зависимость оценки от затраченного труда или усвоения материала. Этому могут способствовать следующие сказки:
- Домашнее задание.
- Школьные оценки.
- Ленивец.
- Списывание.
- Подсказка.
Сказки о здоровье, в том числе психическом
Проблемы усталости, раздражительности, вызванные нагрузкой на руку, ограничением пребывания ребенка на воздухе, чрезмерным увлечением телевизионными передачами или игрой в компьютер, находят разрешение в следующих сказках:
- Обманный отдых.
- Бабушкин помощник.
- Прививка.
- Больной друг.
Сказки о школьных конфликтах
Эти сказки направлены на коррекцию агрессивного Поведения. Раздражительные или агрессивные реакции могут оказаться способом нивелирования эмоционального дискомфорта, вызванного теми или иными событиями школьной жизни. Профессиональная осторожность в такие моменты необходима. Предлагаемые сказки позволяют возникнуть эмоциональному резонансу, способствующему разрядке (отреагированию) негативных эмоций и выработке эффективных стратегий поведения в тех или иных школьных ситуациях:
Ябеда.
Шапка-невидимка (демонстративное поведение).
Задача для Лисенка (ложь).
Спорщик.
Обида.
Хвосты (межгрупповые конфликты).
Драки.
Грубые слова.
Дружная страна (межполовые конфликты).
Заключительная сказка: Гордость школы.
Список литературы:
- Панфилова М. А. Лесная школа: Коррекционные сказки и настольная игра для дошкольников и младших школьников. М.: ТЦ «Сфера», 2002.96с;
- Куражева Н. Ю., Бараева Н.В. Психологические занятия с дошкольниками *Цветик-семицветик*. Шб.: Речь, 2004.