Урок-зачет по теме "Склонение имен существительных". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


1-й уровень

I. Ответь на вопросы.

1. Изменение окончаний имен существительных по вопросам называют изменением по _____________, или _____________ .

2. К 1 скл. относятся имена существительные _____ и ______ рода с окончаниями __, __ . Например: ___________, ______________.

    Ко 2 скл. относятся существительные _________ рода с окончаниями ___, ___, и __________ рода без окончания.

    Например: ___________, ______________, _____________.

    К 3 скл. относятся существительные _____________ рода с ______________ на конце.

    Например: ___________, ______________, _____________.

3. Существительное в именительном падеже в предложении является _________________.

4. Подчеркни грамматическую основу. Укажи падежи существительных.

Дождь стучал по крыше дома.

5. Чтобы определить падеж у имени существительного в предложении надо найти __________, от которого ______________ это существительное и поставить от него ______________.

6. Определи падежи имен существительных.

Над лесом пролетел самолет.

7. Чтобы правильно написать безударное окончание существительного, надо:

1) определить ____________
2) определить ____________
3) вспомнить ____________ существительного этого склонения в нужном падеже.
4) подставить проверочное слово нужного _____________.

8. Безударное падежное окончание проверяется словом с ударным окончанием.

1 скл.: ________________
2 скл.: ________________
3 скл: ________________

II. Укажи склонения имен существительных:

Местность, каравай, овца, дрозд, капель, собака, медведь, решето, площадь, площадка, лошадь, лошадка, Ваня, Иван, вишня, король, падеж, число, печь, мышь, молодежь.

III. Просклоняй имена существительные: тетя, брат, роль.

____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________
____________________________________________

IV. Определи падежи имен существительных? выдели грамматическую основу.

Охотник идет в лес ранним утром. Легкий мороз выбелил землю. Не слышно ни шороха в кустах, ни шума в вершинах деревьев.

V. Объясни написание падежных окончаний имен существительных, в скобках написав проверочное слово

гулять в парк… (_____________) подойти к бабушк…(_____________)
висел на ветк…(_____________) испугался собак… (_____________)
сидеть на кроватк… (_____________) спать в кроват… (_____________)
ехать по площад…(_____________) бегать по площадк…(_____________)
рос на окошк…(_____________) полз по крыш…(_____________)

VI. Объясни написание падежных окончаний имен существительных, определив склонение и падеж.

Туристы шли от опушк… (_____) леса к деревн… (_____) по тропинк… (_____). На пушистой ветв… (_____) ел… (_____) показалась рыжая белка. Она быстро скрылась в дупл… (_____) старого дерева.

Выдели грамматическую основу во всех предложениях.

2-й уровень

I. Ответь на вопросы.

1. Как изменяются имена существительные?
2. Что называется склонением?
3. Что необходимо сделать, чтобы определить падеж существительного в предложении?
4. Какие существительные относятся к 1 скл., ко 2 скл., 3 скл.? Приведи примеры.
5. Как проверить безударную гласную в окончании существительного? (Какие слова будут проверочными?).
6. Как отличить именительный падеж существительного от винительного?

II. Укажи склонение имен существительных: в местности, с караваем, у овцы, к дрозду, о капели, за собакой, к медведю, в решете, перед площадью, возле площадки, на лошади, за лошадкой, из-за Вани, у Ивана, из вишни, в падеже, перед королем, у числа, в печи, вокруг мыши, до молодежи.

III. Запиши словосочетания, подобрав подходящие по смыслу имена существительные с безударным окончанием. Определи их падеж и склонение.

Окраина ………………., письмо ….................., стакан ………………, голос………………, гнездо………….., варенье из ………………, с ветки ……………….., думать о ……………, остановиться у …………………, подъехать к ………………., гулять по …………………., написать в ……………….., ехать на ……………….., приехал из ……………………, растут на …………….., говорил с …………………, жить в ………………….

IV. Определи падежи у всех имен существительных, выдели грамматическую основу.

В зеленой роще путников встретили веселые голоса птиц. Первый луч солнца осветил верхушки деревьев. Над головой путников по небу плыли легкие облачка.

V. К данным существительным подбери синонимы. Выдели окончания, определи падеж и склонение. С любым именем существительного запиши предложение.

По шоссе – по ……………..., об Отчизне – о ………………..., от ярости – от ……………....., в веселье – в ………………..., из алфавита – из ….…………..., к коню – к ………..……....

_________________________________________
_________________________________________

VI. Объясни написание падежных окончаний имен существительных, определив склонение и падеж.

На склон… (_______) высокой горы в парк… (_______) еще лежит снег. На ел… (_______) и березк…(_______) искрится иней. Весело скользить по поверхност…(_______) горк…(_______) на санках и по глад…(_______) пруда на коньках.

3-й уровень.

I. Выбери верное утверждение.

1. а) Склонением называется изменение окончаний имен существительных по числам и по вопросам.
    б) Склонением называется изменение окончаний имен существительных по вопросам, изменение по падежам.

2. а) Существительные в именительном падеже являются в предложении главным членом, никогда не употребляются с предлогом.
    б) Существительное в именительном падеже является в предложении второстепенным членом, могут употребляться с предлогом.

3. а) Существительное в В.п. является в предложении главным членом.
    б) Существительное в В.п. является в предложении второстепенным членом.

II. Расположи правильно алгоритм определения падежа.

– определить падеж
– найти слово
– поставить вопросы

III. Что нужно сделать, чтобы определить склонение существительного в косвенном падеже?

а) Выделить окончание и определить падеж.
б) Поставить в Им.п. и по роду и окончанию определить склонение.

IV. Определи падеж и склонение у существительных с безударными окончаниями. Окончания выдели.

Главное в жизн… (____) – честно служить Отчизн…(____). Чему научишься в молодост…(____), пригодится в старост…(____). Друг познается в опасност…(____). Суди о человек…(____) по его труду. По работ… (____) и мастера узнают. Кто мечтает о побед…(____), тот не думает о смерт…(____). Три вещи проверяются в трех случаях: стойкость в опасност…(____), мудрость в гнев…(____), дружба в нужд…(____).

V. Укажи падеж имен существительных.

Накроет холм пушистый снег. Укутает метель теплой периной куст у дороги. Нарисует цветок на оконном стекле мороз.

VI. Составь и запиши с именами существительными яблоня, сирень, клен три предложения с однородными членами. В первом предложении эти имена существительные употреби в родительном падеже, во втором – в дательном падеже, в третьем – в предложном падеже.

_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________

Приложение 1,