Пояснительная записка к курсу “Колыбелька”.
В последнее время в российской системе образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. Проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания школьников с позиции кардинальных изменений в общественном сознании остается главной в настоящее время. В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения русской культуры, изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота России. Особое значение имеет возвращение к традиционной системе нравственности, сформированной Православием. Уважение к старшим, терпение и терпимость к окружающим, умение признавать свои ошибки, послушание, целомудрие, милосердие ит. д. Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.
Федеральные государственные образовательные стандарты II поколения определяют основы духовно-нравственной культуры России и дают направление на формирование целостной образовательной среды, включающей внеурочную и внешкольную деятельность, учитывая историко-культурную, этническую и региональную специфику.
Наша страна богата на традиции и праздники. Веками русский народ свято чтил и хранил свои традиции, передавая их из поколения в поколение. И сегодня, спустя уже десятки и даже сотни лет, многие обычаи до сих пор не утратили для нас интерес.
Программа “Колыбелька” направлена на формирование у младших школьников духовно-нравственных ценностей, воспитание бережного отношения к традициям русского народа и историческому наследию Родины.
Программа курса “Колыбелька” по содержательной, тематической направленности является культурологической; по общефункциональному предназначению – общекультурной; по времени реализации – одногодичной.
Актуальность программы заключена в создании условий для обогащения жизни современных детей богатым опытом предков, а также для восстановления забытых смыслов традиционной народной культуры как основы жизни нации.
Новизна программы заключена в комплексном подходе к изучению краеведческого, фольклорного и культурологического материала, а также в ее интегративности в учебно-воспитательный процесс.
В соответствии с требованиями СанПиН программа курса рассчитана на 2 часа в неделю, периодичность занятий 2 раза по 1 часу в неделю, 68 часа в год.
Цель программы:
- Сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к духовным и нравственным ценностям.
- Возрождение лучших отечественных традиций семейного воспитания.
Задачи программы:
- формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
- целенаправленно и систематически приобщать детей к истокам народной культуры;
- развивать художественный вкус и культуру на примерах духовных традиций русского народа; совершенствовать организацию досуга, приобщать к художественному творчеству.
Данная программа предполагает разнообразные формы деятельности воспитанников: беседа, дискуссия, игра, экскурсия, концерт, диспут, исследование, конференция, театрализация и организацию выставок прикладного творчества.
Возраст участников образовательного процесса 7–10 лет.
В процессе работы по программе используются следующие методы:
- методы стимулирования поведения и деятельности;
- методы формирования сознательности личности;
- методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;
- методы убеждения: словесное разъяснение, убеждение;
- метод наблюдения;
- наглядные видеоматериалы;
- рассказ на этическую тему.
Учебно-методическое обеспечение:
Кабинет для теоретических и практических занятий.
Компьютерный класс.
Видеомагнитофон.
Фотоаппарат.
Интерактивная доска
Дидактический материал:
Иллюстративный материал.
Аудио – видеотека.
Фотоматериал.
Сценарные разработки массовых мероприятий.
Прогнозируемый результаты:
- повышение уровня знаний и расширение кругозора детей в области исторического прошлого нашего Отечества;
- нравственные потребности, стремления, чувства:
- проявление способности к пониманию, уважению и сопереживанию по отношению к чувствам других людей, в том числе к героям художественных произведений;
- повышение коммуникативных навык и умений;
- расширение активного словарного запаса.
Способы проверки ожидаемых результатов:
– педагогическое наблюдение, тестирование;
– выполнение творческих, проектных заданий
– анкетирование родителей и детей.
Требования к знаниям, умениям воспитанников.
Воспитанники должны знать:
- смысл нравственных понятий (доброта, честность, дружба, взаимовыручка).
- русскую историю и культуру, традиции, обряды, обычаи;
- народный фольклор, народные песни, частушки, танцы, народные игры и забавы.
Воспитанники должны уметь:
- рассказывать о наших традициях;
- использовать приобретенные знания, умения в практической деятельности и в повседневной жизни.
- выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок.
Условия реализации программы:
Содержание программы предполагает активное использование средств технического обеспечения, наглядного и дидактического материалов, работу с литературой в соответствии с тематикой программы.
