Приемы проблемного диалога на уроках окружающего мира в начальной школе

Разделы: Общепедагогические технологии


Мельникова Е.Л. широко рассматривает вопрос реализации технологии проблемно-диалогического обучения в образовательной системе “Школа 2100”. Наработки этого автора я применяю на своих уроках. Также стараюсь самостоятельно продумывать содержание проблемного диалога на другие темы, и хочу поделиться ими со своими коллегами.

Методы постановки учебной проблемы

I. Побуждающий от проблемной ситуации диалог

Столкновение мнений учеников (Вопрос был один, а сколько мнений?, -Вопрос был один, а как выполнили?).

Пример. 2 класс, окружающий мир, тема урока “Экосистема”

Анализ Учитель Ученик
  – У кого дома есть домашние животные? Чем вы их кормите? Как еще ухаживаете за ними? – Покупаем корм для кошек и собак, наливаем молока в миску.
– А как ухаживаете за комнатными растениями? – Поливаем цветы, рыхлим землю.
– Что будет, если перестать выполнять эти действия? – Погибнут, завянут.
Вопрос-задание на новый материал – А ухаживаем ли мы за растениями и животными, живущими в природе, не домашними? – Не ухаживаем, не всегда, иногда.
– Значит они погибнут, завянут? – Да!
Побуждение к осознанию – Отвечая на мой вопрос, сколько мнений вы высказали? – Нет. (Проблемная ситуация)
Побуждение к проблеме – То есть, растения и животные в природе должны погибнут, потому что мы не ухаживаем за ними, но они не погибают. – Два. (осознание противоречия)
– Почему так получилось? Чего мы пока не знаем? – Почему же они не погибают? Может кто-то ухаживает за ними?
Вопрос, тема -Какой возникает вопрос?

Фиксирует вопрос на доске

– Кто ухаживает за растениями и животными в природе? (Вопрос)

Выявить житейское представление “на ошибку”, предъявить научные факты (эксперимент, наглядность).

Пример. 2 класс, окружающий мир, тема урока “Тепловые пояса”

Анализ Учитель Ученик
  – Как вращается Земля? – Вокруг своей оси?
– Все приходит в движение. Только две точки неподвижны. Как они называются? – Северный полюс и Южный полюс.
– Прочитайте о Северном полюсе! Читают в учебнике
– Что такое полярный день? – Солнце светит круглые сутки.
– А зимой какое явление происходит? – Полярная ночь. Всегда темно.
Вопрос “на ошибку” – На Северном полюсе тепло? – Холодно.
– А на Южном полюсе? – Тепло, он Южный.

(Житейское представление)

Предъявление научного факта сообщением – Прочитайте о Южном полюсе. Читают в учебнике

(Проблемная ситуация)

Побуждение к осознанию противоречия – Что вы думали сначала? – Что на Южном полюсе тепло.
Побуждение к проблеме – А что оказывается на самом деле? – Южный и Северный полюсы окружены холодными поясами.

(Осознание противоречия)

Вопрос, тема – Какой же возникает вопрос?

Фиксирует вопрос на доске

– Какие еще есть пояса? А где же тепло? (Вопрос)

Дать практическое задание, не сходное с предыдущим. Необходимость выполнить задание и невозможность этого создает проблемную ситуацию с противоречием.

Пример. 2 класс, окружающий мир, тема урока “Определяем погоду и климат”

Анализ Учитель Ученик
Задание на известный материал – Предскажите, что ожидается? – Загремел гром, небо занесло тучами. – Начнется дождь.
– Неожиданно во время дождя показалось солнце. – Появится радуга.
– Вечером наблюдался ярко-красный закат. – Завтра будет тепло.
Задание на новый материал – Утром на траве не было привычной росы. – ???

(Испытывают затруднения. Проблемная ситуация)

– Солнце садится в сплошной слой облаков. – ???
– Облака двигаются в том же направлении, что ветер у земли. – ???
Побуждение к осознанию – Вы смогли выполнить задание? – Нет, не смогли.
– В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее? – По этим признакам мы не определяли погоду. О них редко говорят в народе. (Осознание проблемы)
Побуждение к проблеме – Какой же возникает вопрос? – Какие есть приметы для определения погоды? (Неточная формулировка темы)
Вопрос, тема – Точнее, “Определяем погоду и климат”

Фиксирует вопрос на доске

 

II. Подводящий к теме диалог – ряд посильных вопросов, подводящих к теме урока

Пример. 2 класс, окружающий мир, тема урока “Природные часы, календарь, компас”

Анализ Учитель Ученик
Подводящий к теме диалог – Для определения времени мы куда смотрим? – На часы.
– Чем пользуемся для точного определения частей света: север, юг, запад, восток? – Компасом.
– Как определяем месяц, день недели? – По календарю.
– Могут ли животные пользоваться этими приборами?

– Куда улетают птицы, как летучие мыши узнают, что им пора на охоту?

– Нет?
– Как животные узнают время и направление без приборов? – Чувствуют природу, пользуются своими часами, компасами, календарями, которые им дала природа.
Тема – Значит, какая сегодня тема урока?

Фиксирует тему на доске

– Природные часы, компас, календарь. (Тема)

III. Сообщение темы с мотивирующим приемом

Мотивирует тему интригой или значимостью для детей.

Пример. 2 класс, окружающий мир, тема урока “Наша маленькая планета Земля”

Анализ Учитель Ученик
Актуальность – Что такое экосистема? – Совместно обитающие организмы и участки земли, тесно связанные между собой.
– Почему она может существовать как угодно долго? – Существуют различные связи между растениями и животными.
– Какую роль играют в ней различные живые организмы? – “Кормильцы”, “едоки” и “мусорщики”…….
– К какой группе можно отнести нас – людей? – Может быть чаще всего к “едокам”, все, что нам нужно, мы получаем от природы.
– Посмотрите на наш лес. Почему лес перестал быть экосистемой, когда в нем поселилось слишком много людей? С.91 – Экосистема не может переработать все отходы, которые оставили люди. Им надо больше пищи, чем может дать экосистема.
Тема – Сегодня тема урока “Наша маленькая планета Земля”.

Фиксирует тему