Мельникова Е.Л. широко рассматривает вопрос реализации технологии проблемно-диалогического обучения в образовательной системе “Школа 2100”. Наработки этого автора я применяю на своих уроках. Также стараюсь самостоятельно продумывать содержание проблемного диалога на другие темы, и хочу поделиться ими со своими коллегами.
Методы постановки учебной проблемы
I. Побуждающий от проблемной ситуации диалог
Столкновение мнений учеников (Вопрос был один, а сколько мнений?, -Вопрос был один, а как выполнили?).
Пример. 2 класс, окружающий мир, тема урока “Экосистема”
Анализ | Учитель | Ученик |
– У кого дома есть домашние животные? Чем вы их кормите? Как еще ухаживаете за ними? | – Покупаем корм для кошек и собак, наливаем молока в миску. | |
– А как ухаживаете за комнатными растениями? | – Поливаем цветы, рыхлим землю. | |
– Что будет, если перестать выполнять эти действия? | – Погибнут, завянут. | |
Вопрос-задание на новый материал | – А ухаживаем ли мы за растениями и животными, живущими в природе, не домашними? | – Не ухаживаем, не всегда, иногда. |
– Значит они погибнут, завянут? | – Да! | |
Побуждение к осознанию | – Отвечая на мой вопрос, сколько мнений вы высказали? | – Нет. (Проблемная ситуация) |
Побуждение к проблеме | – То есть, растения и животные в природе должны погибнут, потому что мы не ухаживаем за ними, но они не погибают. | – Два. (осознание противоречия) |
– Почему так получилось? Чего мы пока не знаем? | – Почему же они не погибают? Может кто-то ухаживает за ними? | |
Вопрос, тема | -Какой возникает вопрос? Фиксирует вопрос на доске |
– Кто ухаживает за растениями и животными в природе? (Вопрос) |
Выявить житейское представление “на ошибку”, предъявить научные факты (эксперимент, наглядность).
Пример. 2 класс, окружающий мир, тема урока “Тепловые пояса”
Анализ | Учитель | Ученик |
– Как вращается Земля? | – Вокруг своей оси? | |
– Все приходит в движение. Только две точки неподвижны. Как они называются? | – Северный полюс и Южный полюс. | |
– Прочитайте о Северном полюсе! | Читают в учебнике | |
– Что такое полярный день? | – Солнце светит круглые сутки. | |
– А зимой какое явление происходит? | – Полярная ночь. Всегда темно. | |
Вопрос “на ошибку” | – На Северном полюсе тепло? | – Холодно. |
– А на Южном полюсе? | – Тепло, он Южный. (Житейское представление) |
|
Предъявление научного факта сообщением | – Прочитайте о Южном полюсе. | Читают в учебнике (Проблемная ситуация) |
Побуждение к осознанию противоречия | – Что вы думали сначала? | – Что на Южном полюсе тепло. |
Побуждение к проблеме | – А что оказывается на самом деле? | – Южный и Северный полюсы окружены
холодными поясами. (Осознание противоречия) |
Вопрос, тема | – Какой же возникает вопрос? Фиксирует вопрос на доске |
– Какие еще есть пояса? А где же тепло? (Вопрос) |
Дать практическое задание, не сходное с предыдущим. Необходимость выполнить задание и невозможность этого создает проблемную ситуацию с противоречием.
Пример. 2 класс, окружающий мир, тема урока “Определяем погоду и климат”
Анализ | Учитель | Ученик |
Задание на известный материал | – Предскажите, что ожидается? – Загремел гром, небо занесло тучами. | – Начнется дождь. |
– Неожиданно во время дождя показалось солнце. | – Появится радуга. | |
– Вечером наблюдался ярко-красный закат. | – Завтра будет тепло. | |
Задание на новый материал | – Утром на траве не было привычной росы. | – ???
(Испытывают затруднения. Проблемная ситуация) |
– Солнце садится в сплошной слой облаков. | – ??? | |
– Облака двигаются в том же направлении, что ветер у земли. | – ??? | |
Побуждение к осознанию | – Вы смогли выполнить задание? | – Нет, не смогли. |
– В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее? | – По этим признакам мы не определяли погоду. О них редко говорят в народе. (Осознание проблемы) | |
Побуждение к проблеме | – Какой же возникает вопрос? | – Какие есть приметы для определения погоды? (Неточная формулировка темы) |
Вопрос, тема | – Точнее, “Определяем погоду и
климат” Фиксирует вопрос на доске |
II. Подводящий к теме диалог – ряд посильных вопросов, подводящих к теме урока
Пример. 2 класс, окружающий мир, тема урока “Природные часы, календарь, компас”
Анализ | Учитель | Ученик |
Подводящий к теме диалог | – Для определения времени мы куда смотрим? | – На часы. |
– Чем пользуемся для точного определения частей света: север, юг, запад, восток? | – Компасом. | |
– Как определяем месяц, день недели? | – По календарю. | |
– Могут ли животные пользоваться
этими приборами? – Куда улетают птицы, как летучие мыши узнают, что им пора на охоту? |
– Нет? | |
– Как животные узнают время и направление без приборов? | – Чувствуют природу, пользуются своими часами, компасами, календарями, которые им дала природа. | |
Тема | – Значит, какая сегодня тема урока? Фиксирует тему на доске |
– Природные часы, компас, календарь. (Тема) |
III. Сообщение темы с мотивирующим приемом
Мотивирует тему интригой или значимостью для детей.
Пример. 2 класс, окружающий мир, тема урока “Наша маленькая планета Земля”
Анализ | Учитель | Ученик |
Актуальность | – Что такое экосистема? | – Совместно обитающие организмы и участки земли, тесно связанные между собой. |
– Почему она может существовать как угодно долго? | – Существуют различные связи между растениями и животными. | |
– Какую роль играют в ней различные живые организмы? | – “Кормильцы”, “едоки” и “мусорщики”……. | |
– К какой группе можно отнести нас – людей? | – Может быть чаще всего к “едокам”, все, что нам нужно, мы получаем от природы. | |
– Посмотрите на наш лес. Почему лес перестал быть экосистемой, когда в нем поселилось слишком много людей? | С.91 – Экосистема не может переработать все отходы, которые оставили люди. Им надо больше пищи, чем может дать экосистема. | |
Тема | – Сегодня тема урока “Наша
маленькая планета Земля”. Фиксирует тему |