Физико-математическое кафе "Эрудит"

Разделы: Математика, Физика


Цель: Расширение знаний учащихся по математике и физике, развитие познавательного интереса, творческой активности и навыков общения.

Оборудование:

  1. Физические приборы, чёрный ящик.
  2. Наборы геометрических тел: призмы, цилиндры, конусы.
  3. Компьютер, проектор, экран.
  4. Ордена «Умников», жетоны, Почётные грамоты, призы.

Приложение 3

Ход мероприятия

В школьной столовой были накрыты столы, за каждый из которых садились ребята, таким образом, были сформированы 4 команды. Ведущими мероприятия были ученики 11 класса Валентина и Алексей (далее их краткое обозначение В. и А.)

Открытие кафе.

А. Наш юный друг!

В. Сегодня ты пришёл вот в этот зал,

А. Чтоб помечтать, подумать, поиграть,

В. Чайку попить и порешать,

А. С соседом умным поболтать,

В. Умом своим блеснуть

А. и В. И просто дружно отдохнуть.

А. Итак, кафе «Эрудит» начинает свою работу.

В. С чего начнём? С решения задач?

А. Ты что, за 6 уроков все так устали…

В. И что ты предлагаешь?

А. Как что? Конечно, с начала надо подкрепиться.

А. и В. Значит, все дружно пьём чай с пирогами.

После чаепития слово для награждения победителей и призёров олимпиад было предоставлено директору школы.

Конкурс эрудитов.

(За правильный ответ участники кафе получают орден «Умника».)

1. Арбуз весит 2кг и ещё 2/3 арбуза. Какова масса арбуза? (6кг)

2. Какие три числа, если их сложить или перемножить дают один и тот же результат? (1, 2, 3)

3. Ручные часы накрывают стеклянной банкой. Что это значит? (Время и стекло, значит, время истекло)

4. Торговка, сидя на рынке, соображала: «Если к моим яблокам прибавить половину их, да ещё десяток, то у меня была бы целая сотня». Сколько яблок у неё было? (60)

5. Какая мера длины определяется двумя нотами? (Миля)

6. Какое появляется кусачее насекомое, если округлый кусок чего-либо покатится по участку в 100кв. м? (Комар)

7. Какая собачка получится из 16, 38 кг и хвойного дерева? (Пудель)

8. Чьи это слова «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит». (М. В. Ломоносов)

9. Две ноты при соединении обозначают часть чего либо. (Доля)

10. Что на Руси раньше называли ломаными числами? (Дроби)

Физкультминутка.

1. Встали со стула и расположили своё тело перпендикулярно плоскости пола. На счёт раз руки образовали развёрнутый угол, на счёт два – тупой угол, на счёт три– прямой угол, на счёт четыре– острый угол. (повторили 3 раза).

2. Руки на пояс. На счёт 1, 2, 3, 4 вращаем туловище по часовой стрелке, затем меняем направление поворота.

3. Займите положение, при котором ваше тело образует два прямых угла.

А. Ну, а сейчас продолжаем командные состязания, за которые будут выдаваться жетоны, команда, набравшая наибольшее количество жетонов, получит приз.

Задание 1. Команды по очереди исполняют по одному куплету песен, в которых отражены физические явления или встречаются математические термины.

Логическая пауза. Валя спрашивает: «Алёша, что такое точка?» (Алёша берёт карандаш и на листе бумаги грифелем оставляет след), Валя рассматривает его с помощью лупы и говорит: «Это несколько молекул графита, да?»

А. «Нет» (берёт циркуль и на листе бумаги остриём делает прокол)

В. (рассматривает в лупу и радостно восклицает) «Точка-это маленькая дырочка».

А. Да нет, неправильно! (потом обращается к залу) «А вы как думаете, что же такое точка?» (понятие точки в геометрии не определяется)

Задание 2. Конкурс «Угадай мелодию».

1. Песня об отсутствие движения наземного и воздушного транспорта в город русской глубинки. («Мальчик хочет в Тамбов»)

2. Песня, в которой многократно повторяется числительное, соответствующее греческой приставке «мега». («Миллион алых роз»)

3. Песня про обман зрения, который приводит к личным переживаниям. («Девочка видение»)

4. Песня о полезном ископаемом, находящемся в грудной клетке. («Гранитный камешек»)

5. Песня о скопление водяных паров в атмосфере. («Облака»)

Басня «Учёный кот» К. Анкудинов. (Приложение 1)

Задание3. А умеете ли вы применять на практике свои знания, полученные на уроках физики, проверит (и. о. учителя физики).

(Ребятам предлагается выбрать название раздела и номер задания.)

Повар №1, №2. Водитель №1, №2. Агроном №1, №2. В космосе №1, №2, №3. На кухне №1, №2, №3. На даче №1, №2, №3.

Повар. №1. Овощи и фрукты, предназначенные для сушки, нарезают тонкими ломтиками. Почему? (Для увеличения площади поверхности).

