Интегрированный урок развития речи и трудового обучения по теме "Ель – хвойное дерево и новогодняя красавица"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

Образовательные: Учить говорить и отвечать на вопросы полным, развернутым предложением; продолжить знакомство с хвойными деревьями – елью, сравнивать хвойные деревья (ель и сосна).

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес учащихся.
  • Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас.
  • Коррекция восприятия пространства и формирование умения ориентироваться в пространстве геометрической формы.

Воспитательные:

  • Воспитывать наблюдательность и умение слушать.
  • Воспитывать стремление бережно относится к природе в повседневной жизни.

Тип урока: Сообщение новых знаний.

Формы организации работы: фронтальная работа с классом, работа в парах.

Оборудование урока:

  • Презентация хвойных деревьев, елочных игрушек.
  • Электронная физкультминутка.
  • Раздаточный материал для учеников (осколочные картинки хвойных деревьев), магнитная доска и картинки ели (живой и искусственной.)

План урока:

1. Организационный момент.
2. Работа в парах (осколочные картинки)
3. Сообщение темы и целей урока.
4. Проверка дом. задания.
5. Работа над новой темой.
6. Физкультминутка.
7. Практическая работа.
8. Самостоятельное изготовление новогодней игрушки.

Ход урока

1. Организационный момент.

Ребята, посмотрите на гостей, друг на друга, пожелайте друг другу хорошего настроения, успехов в работе. А теперь отгадайте загадку.

На дворе снежок идет,
Скоро праздник…(Новый год) Слайд 1.

Постановка логического ударения. (Новый год стучится в двери.)

Прочитайте предложение

а) а не почтальон
б) а не хлопает
в) а не в ворота

2. Актуализация знаний учащихся.

Работа в парах.

Работа с осколочными картинками (сосна, ель, новогодняя елка и береза).

– Какое дерево лишнее? (Береза.) Почему? Какие это деревья? А береза?

Составьте предложение о дереве. (Люблю березу русскую. Новогодняя елка сверкает огнями. Серебристым инеем покрылась елочка.)

3. Сообщение темы и целей урока.

– Какая же у нас сегодня тема урока?

Учитель: На прошлом уроке мы говорили о сосне. А тема сегодняшнего урока: “Ель– хвойное дерево и новогодняя красавица”, (тема появляется на Слайде 2). Ребята, мы вместе с вами совершим экскурсию на фабрику елочных игрушек “Иней”. Сами изготовим новогодние игрушки и нарядим елку. Мы будем учиться правильно и красиво говорить, рассуждать, узнаем много интересного.

4. Работа над темой урока.

Слайд 3.

– Какие деревья вы видите? (Сосна и ель.)

– Чем похожи эти деревья? (Они хвойные, вечнозеленые. У них вместо листьев – хвоя, плоды– шишки с семенами.)

– А чем же они отличаются? (Сосна любит солнечный свет, а ель растет в тени, любит влажную землю.)

– Назовите части дерева. (Корень, ствол, ветки с хвоинками, шишки с семенами.)

Работа на магнитной доске.

Картинка сосны и ели.

Проверка домашнего задания. Заполнение таблицы (ученики сами подбирают слова из слов для справок и заполняют таблицу). Рассматривание шишек, хвоинок, коры сосны и ели.

Сосна. Ель.

Дети отвечают на вопросы, а учитель выставляет карточки со словами на доску.

Подберите к сосне и ели предложенные ветки, шишки, цвет коры. (Покажите их.)

– Какие шишки у сосны? (Овальные.)

– Что можно сказать о хвое сосны? (Длинные хвоинки, которые растут парами.)

– Цвет коры какой? (Красно-бурый.)

– Размещение веток на стволе высокое, (мутовчатое) – показ мутовки.

– Значение растения в природе. (Очищают воздух, используют в медицине, строят дома, делают мебель, семенами шишек питаются животные.)

Ученики выставляют карточки в столбик под елью, отвечая на эти же вопросы.

(Цилиндрические, короткие, мутовчатое, низкое, зеленовато-серый, целебный воздух, используют в строительстве, изгот. музык инструм.)

Рассказ ученика о сосне.

Сосна растет в лесу. Это – стройное и красивое дерево. Сосна любит солнечный свет. У нее длинные хвоинки. На зиму хвоя не опадает. Весной у сосны появляются желтые шишечки, потом вырастает сосновая шишка. Сосна – целебное дерево. Хвойные ванны успокаивают человека. Из сосны делают мебель, музыкальные инструменты, строят дома. Семенами шишек питаются медведи, белки, дятлы, лоси, клесты.

Рассказ учителя о ели. (Вывод.)

Ель тоже растет в лесу. У нее пушистые ветки. Шишки, как сосульки, свисают вниз. Мы заметили, что ель и сосна очень похожи . Все хвойные растения радуют своей красотой.

– А ель особенно красива в новогоднем наряде.

Игра “да”, “нет”.

– Я сейчас буду называть разные елочные украшения, а вы отвечайте коротко: “да” или “нет”.

Бывают на елке игрушки (да)
Веселые петрушки
Большая хлопушка
Сушеная лягушка
Разноцветные флажки
Мясные пирожки
Яркие картинки
Рваные ботинки
Рыбки золоченые
Колбаса копченая. (нет)

5. Физкультминутка электронная для глаз.

Ребята! А откуда же берутся красивые елочные игрушки? (Ответы детей.)

– Хотите узнать? Тогда мы сейчас с вами совершим экскурсию на фабрику елочных игрушек “Иней”, которая находится в 90 км от Москвы.

Слайды.

Вывод . Мы побывали на елочной фабрике, видели, как изготавливают новогодние игрушки и искусственные елки.

А почему многие люди покупают искусственные елки? (Нужно беречь леса от вырубок. Ель растет очень медленно. А сколько елей будет погублено из-за одной новогодней ночи.)

Учитель.

Дерево, трава и птица.
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.

Сейчас вы сами изготовите елочные игрушки и украсите ими нашу елочку. (Поставить елку на стол.)

6. Изготовление елочных игрушек по инструкционной карте.

Практическая работа. Украшаем елку.

7. Итог.

Чем занимались на уроке?

Рефлексия (выбрать барометр настроения).

Приложение 2.

Приложение 3.