1-й уровень
I. Ответь на вопросы.
1. Изменение окончаний имен существительных по вопросам называют изменением по _____________, или _____________ .
2. К 1 скл. относятся имена существительные _____ и ______ рода с окончаниями __, __ . Например: ___________, ______________.
Ко 2 скл. относятся существительные _________ рода с окончаниями ___, ___, и __________ рода без окончания.
Например: ___________, ______________, _____________.
К 3 скл. относятся существительные _____________ рода с ______________ на конце.
Например: ___________, ______________, _____________.
3. Существительное в именительном падеже в предложении является _________________.
4. Подчеркни грамматическую основу. Укажи падежи существительных.
Дождь стучал по крыше дома.
5. Чтобы определить падеж у имени существительного в предложении надо найти __________, от которого ______________ это существительное и поставить от него ______________.
6. Определи падежи имен существительных.
Над лесом пролетел самолет.
7. Чтобы правильно написать безударное окончание существительного, надо:
1) определить ____________
2) определить ____________
3) вспомнить ____________ существительного этого склонения в нужном падеже.
4) подставить проверочное слово нужного _____________.
8. Безударное падежное окончание проверяется словом с ударным окончанием.
1 скл.: ________________
2 скл.: ________________
3 скл: ________________
II. Укажи склонения имен существительных:
Местность, каравай, овца, дрозд, капель, собака, медведь, решето, площадь, площадка, лошадь, лошадка, Ваня, Иван, вишня, король, падеж, число, печь, мышь, молодежь.
III. Просклоняй имена существительные: тетя, брат, роль.
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
IV. Определи падежи имен существительных? выдели грамматическую основу.
Охотник идет в лес ранним утром. Легкий мороз выбелил землю. Не слышно ни шороха в кустах, ни шума в вершинах деревьев.
V. Объясни написание падежных окончаний имен существительных, в скобках написав проверочное слово
гулять в парк… (_____________) подойти к бабушк…(_____________) висел на ветк…(_____________) испугался собак… (_____________) сидеть на кроватк… (_____________) спать в кроват… (_____________) ехать по площад…(_____________) бегать по площадк…(_____________) рос на окошк…(_____________) полз по крыш…(_____________)
VI. Объясни написание падежных окончаний имен существительных, определив склонение и падеж.
Туристы шли от опушк… (_____) леса к деревн… (_____) по тропинк… (_____). На пушистой ветв… (_____) ел… (_____) показалась рыжая белка. Она быстро скрылась в дупл… (_____) старого дерева.
Выдели грамматическую основу во всех предложениях.
2-й уровень
I. Ответь на вопросы.
1. Как изменяются имена существительные?
2. Что называется склонением?
3. Что необходимо сделать, чтобы определить падеж существительного в предложении?
4. Какие существительные относятся к 1 скл., ко 2 скл., 3 скл.? Приведи примеры.
5. Как проверить безударную гласную в окончании существительного? (Какие слова будут проверочными?).
6. Как отличить именительный падеж существительного от винительного?
II. Укажи склонение имен существительных: в местности, с караваем, у овцы, к дрозду, о капели, за собакой, к медведю, в решете, перед площадью, возле площадки, на лошади, за лошадкой, из-за Вани, у Ивана, из вишни, в падеже, перед королем, у числа, в печи, вокруг мыши, до молодежи.
III. Запиши словосочетания, подобрав подходящие по смыслу имена существительные с безударным окончанием. Определи их падеж и склонение.
Окраина ………………., письмо ….................., стакан ………………, голос………………, гнездо………….., варенье из ………………, с ветки ……………….., думать о ……………, остановиться у …………………, подъехать к ………………., гулять по …………………., написать в ……………….., ехать на ……………….., приехал из ……………………, растут на …………….., говорил с …………………, жить в ………………….
IV. Определи падежи у всех имен существительных, выдели грамматическую основу.
В зеленой роще путников встретили веселые голоса птиц. Первый луч солнца осветил верхушки деревьев. Над головой путников по небу плыли легкие облачка.
V. К данным существительным подбери синонимы. Выдели окончания, определи падеж и склонение. С любым именем существительного запиши предложение.
По шоссе – по ……………..., об Отчизне – о ………………..., от ярости – от ……………....., в веселье – в ………………..., из алфавита – из ….…………..., к коню – к ………..……....
_________________________________________
_________________________________________
VI. Объясни написание падежных окончаний имен существительных, определив склонение и падеж.
На склон… (_______) высокой горы в парк… (_______) еще лежит снег. На ел… (_______) и березк…(_______) искрится иней. Весело скользить по поверхност…(_______) горк…(_______) на санках и по глад…(_______) пруда на коньках.
3-й уровень.
I. Выбери верное утверждение.
1. а) Склонением называется изменение окончаний имен существительных по
числам и по вопросам.
б) Склонением называется изменение окончаний имен
существительных по вопросам, изменение по падежам.
2. а) Существительные в именительном падеже являются в предложении главным
членом, никогда не употребляются с предлогом.
б) Существительное в именительном падеже является в
предложении второстепенным членом, могут употребляться с предлогом.
3. а) Существительное в В.п. является в предложении главным членом.
б) Существительное в В.п. является в предложении
второстепенным членом.
II. Расположи правильно алгоритм определения падежа.
– определить падеж
– найти слово
– поставить вопросы
III. Что нужно сделать, чтобы определить склонение существительного в косвенном падеже?
а) Выделить окончание и определить падеж.
б) Поставить в Им.п. и по роду и окончанию определить склонение.
IV. Определи падеж и склонение у существительных с безударными окончаниями. Окончания выдели.
Главное в жизн… (____) – честно служить Отчизн…(____). Чему научишься в молодост…(____), пригодится в старост…(____). Друг познается в опасност…(____). Суди о человек…(____) по его труду. По работ… (____) и мастера узнают. Кто мечтает о побед…(____), тот не думает о смерт…(____). Три вещи проверяются в трех случаях: стойкость в опасност…(____), мудрость в гнев…(____), дружба в нужд…(____).
V. Укажи падеж имен существительных.
Накроет холм пушистый снег. Укутает метель теплой периной куст у дороги. Нарисует цветок на оконном стекле мороз.
VI. Составь и запиши с именами существительными яблоня, сирень, клен три предложения с однородными членами. В первом предложении эти имена существительные употреби в родительном падеже, во втором – в дательном падеже, в третьем – в предложном падеже.
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________