“Учимся читать, думать, говорить. Урок
литературного чтения В.А. Осеева “Почему?” |
Цель: формирование умения определять главную мысль изучаемого произведения с помощью наблюдений за выразительными средствами, используемыми писателем, на основе знакомства с рассказом В.Осеевой “Почему?”
Задачи:
Образовательные:
- расширить сведения о жизни и творчестве В. Осеевой и познакомить с её произведением “Почему?”;
- актуализировать имеющиеся у учащихся знания в связи с изучаемым материалом;
Развивающие:
- развивать самостоятельное мышление, умение сравнивать, анализировать, речь, память, внимание;
- расширять кругозор;
- развивать коммуникативную культуру ребенка и коммуникативную компетентность младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
Воспитательные:
- формирование внимания к внутреннему состоянию героя и поступка, вызванного им
- воспитание чуткого отношения к живой природе
- обогащение нравственного опыта младших школьников
- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе.
- воспитывать гуманное отношение к животным.
Планируемые результаты:
Личностные:
- формирование уважительного отношения к иному мнению;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Регулятивные:
- осознание значимости чтения для личного развития;
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; саморегуляция;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Познавательные:
- использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
- умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
Коммуникативные:
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Оборудование для учителя: авторская мультимедийная презентация, проектор, экран, выставка книг В. Осеевой, карточка с названием рассказа “Почему?”.
Для учащихся: учебник “Литературное чтение: любимые страницы: учебник для 3 класса.Ч.1” ( О.В.Кубасова) Смоленск, “Ассоциация XXI век”, Бершанская О.Н., Дегтерева Г.Д. “Моя шкатулка” , Справочник по литературному чтению. – Киров: ООО “Кировская областная типография”, 2010., рабочие листы к уроку, 4 палитры для групповой работы.
Предварительная подготовка: учитель заранее подбирает книги изучаемого писателя, готовит информационно-коммуникативное сопровождение урока.
Используемые сокращения: (л) – личностные, (р) – регулятивные, (к) – коммникативные, (п) – познавательные.
Ход урока
Этап урока | Ход урока | Формируемые УУД | Изображение |
1. Самоопределение к деятельности (организационный момент) | Учитель: Придумано кем-то просто
и мудро При встрече здороваться: “Доброе утро!” Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро улыбчивым лицам. – Я хочу сегодня пожелать вам хорошей работы на уроке. |
Формирование личностной
заинтересованности (л).
Саморегуляция (р). |
|
1. Формулирование темы и цели урока. | Учитель: Проверим, насколько вы были
внимательны на предыдущих уроках литературного чтения. – Выполним 1-е задание на рабочих листах. (Приложение 1) Прочитайте его. |
Овладение способностью принимать и
сохранять цели и задачи учебной деятельности (р).
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности (р). Использование знаково-символических средств представления информации (п). |
Слайд 2 (Приложение 2) |
Ученики: 1. Рассмотри обложки. Используя фамилии авторов и иллюстрации, вспомни названия произведений. Подумай, как определить фамилию нового автора.
Ученики: По прочитанным словам я вспомнил названия произведений Н. Носов “Фантазеры” и А. Дорофеев “Укушенные”. Из выделенных букв я составил фамилию нового автора – В.А. Осеева. Учитель: Назовите первую часть темы урока. Ученики: В.А Осеева. Учитель: Впишите фамилию автора в верхний прямоугольник. Учитель: Чтобы определить вторую часть темы урока, выполним 2-е задание. Прочитайте его.
