Тип урока: Учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний.
Общедидактическая (предметная) цель: Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному запоминанию новых знанийи способовдеятельности.
Задачи:
-
Образовательная:
а) Познакомить учащихся с понятием «алгоритм», «действия», «команда алгоритма».
б) Научить составлять и выполнять алгоритм. -
Развивающая:
а) Развивать у учащихся логическое мышление, память, внимание, воображение, познавательную активность испособность быстро воспринимать информацию. -
Воспитательная.
а) Воспитывать у учащихся самостоятельность, активность, интерес к предмету, правила поведения.
Методы обучения: словесный, наглядный, элементы частично-поискового.
Оборудование:
- Карта для путешествия (на компьютере или на доске)
- Команды для составления алгоритма.
- Раздаточный материал на карточке, (на компьютере)
Ф.О.П.Д.: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Форма учебного занятия: (нетрадиционная) путешествие.
Ожидаемый результат:
1 уровень: знать понятия «алгоритм», «команда», уметь определять правильный порядок выполнения шагов.
2 уровень: знать понятие «алгоритм», «команда», уметь определять правильный порядок выполнения шагов, уметь (выполнять) выделять этапы действия.
3 уровень: знать понятие «алгоритм», «команда», уметь определять правильный порядок выполнения шагов, уметь (выполнять) выделять этапы действия, уметь рассуждать по данной теме.
Логика занятия:
- Мотивация.
- Актуалицация субьективного опыта.
- Целеполагание.
- Организация восприятия.
- Организация осмысления.
- Организация первичного закрепления.
- Первичная проверка понимания (в З.Б.Р.)
- Анализ.
- Рефлексия.
На доске карта с остановками условий алгоритма (свойств).
Ход урока
I. Организация урока (2 мин.)
Всем доброе утро. Я рада вас видеть. Сегодня на уроке у нас гости.
II. Вместе с учителем в ходе беседы формулируем тему урока и ставим цели достижения учебной задачи.
С какой планеты пришло письмо? С планеты «Алгоритм». А чему мы будем учиться? Выделять этапы действия и составлять алгоритм. Мы попали с вами на планету «Алгоритм».
Ученик читает стихотворение:
Он рисует, он считает
Проектирует заводы,
Даже в космосе летает
И дает прогноз погоды
Миллионы вычислений
Может сделать за минуту
Догадайся, что за гений?
Ну, конечно, же – компьютер (говорят всем классом)
Все смотрят мультимедийную презентацию на экране, которая рассказывает о понятии «алгоритм», «шаги (действия)», «свойства алгоритма» и составляет алгоритм «Слепить снеговика». Станции:
- Результативность.
- Пошаговость.
- Определенность.
- Понятность.
- Массовость.
Мы путешествуем с жителями этой планеты Знайкой и Незнайкой у нас есть 5 станций. Что может делать компьютер? – ответ детей.
А вот Незнайка нашел робота, что может быть внутри у него? – компьютер. Для того робот выполнил задание, надо правильно составить алгоритм. Что описать действия надо разбить его на части, которые называются шагами. План действий (последовательность шагов) – это алгоритм. Например: распорядок дня, пришить пуговицу, сложить числа, сделать бутерброд и т. д.
Каждый шаг в алгоритме называется командой. В начале алгоритма
Принято записывать команду «Начало», а в конце – команду
«Конец». И так мы пойдем на 1 станцию, где Знайка составит
Алгоритм «Посади дерево».
- Начало.
- Принести лопату, лейку и саженец.
- Выкопать ямку.
- Поставь саженец в ямку.
- Засыпать ямку землей.
- Налить воды в лейку.
- Полить саженец.
- Отнести лопату и лейку.
- Конец.
Обсуждение алгоритма.
А Кнопочка хочет провести зарядку.
Раз подняться, потянутся,
Два согнутся, разогнуться,
Три в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре руки шире,
Пять руками помахать,
Шесть за парту сесть опять.