Программа предусматривает использование групповой и индивидуально-коллективной форм организации проведения занятий. Групповая работа обеспечивает сплоченность коллектива, творческое общение. Индивидуально-коллективная форма предусматривает подачу материала всему коллективу, где есть возможность каждому ребенку оценить самостоятельно свою работу, ее результаты. Использование игровой деятельности способствует активному вовлечению младших школьников в воспитательно-развивающий процесс занятий.
Тематическое планирование.
Первый год обучения (68 ч).
№ | Тема | Всего часов | Теория | Практика |
1 | “Что такое традиция? Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи и общества?” | 2 | 1 | 1 |
2 | Великие люди – великие имена. | 2 | 1 | 1 |
3 | “Что такое семья? Наш род. | 2 | 1 | 1 |
4 | Кто родителей почитает, тот во век не погибает. Основные правила почитания старших | 2 | 1 | 1 |
5 | Отец – глава семьи. Отец крестный, духовный. | 2 | 2 | |
6 | Мать – душа семьи, хранительница очага, утешительница | 2 | 1 | 1 |
7 | “Семейный альбом. Составление семейного древа. Проект. | 3 | 3 | |
8 | В начале было слово… Какие бывают слова? |
2 | 1 | 1 |
9 | Священные слова. | 1 | 1 | |
10 | Сердечные слова | 1 | 1 | |
11 | Честные слова | 1 | 1 | |
12 | Составление словарика добрых слов | 2 | 2 | |
13 | Сундучок с добродетелями. Работа с цветной бумагой и соленым тестом | 3 | 3 | |
14 | Произведения культуры – живая память Отечества. | 3 | 2 | 1 |
15 | Священный долг защиты Отечества. Образ Спасителя. |
2 | 1 | 1 |
16 | Образ защитника в декоративно-прикладном искусстве России | 2 | 1 | 1 |
17 | Русские народные богатыри. Былины | 2 | 1 | 1 |
18 | Традиции праведного дела: жить, трудиться, и творить во имя ближнего и Отечества | 3 | 2 | 1 |
19 | Дела милосердия. Традиции на Руси. | 3 | 1 | 2 |
20 | Дружба . Что это такое? | 2 | 1 | 1 |
21 | Цветы дружбы. Делаем цветы. Работа с цветной бумагой | 2 | 2 | |
22 | Делаем подарки для лучших друзей. | 2 | 2 | |
23 | Творчество. Талант – особый дар человека. Таланты родителей. |
4 | 2 | 2 |
24 | Традиции праздника | 1 | 1 | |
25 | Праздники в нашем доме | 2 | 1 | 1 |
26 | Зимние радости. Рождество Христово. Святки. Крещение. | 3 | 2 | 1 |
27 | Народные праздники. Масленица, региональные особенности праздника. | 2 | 1 | 1 |
28 | “Яичко не простое, а пасхальное”. | 2 | 1 | 1 |
29 | С нами чудо из чудес – Благовещение с небес!” | 2 | 1 | 1 |
30 | Создание рисунков “Любимый православный праздник моей семьи” | 2 | 2 | |
31 | Заключительное занятие. Оформление летописи “Колыбелька” (Проект). | 4 | 1 | 3 |
Итого | 68 | 30 | 38 |
Календарно-тематическое планирование.
№ | Тема | Кол-во часов | Тип занятий | Элементы содержания | Требования к уровню подготовленности учащихся |
1 | “Что такое традиция? Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи и общества?” | 2 | Занятие – познание | Национальная культура. Традиции и обряды. | Понимать, что такое традиции и обычаи. |
2 | Великие люди – великие имена. | 3 | Беседа | Имя – слово, которым называют человека. Значение имени. Имя человека – его слава и достоинство. | Называть имена святых и известных люди, которые прославили свои имена в истории. Уметь различать портреты наиболее известных в истории и культуре России людей. |
3 | “Что такое семья? Наш род. | 3 | Занятие – познание | Семья – любовь, согласие, забота. Родные, родня, род. |
Знать свои обязанности в семье.
Уметь объяснять, почему для тебя так дорога семья. |
4 | Кто родителей почитает, тот во век не погибает. Основные правила почитания старших | 2 | Беседа | Основные правила почитания и уважения старших.