У: Впишите название произведения в нижний прямоугольник. Назовите тему урока полностью. |
|||
Ученики: Тема урока “Валентина
Александровна Осеева и ее произведение “Почему?””. Учитель: Отталкиваясь от темы урока, используя опорные слова, поставьте цель на урок. Цель:
Ученики:
|
Слайд 3 | ||
Подготовительная работа. | Учитель открывает на доске портрет
писательницы. Учитель: Начнем работу над первой частью цели урока. Информация об авторе Валентина Александровна Осеева родилась в Киеве в 1902 году. В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет института, но ее мечта не сбылась. Она начала трудится в трудовой коммуне для беспризорных детей. Оказалось, её настоящее призвание – воспитывать детей.16 лет она проработала воспитательницей с “трудными” детьми в детских домах, помогая вернуть осиротевшим детям радость детства. Для своих воспитанников она часто сочиняла рассказы, пьесы, сказки, придумывала для них игры. Своим творчеством и личным примером писательница учила детей быть добрыми, честными и благородными. Учитель: Дополним мой рассказ о В.А. Осеевой, прочитав сведения из рубрики задания № 3 “В гостях у автора” на рабочих листах. Учитель: Ребята, что вы узнали о В.А. Осеевой из моего рассказа и рубрики “В гостях у автора”? |
Формирование уважительного отношения к
иному мнению (л). Умение излагать свое мнение (л). Активное использование речевых средств (п). Готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою (к). |
Слайд 4 Слайд 5 |
Учитель: Молодцы! Первую часть цели мы реализовали. | Слайд 6 | ||
Словарная работа. | Учитель: В произведении встретятся
новые или малознакомые слова, значения которых нужно уточнить. Выполним
задание №4. Учитель: Рассмотрите внимательно запись. Какие слова вы составили? Ученики: ЧЕРЕПКИ, БРАНИТЬ. (Учитель открывает карточки со словами на доске: ЧЕРЕПКИ, БРАНИТЬСЯ) Учитель: Как вы их прочитали? Учитель: Объясните значение слова ЧЕРЕПКИ. (Заслушиваются версии детей.) Учитель: Уточним значение слова в словаре. Черепки – обломки разбитого глиняного фарфорового изделия. Учитель: Каково значение слова БРАНИТЬ? Выслушиваются версии детей. (Бранить – резко порицать, ругать) |
Развитие этических чувств,
доброжелательности (л). Овладение логическими действиями: установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений (р). Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач (п). |
Слайд 7 |
Антиципация | Учитель: По названию произведения,
словам, с которыми мы познакомились, по иллюстрации к произведению на
обложке книги, предположите, о чем пойдет речь. 2-3 ученика высказывают свои предположения. |
Развитие навыков сотрудничества с
взрослыми и сверстниками (л). Использование знаково-символических средств представления информации (п). |
|
Первичное чтение учителем. | Учитель: Проверим наши предположения.
Послушайте произведение В.А.Осеевой “Почему?”.
(Учебники открыты.) |
||
Проверка первичного восприятия. | Учитель: – О чем это произведение? – Подтвердились ли ваши предположения? – Какие чувства вы испытали при прослушивании этого произведения? При ответе можете пользоваться справочником “Моя шкатулка” на странице 2. |
Развитие доброжелательности и
эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей (л). Готовность излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий (к). |
|
Анализ произведения. | У: Определите жанр произведения. Обоснуйте свой ответ. | ||
– Можете пользоваться справочником “Моя
шкатулка” на странице 6. Ученики: Мы познакомились с рассказом.
4. Описание одного эпизода. |
Слайды 8-9 | ||
Вторичное чтение. | – Определите тему рассказа.
Ученики: Этот рассказ о людях и о животных. |
||
Учитель: Обозначьте жанр и тему
произведения моделью в рамочке в рамочке.
