Сказка – это ответ всё испытавшей
древности на вопросы вступающей в мир детской
души.
Философ И.Ильин
Важная сторона географического образования связана с механизмом передачи и обретения знаний. Сегодня на фоне низкого уровня начитанности обучающихся, ограниченности читательского опыта всё интенсивнее идёт поиск эффективных способов организации уроков географии. Урок географии должен воспитывать у обучающихся большую потребность в чтении научной, приключенческой, дополнительной литературы. Урок географии должен заставлять их обращаться к “народной мудрости”, которая не имеет срока давности.
Долг и цель учителя географии – раскрыть уникальность географического образования, показать неоценимое прикладное значение в воспитании заботливого хозяина, разумного потребителя природных богатств своей страны.
Использование фрагментов русской народной сказки на уроках географии способствует развитию коммуникативной культуры, развивает познавательный интерес к учебному предмету, заставляет обращаться к положительному эмоциональному опыту из детства, способствует более прочному усвоению знаний, создаёт ситуацию успеха.
У каждого народа свои сказки. Каждая из них своеобразна, отражает в себе природные условия, историю, национальные традиции, особенности народного характера.
В 8-м классе в теме “Атмосферная циркуляция” изучаем циклоны и антициклоны. Обучающиеся не всегда видят разницу между ними. Для большей иллюстративности антициклона я использую следующий отрывок из русской народной сказки “Лисичка – сестричка и Серый волк”:
“Отыскал волк на реке прорубь, сунул туда хвост, сидит и бормочет:
– Ловись, рыбка, большая и маленькая! Нет, лучше ловись большая, да и побольше!
А Лисица прибежала, стала бегать вокруг да приговаривать:
– Ясни, ясни на небе звезды! Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!
– Что ты говоришь? – забеспокоился Волк.
– То же, что и ты, куманёк: "Ловись рыбка, большая и маленькая!"”
Зимой антициклон приносит похолодание, идёт сильное выхолаживание территории. Длинной зимней ночью на безоблачном небе отчётливо видны звёзды, усиливается мороз и … “замерзает волчий хвост”.
В древние времена человек ощущал свою полную зависимость от мира природы, поклонялся её главным силам. В русской народной сказке “Мороз, Солнце и Ветер” учтены климатические особенности России. В силе и важности соревнуются природные явления: солнце, ветер и мороз. Полностью сказку зачитываю при изучении темы “Давление и ветер” в 6 классе. Особое внимание обращаю на вторую часть сказки.
“…Послушай, приятель, реши ты наш спор, скажи, кому ты из нас на особицу поклонился? А старик и говорит: Ветру. Кому ж, как не ему! Доволен Ветер. – Ну, что? – посмеивается. – Чья взяла?! И в ус себе тихонько дует. -Ладно же, говорит Солнце, – я тебя, старик, словно рака испеку. Будешь ты меня помнить! – А ничего ты ему не сделаешь! – говорит ветер, Я как повею, сразу холодком потянет. –Ну так я его, голубчика, как сосульку заморожу! – кричит Мороз. – Не пугай, говорит Ветер Морозу,– не буду я поддувать, так ничего ты со своей силой не сделаешь. Уж это дело известное – и мороз не мороз, когда ветра нет. Вот потому – то мне и почёту больше всех больше.”
После прослушивания задаю вопросы:
– Что такое “ветер”?
– Какое влияние на погоду в разные времена года оказывает ветер?
– При какой температуре воздуха можно получить обморожение в ветреную погоду?
– Почему старик поклонился Ветру?
При изучении атмосферы зачитываю отрывок из сказки про Иван-царевича. Вот мчится Иван – царевич на своём быстром и могучем коне: “Конь бежит, земля дрожит. Из ноздрей пламя пышет, из ушей дым валит, следом горячие головешки летят”.
– Какие стихии изображены в могучем коне? (гром, молния и ветер)
– Как в сказке описана картина грозы?
Обращаюсь к русской народной сказке и при изучении географической оболочки Земли в 6-м классе. Русскую народную сказку “Летучий корабль” обучающиеся читают дома, перед уроком. После того, как сформировано понятие “природный комплекс” задаю вопросы:
- Назовите природный комплекс, в который отправился Дурень. (Лес)
- Природные компоненты, из которых состоит природный комплекс: горные породы, воздух, вода, растения и животные, почвы. Назовите растительность, птиц, животных данного ПК, которые упоминаются в сказке. (Растительность – сосна, дуб; птицы – тетерев, сокол; животные – волк)
- Назовите природные комплексы, над которыми пролетал корабль. (Над лесами, над полями, над реками, над озером)
- Какой природный комплекс изменен человеком? (Поле)
- “– Да я и одного хлеба за день не съем.” Что значат слова Дурня?
