Урок литературного чтения "В.А.Осеева "Почему?". Учимся читать, думать, говорить."

Разделы: Начальная школа


“Учимся читать, думать, говорить. Урок литературного чтения В.А. Осеева “Почему?”
УМК “Гармония”

Цель: формирование умения определять главную мысль изучаемого произведения с помощью наблюдений за выразительными средствами, используемыми писателем, на основе знакомства с рассказом В.Осеевой “Почему?”

Задачи:

Образовательные:

  • расширить сведения о жизни и творчестве В. Осеевой и познакомить с её произведением “Почему?”;
  • актуализировать имеющиеся у учащихся знания в связи с изучаемым материалом;

Развивающие:

  • развивать самостоятельное мышление, умение сравнивать, анализировать, речь, память, внимание;
  • расширять кругозор;
  • развивать коммуникативную культуру ребенка и коммуникативную компетентность младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;

Воспитательные:

  • формирование внимания к внутреннему состоянию героя и поступка, вызванного им
  • воспитание чуткого отношения к живой природе
  • обогащение нравственного опыта младших школьников
  • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе.
  • воспитывать гуманное отношение к животным.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • формирование уважительного отношения к иному мнению;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

Регулятивные:

  • осознание значимости чтения для личного развития;
  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; саморегуляция;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

Познавательные:

  • использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
  • умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

Коммуникативные:

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Оборудование для учителя: авторская мультимедийная презентация, проектор, экран, выставка книг В. Осеевой, карточка с названием рассказа “Почему?”.

Для учащихся: учебник “Литературное чтение: любимые страницы: учебник для 3 класса.Ч.1” ( О.В.Кубасова) Смоленск, “Ассоциация XXI век”, Бершанская О.Н., Дегтерева Г.Д. “Моя шкатулка” , Справочник по литературному чтению. – Киров: ООО “Кировская областная типография”, 2010., рабочие листы к уроку, 4 палитры для групповой работы.

Предварительная подготовка: учитель заранее подбирает книги изучаемого писателя, готовит информационно-коммуникативное сопровождение урока.

Используемые сокращения: (л) – личностные, (р) – регулятивные, (к) – коммникативные, (п) – познавательные.

Ход урока

Этап урока Ход урока Формируемые УУД Изображение
1. Самоопределение к деятельности (организационный момент) Учитель: Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

“Доброе утро!” Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам.

– Я хочу сегодня пожелать вам хорошей работы на уроке.

Формирование личностной заинтересованности (л).

Саморегуляция (р).

 
1. Формулирование темы и цели урока. Учитель: Проверим, насколько вы были внимательны на предыдущих уроках литературного чтения.

– Выполним 1-е задание на рабочих листах. (Приложение 1) Прочитайте его.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности (р). Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности (р).

Использование знаково-символических средств представления информации (п).

Слайд 2 (Приложение 2)
  Ученики:

1. Рассмотри обложки. Используя фамилии авторов и иллюстрации, вспомни названия произведений. Подумай, как определить фамилию нового автора.

Ученики: По прочитанным словам я вспомнил названия произведений Н. Носов “Фантазеры” и А. Дорофеев “Укушенные”. Из выделенных букв я составил фамилию нового автора – В.А. Осеева.

Учитель: Назовите первую часть темы урока.

Ученики: В.А Осеева.

Учитель: Впишите фамилию автора в верхний прямоугольник.

Учитель: Чтобы определить вторую часть темы урока, выполним 2-е задание.

Прочитайте его.

У: Впишите название произведения в нижний прямоугольник.

Назовите тему урока полностью.

   
  Ученики: Тема урока “Валентина Александровна Осеева и ее произведение “Почему?””.

Учитель: Отталкиваясь от темы урока, используя опорные слова, поставьте цель на урок.

Цель:

  • расширить сведения о Ж и Т … …;
  • познакомиться с произведением… … “ … ”;
  • учиться ??? … “ … ”.

Ученики:

  • расширить сведения о жизни и творчестве В.А. Осеевой;
  • познакомиться с произведением В.Осеевой “Почему?”;
  • учиться анализировать произведение “Почему?”.
  Слайд 3
Подготовительная работа. Учитель открывает на доске портрет писательницы.

Учитель: Начнем работу над первой частью цели урока.

Информация об авторе

Валентина Александровна Осеева родилась в Киеве в 1902 году.