|
Использование знаково-символических средств представления информации (п). | Слайд 10 | |
– Мы реализовали 2-ю часть цели урока,
познакомились с произведением В.А.Осеевой “Почему?” Учитель: Прочитаем рассказ еще раз с дополнительным заданием. При чтении подчеркивайте слова, значения которых вам непонятны. Учитель: – Объясните значение выражения “отдавали её увеличивать”. Ученики: Увеличить -сделать большего размера. – Объясните значение выражения “мурашки пробегали по спине”. Ученики: МУРАШКИ – пупырышки, появляющиеся на коже от холода, озноба. |
|||
Учитель: Прочитаем третью часть цели
урока. (Будем учиться анализировать произведение “Почему?”) Учитель: Проанализируем текст, выполнив задание № 5 на листочках. Прочитаем его. Ученики: Прочитай вопросы. Исправь ошибки. Задай вопросы одноклассникам. Учитель: чтобы ответить на вопросы, прочитаем первую часть рассказа. Перечитывание 1 части. Ответы на вопросы. 1)Что однажды случилось с мальчиком? Мальчик случайно разбил за обедом папину чашку. Маме в этом не сознался, свалил вину на собаку. Из-за этого мама выгнала собаку во двор и запретила ей заходить в дом. После долгих терзаний мальчик сознался в проступке. Бума вернули в дом. 2)Почему мальчик признался маме сразу? Учитель: Есть ли ошибка в этом вопросе? |
Умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев (п). Использование разных видов чтения (п). | ||
Ученики: Да, есть ошибка. Надо задать
вопрос так: Почему мальчик не признался маме сразу? Ученики: Мальчик сильно испугался. Чашка была папина, а в семье после смерти отца берегли каждую его вещь. Чашка очень была дорога маме и сыну. 3)Как ты думаешь, он обманывал раньше? Ученики: я думаю, что мальчик раньше никогда не обманывал. Он не встал из-за стола, а “Тихонько сполз”, он понимает, что натворил и встает неуверенно и боязливо. Учитель добавляет на доску карточку со словами “ТИХОНЬКО СПОЛЗ” |
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою (к). | Слайд 11 | |
Учитель: Как выглядел в этот момент
мальчик? Зачитайте этот отрывок. Читают со слов: “Послышался звон……” до слов “Он немножко подпрыгнул и …лапами…” Учитель добавляет карточки: “Колени у меня дрожали, язык заплетался”, “Уши мои горели” 4)Как автор относится к своему герою? Докажи словами текста. Ответы детей. Учитель: Валентина Осеева жалеет мальчика. Если бы она хотела показать главного героя ловким обманщиком и предателем, то она не стала бы подробно рассказывать, как выглядел мальчик, какие чувства испытывал в этот момент. |
Активное использование речевых средств
(п). Формирование умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей (л). Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения (р). |
||
5) Как ты думаешь, мама догадалась, кто
разбил блюдце? Ученики: В этом вопросе есть ошибка. Мальчик разбил чашку, поэтому вопрос будет таким: Как ты думаешь, мама догадалась, кто разбил чашку? Ответы детей. Учитель: Взрослые всегда могут догадываться, что их обманывают. Она знает, что чашку разбил сын. Это понятно по ее внешнему виду. Учитель: Найдите в тексте, как автор описывает внешность мамы в этот момент. Ученики читают отрывок со слов “Лицо у мамы потемнело….. до слов “Я молчал”. Учитель добавляет карточки на доску “лицо потемнело”, “глаза смотрели поверх стола в одну точку”, “присев к столу она о чем-то задумалась”, “лицо стало розовым, даже шея и уши её порозовели”. |
|||
Учитель: Почему мама не показала, что
догадалась, кто разбил чашку?
Ответы детей. 6) Пыталась ли мама помочь сыну сказать правду? |
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения (р). | ||
Ученики: Мама пыталась помочь сыну
сказать правду. Дважды она спросила его: “Ты очень испугался?”, а потом:
“Если ты … нечаянно”…
7) Легко ли было маме принять решение, что Бим будет жить в будке? Учитель: Кто нашел ошибку в этом вопросе? |
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности (р). | Слайд 12 | |
Ученики: Легко ли было маме принять
решение, что Бум будет жить в будке? Ученики: Маме тяжело принять такое решение, Этим решением мама ставит сына перед выбором. Маме нелегко, она очень любит собаку, Бума тоже любил отец, которого пес так и не дождался. 8) Зачем автор приводит описание природы? Ученики: Автор с помощью описания природы перед грозой передает чувства мальчика в этот момент, его переживания. 9) Какие краски В. Осеева использует для этого? Ученики: Валентина Осеева использует темные тона: серые, черные, темно-синие. |
Готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою (к). | ||
10) Какие чувства испытывает мальчик во
время грозы? Учитель: При ответе можете пользоваться справочником “Секреты литературы” на стр. 2. |
Развитие навыков сотрудничества со сверстниками (л). | ||
Ученики: Мальчик испытывает тревогу,
страх, переживание, мучение совести и т.д.