(Видимо каравай был очень большой. Чтобы он пропёкся в печи нужно много дров. Их много там, где растёт лес. В России традиционно пекли большие караваи, а в странах, где мало или совсем нет древесной растительности, пекут тонкие лепёшки.)
В законе “Об образовании” сказано, что обучение и воспитание это единый процесс. Поэтому нужно обращать внимание на нравственную основу любой сказки. Работая с этой сказкой важно подчеркнуть, что Дурень получает помощь за свою доброту, энергичность, трудолюбие. Для того чтобы добиться цели, ему приходится приложить усилия, где то измениться самому, стать более уверенным. Сказка показывает нелёгкий путь победы добра над злом и тем самым формирует представление, каким должен быть человек и его поступки.
Особенно привлекательны сказки с географическими названиями. На уроках географии самостоятельная работа обучающихся представлена как работа с географической картой и планом местности, со статистическим материалом, периодическими изданиями. Такая работа не носит ярко выраженного творческого элемента. Включение географической сказки в урок поможет контролировать уровень усвоения и понимание темы по географии. Например, при изучении темы “Наши реки” в 8 классе использую сказку “Вазуза и Волга” при закреплении изученного на уроке материала.
– У Волги много притоков. Как меняется направление Волги от г. Зубцова, где она “догнала” Вазузу? (Приняв Вазузу Волга делает крутой поворот на северо-восток)
– Чем обусловлен “рисунок ” Волги и её притоков? (особенностями рельефа местности, по которой она протекает, особенностями климата)
– Как сейчас называется море Хвалынское, куда несут свои воды Волга и Вазуза? (Каспийское) Какие города на Волге “меняли” свои названия? (Тверь, Волгоград, Нижний Новгород)
– Чем обусловлен небольшой головой сток у реки Волги?
(Коэффициент увлажнения в нижнем течении Волги меньше 1).
Такая работа позволяет закрепить в памяти зрительный образ рек и оживляет географическую номенклатуру.
Читаем сказку “Никита Кожемяка” и легко находим Киев, Чёрное море. А что это за борозда сажени в две высотою и почему её не пашут мужики?
А какой физико-географический объект спрятался в русской народной сказке “Неосторожное слово”?
Самая известная русская народная сказка “Колобок”. В 8, 9-х классах при изучении природных зон и экономических районов задаю вопросы:
– В какой природной зоне развиваются события русской народной сказки “Колобок”? (Лесная зона)
– Почему вы так считаете? (Животные, которые встретились колобку распространены в лесной зоне: медведь, заяц, волк, лиса)
– В своей песне колобок пел: “… по амбару метён, по сусекам скребён, на сметане мешан”. Почему колобок гордился тем, что замешан на сметане? (В лесной зоне много сочной травы, что является хорошей кормовой базой для молочного и молочно – мясного скотоводства. Из молока получают сливки, из которых после сквашивания получают сметану. Сметана – национальный продукт питания и использование его в выпечке говорит о достатке хозяев.
Опять же, пропечь большой кусок теста можно было только в русской печи, которая топилась дровами.
Работая с русской народной сказкой на уроке географии обучающиеся “открывают для себя Америку”, то есть самостоятельно подходят к ответам на многие вопросы и лучше запоминают географические термины и понятия, учатся устанавливать причинно – следственные связи, учатся сопоставлять события и делать выводы.
Русская народная сказка даёт ответ на вопрос, как приспособился человек к жизни в условиях умеренного климата, в зоне лесов. Она учит трудолюбию и бережному отношению ко всему, что создано трудом. Чтобы выжить в суровых условиях, человеку приходилось постоянно усовершенствовать жилище, вырубать лес под поле, выращивать зерновые и овощные культуры. Считаю, что, несмотря на стремительное внедрение компьютерных технологий в образовательный процесс, в русской народной сказке заложен огромный воспитательный и познавательный потенциал и использование её наряду с современными формами, методами и технологиями просто необходимо.