Урок по теме "Правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе"

Разделы: Русский язык


Цели:

  • Обобщение навыков правильного написания окончаний имен прилагательных. Подготовка к написанию контрольного диктанта.
  • Воспитание мотивации к учению.
  • Коррекция внимания, умения обобщать и сравнивать. Развитие слухового и зрительного восприятия.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Упражнение по коррекции внимания.

Составить тему урока по схеме:

2. Даются четыре геометрические фигуры одного цвета и фон «поля» разного цвета у учителя и учеников. Ученик по инструкции учителя раскладывает у доски фигуры:

– Поставь на зеленое поле, – на красное и т.д. Запомните. Закрываю. Повторите это задание со своими фигурами. Проверка.

– Меняю местами фигуры, фон.

– Что изменилось?

– Какого цвета поле?

– Задайте вопросы к словам зеленый, оранжевый …

II. Повторение.

– Если я скажу, что имя прилагательное обозначает признак предмета и отвечает на вопрос (кто?) или (что?), права ли я буду? (Нет).

2. Дать правильное определение имени прилагательного.

3. Что может обозначать имя прилагательное?

– цвет;
– форму;
– вкус;
– материал;
– черты характера;
– внешность и т.д.

4. Игра «Четвертый лишний».

Розовый, красивый, фиолетовый, оранжевый;
Стеклянный, железный, золотой, интересный;
Высокая, умная, полная, темноволосая;
Добрые, вежливые, прилежные, снежные;
Соленое, кислое, волшебное, сладкое;
Круглый, овальный, большой, прямоугольный.

5. Работа с таблицей «Охарактеризуй овощи и фрукты».

Предмет Форма Вкус Цвет
Яблоко
Вишни
Огурец
Груши

III. Работа в тетрадях.

1. Составить по схеме словосочетания:

2. Составить и записать два предложения с полученными словосочетаниями: прилагательное + существительное.

3. Как изменяется имя прилагательное? Как определить род, число и падеж имени прилагательного?

4. Работа с сигнальными карточками.

Определить род имен прилагательных: глубокое озеро, высокий дуб, спелая земляника, кремлевские куранты, белое облако, простой карандаш, глупый вопрос, красивое платье, умная девочка.

Определить падеж имен прилагательных: в синем море, острым топором, у родной сестры, душистую сирень, резвый конь, в чистой тетради, по широкому полю.

5. Грамматический разбор предложения.

Ранней весной ребята пришли в лес.
Дохнул легкий ветерок.
Деревья запели весеннюю песню.

IV. Физкультминутка.

Руки в стороны поставим, (Стоя руки врозь, руки в стороны)
Правой левую достанем (Поворот влево, хлопок ладонями)
А потом наоборот
Будет вправо поворот (Поворот вправо, хлопок ладонями)
Раз – хлопок, два – хлопок,
Повернись еще разок!
Раз – два – три – четыре, (Повороты с хлопками)
Плечи выше, руки шире! (Поочередно в каждую сторону)
Опускаем руки вниз и за парты вновь садись.

V. Индивидуальная работа.

Вставить окончания имен прилагательных, определить их падеж.

Здравствуйте, ребята!

Пишу Вам из далек … края. Свои каникулы я провела в родн … деревне. Днем я каталась по снежн … полю и на коньках по толст … льду. Вечером я играла с младш .. братом, с лохмат … Шариком, со своим пушист … котенком Мурзиком.

До свидания.

VI. Работа с учебником: стр. 215, упр. 364(II).

VII. Итог урока. Выставление оценок.

VIII. Домашнее задание: стр. 215, упр. 364(I).