Родители. Помощь и благодарность. Начальные представления о моральных
нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических
нормах взаимоотношений в семье, между поколениями
|
Знать варианты благодарения родителей. Уметь проявлять заботливое отношение к родителям, друг к другу |
5 | Отец – глава семьи. Отец крестный, духовный. | 3 | Беседа | Семья – любовь, согласие, забота | Обязанность главы семьи – забота о благосостоянии дома и воспитании, в том числе и духовном, его членов. |
6 | Мать – душа семьи, хранительница очага, утешительница | 2 | Занятие – открытие | Первый образ. Мама. Любовь и уважение к маме. Идеал в жизни. Любимый образ. | Знать элементарные автобиографические сведения о
родителях. Уметь уважительно относиться к родителям |
7 | “Семейный альбом. Составление семейного древа. Проект. | 3 | Интегрированное занятие. Практикум. |
Составление родословной. “Древо моей семьи”. | Знать и уметь составлять свою родословную. |
8 | В начале было слово… Какие бывают слова? |
2 | Занятие – познание. Ролевая игра. |
Слово как источник жизни человека. Какие бывают слова. | Знать значения слов, означающих приветствие и прощание. Уметь выражать в речи формы приветствия и прощания соответственно, произнесенные с разной интонацией. |
9 | Священные слова. | 3 | Беседа | Светлый образ. Благодатный образ. Праведники. Мудрецы. | Знать, какую смысловую роль играет Светлый образ в
жизни православного человека. Уметь объяснять, что обозначает понятие “Светлый образ”. |
10 | Сердечные слова | 3 | Занятие – открытие | Какие бывают сердца у людей? Понятие “любящее сердце”, “милое сердце”, “чистое сердце”, “каменное сердце”. Что значит любить? Любить – получать, любить – служить. | Знать правила доброго, любящего сердца |
11 | Честные слова | 2 | Викторина | Мудрые, добрые, задушевные слова помогают, сохраняют любовь. Слова лжи, клеветы, брани разрушают мир вокруг нас, хорошее настроение. Слова прощения и покаяния возвращают любовь, покой, лад. | Знать варианты благодарения родителей. Уметь выражать свою благодарность близким тебе людям. |
12 | Составление словарика добрых слов | 2 | Интегрированное занятие. Практикум. |
Создать копилку добрых ласковых слов; приучать всех членов семьи использовать добрые ласковые слова каждый день. | Знать правила общения со сверстниками и старшими
товарищами. Уметь высказывать свое отношение к окружающим, ценить положительные качества человека. |
13 | Сундучок с добродетелями. Работа с цветной бумагой и соленым тестом | 3 | Интегрированное занятие. Практикум. |
Красота внешняя и красота внутренняя. Идеал в жизни. | Знать о средствах выразительности и эмоционального
воздействия (размер, цвет, сочетание оттенков цвета, фактура). Уметь использовать художественные материалы (бумага разной фактуры, гуашь, соленое тесто), анализировать декоративные свойства при рассматривании цвета и фактуры материала |
14 | Произведения культуры – живая память Отечества. | 2 | Литературное знакомство | Род. Родина. Почитание и уважение старших. Истоки. Мудрость. | Знать историческое прошлое своей страны, традиции
русского народа. Уметь анализировать высказывания, оценивать свое речевое поведение |
15 | Священный долг защиты Отечества. Образ Спасителя. |
2 | Занятие – познание | Патриотизм – любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству; представления о вере, духовности | Умение участвовать в диалоге, высказывать свое мнение,
ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной,
уважать иную точку зрения. Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории. |
16 | Образ защитника в декоративно-прикладном искусстве России | 4 | Интегрированное занятие. Практикум. |
Наша Родина – Россия (в старину – Русь). Почему Русь называлась святой? Родина и ее защитники. Какими должны быть защитники (смелыми, честными, отважными, мужественными). | Уметь различать репродукции известных художников по теме “Защитники Отечества”, портреты защитников земли Русской Сергия Радонежского, Александра Невского, Дмитрия Донского и др. |