Учитель: Как об этом пишет автор? Учитель добавляет на доску слова:
11) Какие краски выберете, чтобы изобразить душевное состояние главного героя? Учитель: При ответе можете пользоваться цветовыми схемами справочника “Моя шкатулка” на стр. 3. Ученики: Я бы взяла черную краску (страх), серую (печаль, грусть, тоска), красную (тревога, опасность) |
Готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою
(к). Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии (р) |
||
12) Что подтолкнуло мальчика сказать
правду маме?
Учитель: Все, что накопилось в природе перед дождем, вырывается наружу. Начинается ливень. Все, что накопилось в душе мальчика, тоже вырывается наружу. Герой признается, что чашку разбил он, а не Бум. Совесть не давала ему покоя. |
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения (л). | Слайд 13 | |
Творческая работа. | Учитель: Прочитаем задание №6. Учитель: выполнять задание вы будете в группах. Каждая группа получает 2 палитры. (Приложение 3) На одной вы обозначите свое отношение к главному герою в начале рассказа, а на другой – в конце рассказа. При этом подготовьтесь обосновать выбор цвета. Ученики: Сначала мальчик нам не понравился, потому что по его вине страдал Бум. Отношение к нему в начале рассказа мы обозначили желтым цветом. Нам его было жалко. Красным – потому что мы гневались на него. А теперь я думаю, что у героя сильный характер, потому что он смог сказать маме правду. Мальчик не смог бы жить спокойно, зная, что Буму плохо из-за него. На второй палитре мы обозначили красный цвет. Мы рады, что мальчик сознался маме. Оранжевый – мы им восхищаемся и уважаем. Зеленый – Бум теперь в безопасности. |
||
Обобщающее слово учителя. | Учитель: Именно совесть, которая живет в сердце человека, подсказывает, как правильно жить и правильно поступать. Я думаю, что в жизни очень важно научиться прислушиваться к голосу совести. | ||
Я согласна с вами, ребята. А еще я хочу вам сказать, что каждый человек имеет право на ошибку. Главное, уметь вовремя найти правильное решение, исправить ее. И еще. Может быть, вернувшись к этому рассказу через некоторое время, вы откроете в нем для себя то, о чем мы сегодня не говорили. Я буду очень рада, если вы поделитесь с нами своими мыслями. | Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (р). | Слайд 14 | |
Самооценка | Учитель: Ребята, вернемся к цели урока, поставленной нами в начале урока. Все ли удалось нам реализовать? | ||
Домашнее задание. | У: Дома вы прочитаете рассказ еще раз и
выполните задание на выбор. Прочитаем задание №7* на листочках. |
||
7. Выполни задание на выбор: а) составь характеристику главного героя рассказа “Почему?”, используя вопросительные слова задания №2; б) дай совет главному герою, используя пословицы; в) изобрази с помощью рисунка настроение главного героя до признания маме и после признания. |
Слайд 15 | ||
Рефлексия. | Учитель: Прочитайте пословицы.
– Выберите из них ту, которая выражает, какой урок вы вынесли для себя, познакомившись с произведением В.А.Осеевой “Почему?”. – Прикрепите рядом с выбранной пословицей собачку (Приложение 4). У: Молодцы, ребята, спасибо вам за старание! |
Слайд 16 |
Используемая литература:
- Бершанская О.Н., Дегтерева Г.Д.