Цели урока:
- Образовательные – повторение и обобщение изученного материала по теме; проверить уровень знаний учащихся; способствовать реализации полученных знаний при выполнении заданий различного уровня сложности.
- Развивающие – развитие познавательной активности учащихся, логического мышления.
- Воспитательные – формирование учащихся чувства взаимоответственности и самоутверждения, самооценки, мобильности, умения общаться.
Тип урока: зачет – соревнование.
Методы обучения: опрос по вопросам, решение познавательных задач, дидактическая игра, решение текстовых заданий.
Форма организации деятельности учащихся на уроке: игра “Счастливый случай”.
Оборудование: “Лист учета знаний” у каждой команды, компьютеры, рабочие тетради, карточки с заданиями, карточки с правильными ответами №1 и №2, линейки, карандаши, доска.
План урока
- Оргмомент (2 мин.)
- 1-й тур “ Дальше, дальше…” (8 мин.)
- 2-й тур “Спешите решить и изоюразить” (10 мин.)
- 3-й тур “Черная лошадка” (5 мин.)
- 4-й тур “Гонка за лидером” (17 мин.)
- Итоги урока (3 мин.)
Ход урока
1. Организационный момент.
Класс делится на 4 команды, выбирается капитан (до начала занятия). Команды садятся за столы с компьютерами. Перед каждой командой лежит “Лист учета знаний”, в котором капитан напротив фамилии участника ставит знак “+” в случае правильного ответа.
По итогам каждого тура подсчитывается знак “+” и в строке “всего” ставится их общекомандное количество. В строке напротив фамилии суммируются знаки “+”, поэтому можно выставить оценку каждому ученику за работу на уроке.
Лист учета знаний.
№ | Фамилия Имя |
Туры | Сумма “+” | Оценка за урок | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
1 2 3 4 5 |
|||||||
Всего |
2.
I тур “Дальше, дальше…”
Этот тур индивидуальный, т.е. каждый учащийся пишет ответы в своей тетради. Время выполнения задания 8 мин. По окончании его учитель зачитывает ответы. Учащиеся у себя в тетрадях обводят правильный ответ в кружок и подчитывают количество кружков, и каждый получает оценку за этот этап. Капитаны команд подчитывают средний балл и сообщают преподавателю, который заносится в табло.
(Заранее подготовить рисунок на экране компьютера.)
Вопросы.
- Что называется секущей для графика функции y = f(x)? (Прямая проведенная через точки М и М0 графика функции y = f(x).)
- Какая прямая называется касательной к графику функции ? (Прямая проходящая через точку М0 и имеющая угловой коэффициент f/(х0)).
- Какая из отмеченных точек является точкой касания? (М0).
- Записать уравнение касательной к графику функции в заданной точке в общем виде. (y = f(x0) + f/(х0)(х-х0)).
- Чему равен угол наклона касательной к графику функции в заданной точке?
(α = arctg k = arctg f/(х0)). - Как найти угловой коэффициент касательной? (k = f/(x0)).
- Известно, что угловой коэффициент касательной к графику функции в точке с абсциссой х0, равен 0,6. Чему равно значение производной в этой точке? (f/(х0) = 0,6).
- Касательная к графику функции f(х) в точке с абсциссой х0 образует с положительным направлением оси угол 450. Найдите f/(х0) (f/(х0) = tg450 = 1).
II тур “Спешите решить и изобразить”.
Каждая команда получает карточку с заданием. Первая и третья команда получают одинаковые карточки, вторая и четвертая – тоже. Это задание на скорость, и выполняется на отдельных листочках. Время 10 мин. Команда, первой выполнившая задание получает 1 дополнительный балл. За правильное выполнение задания команда получает 3 балла.
1-я карточка.
К графику функции проведены две параллельные касательные, одна из которых проходит через точку графика с абсциссой х0=-1. Найдите абсциссу точки, в которой другая касательная касается графика данной функции. Составьте уравнение касательной и постройте ее в координатной плоскости.
2-я карточка
К графику функции проведены две параллельные касательные, одна из которых проходит через точку графика с абсциссой х0=1. Найдите абсциссу точки, в которой другая касательная касается графика данной функции.
4. III тур “Черная лошадка”.
На экране компьютера каждой команды появляется 7 заданий.
Задача команды: вычислить производные, найти правильный ответ и вписать букву – код в таблицу ответов.
Баллы начисляются команде за каждую правильную букву. Время выполнения 5 мин.
Задания:
“Решив эти примеры, вы узнаете как И.Ньютон называл функцию”.
Таблица ответов.
5. IV тур “Гонка за лидером”.
Каждая команда получает карточку. Первая и третья команда получает карточку № 1, вторая и четвертая команды – № 2. В каждой карточке по 5 заданий в форме теста. За каждое верное решение команда получает по 1 баллу. Выбрав правильный ответ на карточке учащиеся должны его отметить “х” в таблице ответов.
1 | 2 | 3 | 4 | |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 |
После выполнения работы капитан проводит сверку с таблицей правильных ответов которая по истечении времени появляется на экране компьютера.
Таблица правильных ответов № 1.
1 | 2 | 3 | 4 | |
1 | Х | |||
2 | Х | |||
3 | Х | |||
4 | Х | |||
5 | Х |
Таблица правильных ответов № 2.
1 | 2 | 3 | 4 | |
1 | Х | |||
2 | Х | |||
3 | Х | |||
4 | Х | |||
5 | Х |
Время выполнения заданий 15 мин.
Карточка № 1.
Найдите уравнение касательной к графику функции f(х) = -х2 – 4х + 2 в точке с абсциссой х0 = -1.
1) у = -2х – 3
2) у = 2х – 1
3) у = -2х + 3
4) у = 2х + 3
Прямая у=2х касается графика функции у = f(х) в точке х0 = -1. Найдите f(-1)
1) 1
2) -2
3) -3
4) 2
В каких точках х касательные к графику функции параллельны оси ох?
1) 2; -2
2) 3; -3
3)
4) 0;-1
Касательная, проведенная к графику функции у = х3 – х в точке с абсциссой х = 0, параллельна прямой
1) у = 7 – х
2) у = х – 7
3) у = 2х – 7
4) у =
Найдите тангенс угла наклона касательной к графику функции у = 3х2 – 5х в точке с абсциссой х0 = 2
1) 0,83
2) 2
3) 3
4) 7
Карточка № 2.
Напашите уравнение касательной к графику функции f(х) = -х2 + 6х + 8 в точке с абсциссой х0 = -2
1) у = 2х – 6
2) у = 10х + 12
3) у = 4х + 8
4) у = -10х + 8
Прямая у = -х + 3 касается графика функции у = g(х) в точке х0 = -2. Найдите g(-2)
1) 1
2) 3
3) 5
4) -3
В каких точках касательные к графику функции параллельны оси ох?
1) 0; 2; -2
2) 4; 2
3) 0; 4; -4
4) 1; 4
Найдите угол наклона касательной, проведенной к графику функции у = х3 – 3х2 + х в точке (-2; 2)
1) 300
2) 450
3) 600
4) 1350
Угловой коэффициент касательной, проведенной к графику функции у = cos x – sin x в точке с абсциссой х = П, равен:
1) -1
2)
3) -
4) 1
6. Подведение итогов.
Капитаны подсчитывают количество “+” каждого ученика. На табло подсчитываются баллы, полученные каждой командой, распределяются места, выставляются оценки за работу на уроке каждому ученику. Каждая команда должна ответить на следующие вопросы:
- Какие цели были достигнуты на этом уроке?
- Что вам понравилось в зачете такого рода?
- Что Вам понравилось и что бы вы изменили?