№2. Почему пар обжигает сильнее, чем вода той же температуры? (При конденсации значительно большее количество теплоты, чем при охлаждении горячей воды)

Водитель. №1. Зачем на цилиндрах мотоциклетных двигателей делают тонкие широкие рёбра? (Для охлаждения двигателя путём увеличения площади его поверхности).

№2. Когда автомобиль расходует больше горючего: при езде без остановок или с остановками? (При езде с остановками, так как приходится расходовать дополнительную энергию на разгон автомобиля).

Агроном. №1. Почему рыхлый снег предохраняет озимые хлеба от вымерзания? (В порах рыхлого снега содержится воздух, который обладает малой тепловодностью, что позволяет задерживать тепло, идущее от земли).

№2. Какая почва прогревается быстрее: влажная или сухая? (Влажная почва, так как вода обладает большей теплопроводностью, чем воздух).

В космосе. №1. Почему космические ракеты обивают такими металлами, как вольфрам, тантал? (При трении о воздух оболочка сильно нагревается. Вольфрам и тантал – металлы с высокой температурой плавления.)

№2. Почему, когда космонавт спит в орбитальной станции, у него над головой журчит моторчик? (Для создания искусственной конвекции, так как в условиях невесомости она отсутствует).

№3. Что произойдёт, если космонавт, выйдя в открытый космос, откроет сосуд с водой? (Внешнее давление в открытом космосе равно нулю, поэтому вода мгновенно закипит, при этом она охлаждается и, если не успеет вся испарится при кипении, то превратится в лёд).

На кухне. №1. Из чайника налили чай в стакан с сахаром и в стакан без сахара. В каком стакане чай будет холоднее? Почему? (С сахаром, так как на растворение сахара требуется дополнительная энергия).

№2. Почему в кастрюле-скороварке пища готовится быстрее? (В герметично закрытом сосуде испарение минимально, поэтому почти вся подводимая энергия идёт на нагрев пищи).

№3. Почему яблочный пирог долго остаётся горячим? (В яблоках остаётся много влаги, а жидкость имеет большую теплопроводность).

На даче. №1. У вас есть выбор: взять дачный участок на возвышенности или в низине. Где вы возьмёте? Почему? (Холодный воздух собирается в низинах, поэтому велика вероятность заморозков. Лучше брать участок на возвышенности.)

№2. Большой сосуд с водой, помещённый в погреб, предохраняет овощи от замерзания. Почему? (Большое количество воды замерзает медленно, поэтому и окружающий воздух будет охлаждаться медленнее.)

№3. Зачем на зиму стволы деревьев заворачивают в рогожу или солому? (Чтобы изолировать ствол дерева от окружающего воздуха и тем самым не только уменьшить теплопроводность, но и обдувание ствола конвекционными потоками холодного воздуха и предупредить замерзание питательных соков внутри ствола.)

Логическая пауза. В. «Алёша, ты корни извлекать умеешь?»

А. «Да, конечно. Нужно потянуть за стебель растения посильнее, и корень его извлечётся из земли».

В. «Нет, я имела в виду другой корень, например, из 9».

А. «Это будет «девя», так как в слове «девять» суффиксом является «ть»».

В. «Ты меня не совсем понял, я имела в виду корень квадратный».

А. «Квадратных корней не бывает. Они бывают мочковатые и стержневые».

В. «Я спрашиваю про арифметический квадратный корень».

А. «Так бы и сказала,

Задание 4. Чёрный ящик. А сейчас вы должны угадать, какой физический прибор находится в чёрном ящике. (Для каждой команды свой прибор). Команды задают вопросы, на которые ведущий отвечает «да» или «нет». Большее количество жетонов получает та команда, которая отгадает прибор, задав меньшее количество вопросов. (Приборы: амперметр, мензурка, ареометр, барометр, компас).

Логическая пауза. Математические фокусы. (Приложение 2)

Задание 4. Эстафета: кто выше построит башню из геометрических тел. (Геометрические тела находятся на столах, ребята подходят по очереди в каждой команде и ставят осторожно по одному геометрическому телу, побеждает та команда, чьё сооружение будет самым высоким.)

Задание 5. Изобразить в виде пантомимы физический закон или явление так, чтобы зрители смогли его отгадать.

(Команды вытягивают карточку с заданием)

Карточки: 1. Броуновское движение; 2. Взаимодействие магнитов; 3. Кипение; 4. Электрический ток; 5. Упругая деформация.

Подведение итогов: награждение команд и ребят, получивших наибольшее количество орденов «Умников».

Приложение 3

Литература:

  1. Внеклассная работа по математике. З. Н. Альхова, А. В. Мокеева.
  2. Газета «Физика».
  3. «Материал для внеклассной работы по математике» Ф. М. Шустеф.
  4. «Я иду на урок» (интеллектуальные марафоны, турниры, бои). Общая редакция И. Л. Соловейчик. Издательство «Первое сентября».
  5. http://900igr.net/karti звезда
  6. http://www.myprof. ru/ru/profes агроном
  7. http://fakty.ua/archive/index? агроном
  8. http://fermer02.ru/news/2191-a агроном
  9. images. yandex. ru картинки