В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет института, но ее мечта не сбылась. Она начала трудится в трудовой коммуне для беспризорных детей. Оказалось, её настоящее призвание – воспитывать детей.16 лет она проработала воспитательницей с “трудными” детьми в детских домах, помогая вернуть осиротевшим детям радость детства.

Для своих воспитанников она часто сочиняла рассказы, пьесы, сказки, придумывала для них игры. Своим творчеством и личным примером писательница учила детей быть добрыми, честными и благородными.

Учитель: Дополним мой рассказ о В.А. Осеевой, прочитав сведения из рубрики задания № 3 “В гостях у автора” на рабочих листах.

Учитель: Ребята, что вы узнали о В.А. Осеевой из моего рассказа и рубрики “В гостях у автора”?

Формирование уважительного отношения к иному мнению (л).

Умение излагать свое мнение (л).

Активное использование речевых средств (п).

Готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою (к).

Слайд 4

Слайд 5

  Учитель: Молодцы! Первую часть цели мы реализовали.   Слайд 6
Словарная работа. Учитель: В произведении встретятся новые или малознакомые слова, значения которых нужно уточнить. Выполним задание №4.

Учитель: Рассмотрите внимательно запись. Какие слова вы составили?

Ученики: ЧЕРЕПКИ, БРАНИТЬ. (Учитель открывает карточки со словами на доске: ЧЕРЕПКИ, БРАНИТЬСЯ)

Учитель: Как вы их прочитали?

Учитель: Объясните значение слова ЧЕРЕПКИ. (Заслушиваются версии детей.)

Учитель: Уточним значение слова в словаре. Черепки – обломки разбитого глиняного фарфорового изделия.

Учитель: Каково значение слова БРАНИТЬ? Выслушиваются версии детей. (Бранить – резко порицать, ругать)

Развитие этических чувств, доброжелательности (л).

Овладение логическими действиями: установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений (р).

Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач (п).

Слайд 7
Антиципация Учитель: По названию произведения, словам, с которыми мы познакомились, по иллюстрации к произведению на обложке книги, предположите, о чем пойдет речь.

2-3 ученика высказывают свои предположения.

Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками (л).

Использование знаково-символических средств представления информации (п).

 
Первичное чтение учителем. Учитель: Проверим наши предположения. Послушайте произведение В.А.Осеевой “Почему?”.

(Учебники открыты.)

   
Проверка первичного восприятия. Учитель: – О чем это произведение?

– Подтвердились ли ваши предположения?

– Какие чувства вы испытали при прослушивании этого произведения? При ответе можете пользоваться справочником “Моя шкатулка” на странице 2.

Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей (л).

Готовность излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий (к).

 
Анализ произведения. У: Определите жанр произведения. Обоснуйте свой ответ.    
  – Можете пользоваться справочником “Моя шкатулка” на странице 6.

Ученики: Мы познакомились с рассказом.

  • Признаки рассказа
  • Повествование о реальных событиях.
  • Небольшой объём.
  • Немного действующих лиц.

4. Описание одного эпизода.

  Слайды 8-9
Вторичное чтение. – Определите тему рассказа.

Ученики: Этот рассказ о людях и о животных.

   
Учитель: Обозначьте жанр и тему произведения моделью в рамочке в рамочке.

Использование знаково-символических средств представления информации (п). Слайд 10
– Мы реализовали 2-ю часть цели урока, познакомились с произведением В.А.Осеевой “Почему?”

Учитель: Прочитаем рассказ еще раз с дополнительным заданием. При чтении подчеркивайте слова, значения которых вам непонятны.

Учитель: – Объясните значение выражения “отдавали её увеличивать”.

Ученики: Увеличить -сделать большего размера.

– Объясните значение выражения “мурашки пробегали по спине”.

Ученики: МУРАШКИ – пупырышки, появляющиеся на коже от холода, озноба.

   
Учитель: Прочитаем третью часть цели урока. (Будем учиться анализировать произведение “Почему?”)

Учитель: Проанализируем текст, выполнив задание № 5 на листочках. Прочитаем его.

Ученики: Прочитай вопросы. Исправь ошибки. Задай вопросы одноклассникам.

Учитель: чтобы ответить на вопросы, прочитаем первую часть рассказа.

Перечитывание 1 части. Ответы на вопросы.