17 | Русские народные богатыри. Былины | 2 | Литературное знакомство | Былины. “Русь богатырская”. Происхождение, сказители и собиратели. Художественный мир былин. Старшие богатыри. Волх Всеславович. Святогор. | Знать понятие былины и отличие былины от других жанров. Уметь придумывать и рассказывать былины. |
18 | Традиции праведного дела: жить, трудиться, и творить во имя ближнего и Отечества | 2 | Интегрированное занятие. Практикум. |
Для чего трудится человек. Что такое трудолюбие. Труд – дело, требующее усилий, стараний, заботы. Труд – источник жизни человека, потому что человек, преодолевая трудности, становится умнее, сильнее, добрее. Лень и праздность – две беды. Как стать трудолюбивым человеком. Значение пословицы "Делу – время, потехе – час". | Иметь элементарные представления о различных профессиях. |
19 | Дела милосердия. Традиции на Руси. | 2 | Занятие – познание | Какие ценности есть у человечества. Что объединяет разные народы. Как возникли правила. | |
20 | Дружба. Что это такое? | 2 | Час размышления | Дружба, друг. Взаимовыручка. Помощь. Честность. | Проявлять чуткое отношение друг к другу, избегая ссор и вражды; |
21 | Цветы дружбы. Делаем цветы. Работа с цветной бумагой | 2 | Интегрированное занятие. Практикум. |
Верный друг – человек, на которого можно надеяться, он поможет в беде и порадуется счастью друга. | Умение обеспечить учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. |
22 | Делаем подарки для лучших друзей. | 2 | Интегрированное занятие. Практикум. |
Птички-свистушки Скульптура как вид изобразительного искусства, особенности ее восприятия. Сравнение различных видов изобразительного искусства (скульптуры); выполнение работы по лепке птиц в объеме. |
Умение обеспечить учет позиции других людей, умение
слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении
проблем. Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместно-продуктивной деятельности. |
23 | Творчество. Талант – особый дар человека. Таланты родителей. |
2 | Дискуссия | Труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость | Умение ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. |
24 | Традиции праздника | 2 | Игра | Праздник. Народные игры и гуляния. | Знать названия русских православных праздников, их обряды. |
25 | Праздники в нашем доме | 2 | Дискуссия | Доброе слово. Любимый образ. Мир Книги. Дом. Семья. Искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие
|
Знать о важности традиций в жизни православного
человека. Уметь высказывать свои мысли и чувства по отношению к другим.
|
26 | Зимние радости. Рождество Христово. Святки. Крещение. | 2 | Коллективная работа совместно с родителями | Рождение Иисуса Христа, Богородица, ясли, Вифлеем. Ирод. Святки, ряженые, рождественский Сочельник.
|
Знать даты этих праздников , традиции, обряды, посиделки, кушанья на этом празднике |
27 | Народные праздники. Масленица, региональные особенности праздника. | 2 | Коллективная работа совместно с родителями | Река Иордан: освещение воды и купание в водоемах. Крещенский Сочельник.
|
Знать особенности православного праздника “Масленица”. Уметь использовать импровизацию при обыгрывании элементов праздника. Знать жанр устного народного творчества – “заклички”. Уметь исполнять хором “масленичные” песни.
|
28 | “Яичко не простое, а пасхальное”. | 2 | Интегрированное занятие. | Куличи, крашение яиц. Чистый четверг, Великая Пятница. Воскресение Христово
|
Знать дату этого праздника , историю его возникновения. Понимать смысл этого праздника. |
29 | С нами чудо из чудес – Благовещение с небес!” | 2 | Интегрированное занятие. | Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии – так христианская Церковь называет великий двунадесятый праздник | Знать дату этого праздника , историю его возникновения. Понимать смысл этого праздника |
30 | Семейный лад. | 1 | Круглый стол
|
Праздник. Семейный лад. Традиции гостеприимства. | Знать семейные праздники, свои обязанности при
организации праздника.
Уметь проявлять заботливое отношение к родителям, друг к другу.
|
31 | Заключительное занятие.
