Общие сведения о сечениях

Разделы: Технология


Цели урока:

Образовательные: Ознакомить обучающихся с сечением как изображением, применяемым в практике при выполнении технических чертежей.

Развивающие: Развитие логического мышления, пространственных представлений обучающихся.

Учебные пособия, принадлежности и материалы:

  • для  учителя — чертежные инструменты. Презентация PowerPoint  "Сечения".   Модели для демонстрации способов сечений;
  • для обучающихся — рабочая тетрадь, учебник: А.Д.Ботвинников В.Н.Виноградов И.С.Вышнепольский Черчение “ Издательство Астрель” 2012 г. и чертежные инструменты.

Ход урока

I. Организационная часть.

II. Актуализация знаний.

Стадия вызова:

Мы начинаем изучать один из самых известных разделов графики — “Сечения и разрезы”. Но сначала давайте вспомним... сказку “Маленький принц”. Помните, какую картинку (первую в своей жизни) нарисовал в детстве Экзюпери? Посмотрите на него, что там изображено?

Как ни странно все думают, что это шляпа. Но на самом деле это был удав, проглотивший слона. Чтобы другие это поняли, юный художник выразился конкретнее и нарисовал второй рисунок. Он был уверен, что теперь-то все поймут, так как он объяснил взрослым свою картинку не только снаружи, но и изнутри (слайд №2)

Вопрос: Как же это удалось шестилетнему художнику — будущему знаменитому писателю и летчику?

Обучающиеся делают вывод: “Он мысленно разрезал удава-шляпу и показал, что содержится внутри”.

III. Изучение нового материала (слайд №3)

  • Обучающиеся отвечают на вопросы:

– Форма изображенной на рисунке детали в целом цилиндрическая, ступенчатая. Можем ли мы по этому чертежу судить о форме каждого элемента детали? Очевидно, нет.

– Не можем, например, сказать, как расположена поверхность, выделенная тонкими пересекающимися линиями, спереди или по обе стороны валика.

– Окружность, расположенная правее, является изображением отверстия или выступа? Если отверстия, то сквозного или нет?

– Чем является изображенный на правом конце детали элемент? Выступ это или впадина? Если впадина, то какой глубины?

  • Какую форму имеет показанное штриховой линией углубление?

Сечения как способ выявления поперечной формы предмета (слайд №4).

Стадия осмысления:

  • Обучающиеся записывают определение, Что называется сечением  (слайд №5).
  • Поперечная форма средней части детали выявлена с помощью секущей плоскости А. Фигура сечения – выделена цветом. Фигуру сечения на чертеже выделяют штриховкой, которую наносят тонкими линиями под углом 45 ? (слайд № 6).
  • Получение сечения (слайд № 7).
  • Правила выполнения сечения (слайд № 8).
  • Обучающиеся выясняют, что по построению и расположению сечение должно соответствовать направлению, указанному стрелками
  • Совмещение сечения с плоскостью чертежа (слайд № 9)
  • Расположение сечений. Обучающиеся определяют, что по расположению на чертеже сечения разделяют на вынесенные и наложенные. Вынесенные располагают вне контура изображения детали на любом месте поля чертежа, наложенные – непосредственно на видах. Вынесенные сечения обводятся сплошной основной линией, наложенные – сплошной тонкой линией (слайд № 10)
  • Обозначение сечений. Чтобы показать, в каком месте проходит секущая плоскость, ее обозначают. Если сечение вынесенное, то, как правило, проводят разомкнутую линию. Стрелками указывают направление взгляда. С внешней стороны стрелок наносят одинаковые прописные буквы русского алфавита. Над сечением пишут те же буквы через тире (слайд № 11).
  • Если сечение представляет собой симметричную фигуру и расположено на продолжении линии сечения (штрихпунктирной), то стрелок и букв не наносят (слайд № 12).
  • Наложенное сечение обычно не обозначают. Только в том случае, когда оно представляет собой несимметричную фигуру, проводят штрихи разомкнутой линии и стрелки, но буквы не наносят. Некоторые размеры элементов деталей удобней наносить на сечениях (слайд № 13).
  • Обучающиеся ещё раз рассматривают пример построения сечений на наглядном изображении (слайд № 20,21,22).
  • Обучающиеся определяют, как выглядит фигура сечения на наглядном изображении (изображение секущей плоскости на чертеже) (слайд №14).
  • Рассмотрим алгоритм построения сечения (слайд №15).
  • Фигуры сечения А-А,Б-Б,В-В,Г-Г выносят за пределы изображения детали (слайд №16).
  • Обучающиеся должны проанализировать форму детали и определите местоположение фигур сечений (слайд №17)

Стадия рефлексии:

  • Обучающиеся проверяют усвоение нового материала, отвечая на вопросы (слайд № 18,19)

Обучающиеся выполняют в рабочей тетради (слайд №20,21)

IV. Домашнее задание.

  • изучить § 20-22 и ответить на вопросы к параграфу.
  • в рабочей тетради выполнить упр. № 46.

Список используемых источников и литературы

  1. Ботвинников, А.Д. ЧЕРЧЕНИЕ: Учеб. для общеобразовательных учреждений. – М.: АСТ: Астрель, 2012г. – 223с.
  2. Цыганов М.В. ЧЕРЧЕНИЕ. 7 кл. ПОУРОЧНЫЕ ПЛАНЫ ПО УЧЕБНИКУ, Ботвинников, А.Д. – Волгоград; Учитель – АСТ,2004. – 112с.
  3. Н.Г.Преображенская Сечения и разрезы на уроках черчения в школе.М. “Просвещение”1986. – 158 с.

Презентация