1)Что однажды случилось с мальчиком?

Мальчик случайно разбил за обедом папину чашку. Маме в этом не сознался, свалил вину на собаку. Из-за этого мама выгнала собаку во двор и запретила ей заходить в дом. После долгих терзаний мальчик сознался в проступке. Бума вернули в дом.

2)Почему мальчик признался маме сразу?

Учитель: Есть ли ошибка в этом вопросе?

Умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев (п). Использование разных видов чтения (п).  
Ученики: Да, есть ошибка. Надо задать вопрос так: Почему мальчик не признался маме сразу?

Ученики: Мальчик сильно испугался. Чашка была папина, а в семье после смерти отца берегли каждую его вещь. Чашка очень была дорога маме и сыну.

3)Как ты думаешь, он обманывал раньше?

Ученики: я думаю, что мальчик раньше никогда не обманывал. Он не встал из-за стола, а “Тихонько сполз”, он понимает, что натворил и встает неуверенно и боязливо.

Учитель добавляет на доску карточку со словами “ТИХОНЬКО СПОЛЗ”

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою (к). Слайд 11
Учитель: Как выглядел в этот момент мальчик? Зачитайте этот отрывок.

Читают со слов: “Послышался звон……” до слов “Он немножко подпрыгнул и …лапами…”

Учитель добавляет карточки: “Колени у меня дрожали, язык заплетался”, “Уши мои горели”

4)Как автор относится к своему герою? Докажи словами текста.

Ответы детей.

Учитель: Валентина Осеева жалеет мальчика. Если бы она хотела показать главного героя ловким обманщиком и предателем, то она не стала бы подробно рассказывать, как выглядел мальчик, какие чувства испытывал в этот момент.

Активное использование речевых средств (п).

Формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (л).

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения (р).

 
5) Как ты думаешь, мама догадалась, кто разбил блюдце?

Ученики: В этом вопросе есть ошибка. Мальчик разбил чашку, поэтому вопрос будет таким:

Как ты думаешь, мама догадалась, кто разбил чашку?

Ответы детей.

Учитель: Взрослые всегда могут догадываться, что их обманывают. Она знает, что чашку разбил сын. Это понятно по ее внешнему виду.

Учитель: Найдите в тексте, как автор описывает внешность мамы в этот момент.

Ученики читают отрывок со слов “Лицо у мамы потемнело….. до слов “Я молчал”.

Учитель добавляет карточки на доску “лицо потемнело”, “глаза смотрели поверх стола в одну точку”, “присев к столу она о чем-то задумалась”, “лицо стало розовым, даже шея и уши её порозовели”.

   
Учитель: Почему мама не показала, что догадалась, кто разбил чашку?

Ответы детей.

6) Пыталась ли мама помочь сыну сказать правду?

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения (р).  
Ученики: Мама пыталась помочь сыну сказать правду. Дважды она спросила его: “Ты очень испугался?”, а потом: “Если ты … нечаянно”…

7) Легко ли было маме принять решение, что Бим будет жить в будке?

Учитель: Кто нашел ошибку в этом вопросе?

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности (р). Слайд 12
Ученики: Легко ли было маме принять решение, что Бум будет жить в будке?

Ученики: Маме тяжело принять такое решение, Этим решением мама ставит сына перед выбором. Маме нелегко, она очень любит собаку, Бума тоже любил отец, которого пес так и не дождался.

8) Зачем автор приводит описание природы?

Ученики: Автор с помощью описания природы перед грозой передает чувства мальчика в этот момент, его переживания.

9) Какие краски В. Осеева использует для этого?

Ученики: Валентина Осеева использует темные тона: серые, черные, темно-синие.

Готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою (к).  
10) Какие чувства испытывает мальчик во время грозы?

Учитель: При ответе можете пользоваться справочником “Секреты литературы” на стр. 2.

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками (л).  
Ученики: Мальчик испытывает тревогу, страх, переживание, мучение совести и т.д.

Учитель: Как об этом пишет автор?

Учитель добавляет на доску слова:

  • “на сердце тяжело”,
  • “мурашки пробегали по спине”,
  • “вина становилась больше”,
  • “кусал ногти”,
  • “не мог ни на что решиться”,
  • “утыкался лицом в подушку”

11) Какие краски выберете, чтобы изобразить душевное состояние главного героя?