На второй станции Незнайка составил новый алгоритм.
Алгоритм «Съешь банан»
- Начало.
- Вымой руки.
- Возьми банан.
- Вымой руки.
- Очисти банан.
- Съешь банан.
- Выбрось кожуру в урну.
- Конец.
Ребята Незнайка тоже научился составлять алгоритм.
Подходят к компьютерам, где карточки с задачами для выполнения алгоритма в графическом редакторе «Color Paint».
Ученик читает стихотворение:
Оглянись, дружок вокруг
Вот компьютер – верный друг.
Он всегда тебе поможет
Сложит, вычтет и умножит!
Незнайка говорит: повторим правила. «+» – 3 прихлопа, «-» – 3 притопа
-1) В класс, как ветер залетай
Все вокруг себя сметай.
+2) Ставьте стулья аккуратно,
Чтобы было всем приятно.
-3) Сколько проводов вокруг
Дергай их смелее друг.
+4 )Клавиши ПК – не гвозди
Не стучи по пим со злостью.
-5) Не успел поесть – это не беда
Можешь за компьютером кушать хоть когда.
+6) Пальцами экран не трогай
Здесь такой порядок строгий.
Учащиеся занимают места ПК, загружают программу Color Paint и выполняют алгоритм по словесному описанию.
- Начало.
- Возьми чистый альбомный лист (рабочее поле экрана).
- Возьми желтый карандаш.
- Нарисуй на листе (экране) солнце.
- Положи на место желтый карандаш.
- Возьми синий карандаш.
- Нарисуй на экране море.
- Положи на место синий карандаш.
- Возьми зеленый карандаш.
- Нарисуй на экране кораблик (лодку).
- Конец.
Ребята – что у вас получилось? Отвечают – картина.
Ученики садятся за парты. Ученица читает стихотворение.
Шаг за шагом
Шаг за шагом
Я команды выполняю
Никуда не отклоняюсь
По линеечке иду
И зовут меня
Все мои друзья
Алгоритм линейный – это братцы я.
Учащиеся по группам составляют вычислительные алгоритмы к предложенным задачам.
- Три поросенка собирали жёлуди. Ниф-Ниф нашел 3 жёлудя, Наф-Наф 8 жёлудей, а Нуф-Нуф 5 желудей. Поросята довольные своими находками, сложили все жёлуди в корзину и пошли домой. Но тут из-за кустов выскочил злой и голодный волк. Поросята бросились врассыпную и выронили 4 жёлудя. Составь алгоритм, сколько желудей удалось им съесть?
- Клоун Вася показывал фокусы сначала из шляпы он достал 3 кроликов, потом 5 цветных платочков, затем 8 разноцветных шариков и, наконец, 4 попугаев. Сколько предметов и живых существ пряталось в двойном дне шляпы?
- Мальвина и Пьеро писали друг другу стихи. В первом стихотворении Мальвины было 8 слов, в ответном стихотворении Пьеро – 16 слов. Во втором стихотворении Мальвины 10 слов, а Пьеро постарался и сочинил поэму из 28 слов. Сколько всего слов в произведении героев?
- Вини-Пух проголодался и пошел в гости, чтобы подкрепиться. Сначала он зашёл к Пяточку и съел 2 горшочка меда. Потом пошел к Кролику и съел ещё 3 горшочка мёда. Затем зашёл к ослику, который дал ему 5 горшочков мёда и 3 банки малины, но все съесть не мог и взял с собой. По дороге он встретил пчел и поделился с ними отдал им 2 банки малины и 3 горшочка мёда. Побежал домой и доел все, что у него осталось. Сколько всего меда и малины съел Вини-Пух?
III. Подведение итога урока (3 мин).
Мы научились составлять алгоритмы? Ученики отвечают – да.
Рефлексия.
С помощью рожицы или сердечка вырази свое настроение.