Цели:
- Активизация словаря по теме: “Транспорт”.
- Развитие подвижности артикуляционного аппарата.
- Автоматизация звука [Р] в самостоятельном произношении в словах и предложениях.
- Развитие звуко-слогового анализа и синтеза слов.
- Развитие фонематического восприятия и фонематического слуха.
- Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления.
- Совершенствование грамматического строя речи.
Оборудование: Предметные картинки, карточка с зашумлёнными буквами, карточки с рисунками и слогами, большая карта для разных видов транспорта, карта для счета транспорта, рисунок для раскрашивания, цветные карандаши, текст для чтения.
Ход занятия
I. Организационный момент.
II. Объявление темы через выделение звука [ Р ].
– Назови одним словом: что летает, едет, плавает? (Транспорт.)
– Какие звуки повторяются в слове ТРАНСПОРТ? ( Т, Р.)
– С каким звуком мы работаем на занятиях? (Со звуком [Р].)
III. Артикуляционная гимнастика.
- “Лошадка”
- “Чашечка”
- “Болтушка”
- “Пулемёт”
IV. Соотношение звука и буквы.
(Предлагается карточка с зашумлёнными буквами.)
– Как называется в алфавите эта буква? (Эр.)
– Буква Р решила поиграть с тобой в прятки. Найди все буквы Р и обведи их красным цветом. По ходу работы придумывай и называй слоги с этим звуком.
(Ребёнок выполняет задание).
– А теперь сосчитай: сколько получилось букв? (12 букв.)
V. Физкультминутка.
Упражнение “Моторчик” (с движениями):
долго – тр–р–р–р–р…
коротко – тр-тр-тр-тр…
VI. Отгадывание загадок и работа со словами-отгадками.
1. Закружу, заверчу,
В небеса улечу. (Вертолёт)
– Определи место звука [Р] в этом слове. (В слове вертолёт звук [Р] в стоит на третьем месте.)
(На стол кладётся картинка со словом-отгадкой. Аналогичная работа проводится с другими загадками.)
2. Ни пера, ни крыла,
А быстрее орла.
Только выпустит хвост -
Понесётся до звёзд. (Ракета)
3. Что за птица:
Песен не поёт,
Гнёзда не вьёт,
Людей и груз везёт? (Самолёт)
4. Овсом не кормят,
Кнутом не гонят
А как пашет –
Семь плугов тащит. (Трактор)
– Повтори все слова-отгадки. (Вертолёт, ракета, самолёт, трактор.)
– Какое слово здесь лишнее? (Самолёт – нет звука [Р]; трактор – не воздушный транспорт.)
– Какие ещё виды транспорта ты знаешь? (Наземный, водный.)
VII. Выделение звука в слове, деление слова на слоги.
– Из предложенных четырёх картинок выбери и назови только те, в которых есть звук [Р]. Раздели эти слова на слоги.
Предлагаемые картинки:
- трамвай,
(На столе остаются картинки только с изучаемым звуком.)
– К каким видам транспорта они относятся?
VIII. Слоговой синтез слов.
– Сложи из частей рисунок, из слогов слова. (Ребёнок выполняет задание.)
– Прочитай получившиеся слова.
трам-вай
трак-тор
па-рус-ник
вер-то-лётгру-зо-вик
ко-рабль
ра-ке-та
ка-тер
– Расположи правильно на игровом поле виды транспорта и составь с ними предложения. (Выборочно три разных вида транспорта.)
Например: “Трамвай – это наземный транспорт. Он едет по рельсам”.
IX. Согласование количественных и порядковых числительных с именами существительными в роде и числе.
(Предлагается карта с несколькими видами транспорта для счёта.)
– Сосчитай количество предметов на карте. (5 ракет, 6 грузовиков, 5 пароходов, 5 трамваев, 4 вертолёта.)
– Мы считали количество предметов. А теперь будем считать их по порядку: первая ракета, первый грузовик, первый пароход, вторая ракета…, то есть по порядку.
X. Работа над текстом.
– Внимательно прочитай рассказ.
Игрушечный грузовик везёт подарки для буквы Р. У грузовика чёрные шины, красный кузов, серая кабина. Грузовик вёзет подарки в коробках. (Ребёнку предлагается текст и рисунок грузовика.)
– О чём этот рассказ? (Об игрушечном грузовике.)
– Ты помнишь, какой грузовик? (При необходимости текст читается повторно.)
– Раскрась грузовик как описано в тексте. (Используя нужные цвета, ребёнок раскрашивает картинку.)
– Как раскрасил машину? (У грузовика чёрные шины, красный кузов, серая кабина.)
– Ответь полным предложением на вопрос: какие подарки везёт грузовик для буквы Р? (Игрушечный грузовик везёт в коробке ромашку…)
XI. Итог.
– С каким звуком мы работали на занятии?
– Назови наземный транспорт со звуком [Р].
– Какое задание тебе показалось более сложным?