Учитель: При ответе можете пользоваться цветовыми схемами справочника “Моя шкатулка” на стр. 3.

Ученики: Я бы взяла черную краску (страх), серую (печаль, грусть, тоска), красную (тревога, опасность)

Готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою (к).

Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии (р)

 
12) Что подтолкнуло мальчика сказать правду маме?

Учитель: Все, что накопилось в природе перед дождем, вырывается наружу. Начинается ливень. Все, что накопилось в душе мальчика, тоже вырывается наружу. Герой признается, что чашку разбил он, а не Бум. Совесть не давала ему покоя.

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения (л). Слайд 13
Творческая работа. Учитель: Прочитаем задание №6.

Учитель: выполнять задание вы будете в группах. Каждая группа получает 2 палитры. (Приложение 3) На одной вы обозначите свое отношение к главному герою в начале рассказа, а на другой – в конце рассказа. При этом подготовьтесь обосновать выбор цвета.

Ученики: Сначала мальчик нам не понравился, потому что по его вине страдал Бум. Отношение к нему в начале рассказа мы обозначили желтым цветом. Нам его было жалко. Красным – потому что мы гневались на него. А теперь я думаю, что у героя сильный характер, потому что он смог сказать маме правду. Мальчик не смог бы жить спокойно, зная, что Буму плохо из-за него. На второй палитре мы обозначили красный цвет. Мы рады, что мальчик сознался маме. Оранжевый – мы им восхищаемся и уважаем. Зеленый – Бум теперь в безопасности.

   
Обобщающее слово учителя. Учитель: Именно совесть, которая живет в сердце человека, подсказывает, как правильно жить и правильно поступать. Я думаю, что в жизни очень важно научиться прислушиваться к голосу совести.    
Я согласна с вами, ребята. А еще я хочу вам сказать, что каждый человек имеет право на ошибку. Главное, уметь вовремя найти правильное решение, исправить ее. И еще. Может быть, вернувшись к этому рассказу через некоторое время, вы откроете в нем для себя то, о чем мы сегодня не говорили. Я буду очень рада, если вы поделитесь с нами своими мыслями. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (р). Слайд 14
Самооценка Учитель: Ребята, вернемся к цели урока, поставленной нами в начале урока. Все ли удалось нам реализовать?    
Домашнее задание. У: Дома вы прочитаете рассказ еще раз и выполните задание на выбор.

Прочитаем задание №7* на листочках.

   
7. Выполни задание на выбор:

а) составь характеристику главного героя рассказа “Почему?”, используя вопросительные слова задания №2;

б) дай совет главному герою, используя пословицы;

в) изобрази с помощью рисунка настроение главного героя до признания маме и после признания.

  Слайд 15
Рефлексия. Учитель: Прочитайте пословицы.
  • От человека утаишь, а от совести не утаишь.
  • Нечистая совесть спать не дает.
  • Ошибайся, да сознавайся.
  • Где правда, там и счастье.

– Выберите из них ту, которая выражает, какой урок вы вынесли для себя, познакомившись с произведением В.А.Осеевой “Почему?”.

– Прикрепите рядом с выбранной пословицей собачку (Приложение 4).

У: Молодцы, ребята, спасибо вам за старание!

  Слайд 16

Используемая литература:

  1. Бершанская О.Н., Дегтерева Г.Д. Читая-думаю. 1 кл.: тетрадь по литературному чтению. – 2-е изд., перераб. и доп. – Киров: ООО “Кировская областная типография”, 2010. – 76 с.: илл.
  2. Бершанская О.Н., Дегтерева Г.Д., Кузнецова М.В. Читая-думаю. 2 кл., ч.1: тетрадь по литературному чтению. – Киров: ООО “Кировская областная типография”, 2009.
  3. Бершанская О.Н., Дегтерева Г.Д., Кузнецова М.В. Читая-думаю. 2 кл., ч.2: тетрадь по литературному чтению. // Киров: КОГУЗ “МИАЦ”, 2009. – 80 с.: илл.
  4. Бершанская О.Н., Дегтерева Г.Д. “Моя шкатулка” Справочник по литературному чтению. – Киров: ООО “Кировская областная типография”, 2010.
  5. Рисунок для обложки книги В. Осеевой “Почему?” https://urok.1sept.ru/articles/519248/ (Штейникова Елена Сергеевна)