“Всемирный хоровод”
|
1 | Дискуссия
|
Оформление летописи “Колыбелька” Проект. | Умение планировать учебное сотрудничество с учителем и
сверстниками в определении цели, функций участников, способов
взаимодействия. Уметь находить справочно- информационный материал по теме и пользоваться им.
|
Библиографический список для учителя.
- Абраменкова В.В. Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба? Современный ребенок в "игровой цивилизации". – М.: 1999 г.
- Данилюк Александр Ярославович, Кондаков Александр Михайлович, Тишков Валерий Александрович. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: “Просвещение”, 2009 г.
- Духовно-нравственное воспитание. Научно-просветительский журнал. Изд. “Школьная Пресса”, №1, 2008 г.
- Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. М., 1994 г.
- Климишин И.А. Календарь и хронология. М.: Наука, 1990.
- Корнеева Г.М. Азбука творчества. Спб.: Кристалл 2005.
- Сурова Л.В. Открытый урок: Статьи по духовному воспитанию. Детская программа “Лето Господне”. – Клин: Христианская жизнь, 2006
- “Сценарии детских православных праздников” Изд-во “Ковчег”, 2007.
- Сельский хоровод. Игры, танцы, упражнения, стихи и загадки // Сост. С.Бекина. М., 1987 г.
- Степанов Н. Народные праздники на Святой Руси. – М., 1990.
- Православные праздники, Издательство Белорусской Православной церкви. Минск.– С. 240.
- Петров В.М. и др. Зимние праздники, игры и забавы для детей. М., 1999 г.
- Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение?: Кн. для учителя / Пер. с нем. – М.: Просвещение , 2008.
Библиографический список для обучающихся.
- Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. Т. 1-3. М..,1957 г.
- В.М.Воскобойников “Иллюстрированная православная энциклопедия” Изд-во “Эксмо”, 1988.
- Даль В. Пословицы русского народа.
- Детский православный календарь “ Ерорушка”.СПб 2011 г.
- Круглый год // Сост. Некрылова. М..,1989 г.
- Кудрявцев В.Ф. Детские игры и песенки. Н.Н., 1871 г.
- М.Межиева “Праздники на Руси” Изд-во “Белый город”, 2009.
- Максимов С.В. Крылатые слова. // Собр. Соч. В 20-ти томах. СПб,1909 г., Том 15.
- Науменко Г.М. Радуга-дуга М., 1976 г.
- Науменко Г.М. Солнышко, покажись! Красное, снарядись! М., 1977 г.
- Русская народная поэзия. Лирическая поэзия. Сост. А.А. Горелова Л., 1984 г.
- Русские народные песни. Сост. А.Н. Розова Л., 1988 г.
- Русские народные сказки. Сост. О.Б. Алексеевой М., 1988 г. Т.1,2.
- Рыбникова М.А. Русские пословицы и поговорки. М.. 1961 г.
- Сахаров И.П. Сказания русского народа. Праздники и обычаи. СПб., 1885 г.
- Частушки. Сост. Л.А. Астафьевой. М., 1987 г.
Литература для родителей.
- Аникин В.П. Русские народные пословицы и поговорки. Загадки и детский фольклор. М., 1957 г.
- Аникин В.П. К мудрости ступенька. М.,1988 г.
- Белкин А. Русские скоморохи. 1975 г.
- Бурцев А.Е. Народный календарь примет, обычаев и поверий на Руси. СПб., 1911 г.
- Иллюстров И.И. Жизнь русского народа в его пословицах и поговорках. СПб., 1910 г.
- Миронов В. 12 месяцев года, 1987 г., №№ 1–12.
- Степанов Н.П. Народные праздники на святой Руси. СПб., 1899 г.
- Терещенко А. Быт русского народа. М.. 1973 г.
- Традиционные обряды и обрядовый фольклор русских. Солст. Шаповалова Г.Г., Лавреньевой Л.С., 1985 г.
Интернет ресурсы:
- детский катехизис в рассказах
- http://www.orthedu.ru/katehizis/index.html
- основы православной культуры (презентации)
- http://orthgymn.ru/opk/ opk.pdf
- коллекция образовательных ресурсов
- http://school-collection.edu.ru/
- http://www.rusvolya.ru/prazdniki
- www.kultura-portal.ru
- <>www.pascha.ru
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Пасха