Индивидуальное логопедическое занятие по теме "Транспорт. Автоматизация звука [р] в слогах, словах и предложениях"

Разделы: Логопедия


Цели:

  • Активизация словаря по теме: “Транспорт”.
  • Развитие подвижности артикуляционного аппарата.
  • Автоматизация звука [Р] в самостоятельном произношении в словах и предложениях.
  • Развитие звуко-слогового анализа и синтеза слов.
  • Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха.
  • Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления.
  • Совершенствование грамматического строя речи.

Оборудование: Предметные картинки, карточка с зашумлёнными буквами, карточки с рисунками и слогами, большая карта для разных видов транспорта, карта для счета транспорта, рисунок для раскрашивания, цветные карандаши, текст для чтения.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Объявление темы через выделение звука [ Р ].

– Назови одним словом: что летает, едет, плавает? (Транспорт.)
– Какие звуки повторяются в слове ТРАНСПОРТ? ( Т, Р.)
– С каким звуком мы работаем на занятиях? (Со звуком [Р].)

III. Артикуляционная гимнастика.

  • “Лошадка”
  • “Чашечка”
  • “Болтушка”
  • “Пулемёт”

IV. Соотношение звука и буквы.

(Предлагается карточка с зашумлёнными буквами.)

– Как называется в алфавите эта буква? (Эр.)

– Буква Р решила поиграть с тобой в прятки. Найди все буквы Р и обведи их красным цветом. По ходу работы придумывай и называй слоги с этим звуком.

(Ребёнок выполняет задание).

– А теперь сосчитай: сколько получилось букв? (12 букв.)

V. Физкультминутка.

Упражнение “Моторчик” (с движениями):

долго – тр–р–р–р–р…
коротко – тр-тр-тр-тр…

VI. Отгадывание загадок и работа со словами-отгадками.

1. Закружу, заверчу,
    В небеса улечу. (Вертолёт)

– Определи место звука [Р] в этом слове. (В слове вертолёт звук [Р] в стоит на третьем месте.)

(На стол кладётся картинка со словом-отгадкой. Аналогичная работа проводится с другими загадками.)

2. Ни пера, ни крыла,
    А быстрее орла.
    Только выпустит хвост -
    Понесётся до звёзд. (Ракета)

3. Что за птица:
    Песен не поёт,
    Гнёзда не вьёт,
    Людей и груз везёт? (Самолёт)

4. Овсом не кормят,
    Кнутом не гонят
    А как пашет –
    Семь плугов тащит. (Трактор)

– Повтори все слова-отгадки. (Вертолёт, ракета, самолёт, трактор.)

– Какое слово здесь лишнее? (Самолёт – нет звука [Р]; трактор – не воздушный транспорт.)

– Какие ещё виды транспорта ты знаешь? (Наземный, водный.)

VII. Выделение звука в слове, деление слова на слоги.

– Из предложенных четырёх картинок выбери и назови только те, в которых есть звук [Р]. Раздели эти слова на слоги.

Предлагаемые картинки:

  • трамвай, велосипед, самолёт, корабль;
  • грузовик, мотоцикл, троллейбус, автомобиль;
  • такси, экскаватор, пароход, автобус.

(На столе остаются картинки только с изучаемым звуком.)

– К каким видам транспорта они относятся?

VIII. Слоговой синтез слов.

– Сложи из частей рисунок, из слогов слова. (Ребёнок выполняет задание.)

– Прочитай получившиеся слова.

трам-вай
трак-тор
па-рус-ник
вер-то-лёт
гру-зо-вик
ко-рабль
ра-ке-та
ка-тер

– Расположи правильно на игровом поле виды транспорта и составь с ними предложения. (Выборочно три разных вида транспорта.)

Например: “Трамвай – это наземный транспорт. Он едет по рельсам”.

IX. Согласование количественных и порядковых числительных с именами существительными в роде и числе.

(Предлагается карта с несколькими видами транспорта для счёта.)

– Сосчитай количество предметов на карте. (5 ракет, 6 грузовиков, 5 пароходов, 5 трамваев, 4 вертолёта.)

– Мы считали количество предметов. А теперь будем считать их по порядку: первая ракета, первый грузовик, первый пароход, вторая ракета…, то есть по порядку.

X. Работа над текстом.

– Внимательно прочитай рассказ.

Игрушечный грузовик везёт подарки для буквы Р. У грузовика чёрные шины, красный кузов, серая кабина. Грузовик вёзет подарки в коробках. (Ребёнку предлагается текст и рисунок грузовика.)

– О чём этот рассказ? (Об игрушечном грузовике.)

– Ты помнишь, какой грузовик? (При необходимости текст читается повторно.)

– Раскрась грузовик как описано в тексте. (Используя нужные цвета, ребёнок раскрашивает картинку.)

– Как раскрасил машину? (У грузовика чёрные шины, красный кузов, серая кабина.)

– Ответь полным предложением на вопрос: какие подарки везёт грузовик для буквы Р? (Игрушечный грузовик везёт в коробке ромашку…)

XI. Итог.

– С каким звуком мы работали на занятии?
– Назови наземный транспорт со звуком [Р].
– Какое задание тебе показалось более сложным?