Цель: в ходе практической работы и наблюдений познакомить с получением и написанием числа 10.
Планируемые результаты: учащиеся научатся воспроизводить последовательность чисел от 1 до 10 как в прямом, так и в обратном порядке, начина с любого числа; определять место числа 10 в натуральном ряду; считать различные объекты (предметы, группы предметов и т.д.) и устанавливать порядковый номер объекта; оценивать себя; работать в группе.
Учебные материалы: учебник «Математика 1 класс» (автор М.И Моро и др.), числовой веер, карточки с цифрами и буквами, модели прямоугольника, наборы цветных кругов.
Ход урока
I. Организация класса
Прозвенел звонок весёлый,
Начинается урок.
Вы пришли учиться в школу,
Чтобы знать всё назубок.
Все расселись по местам,
Никому не тесно?
По секрету скажу вам:
«Будет интересно!»
II. Актуализация знаний.
1. Логическая разминка.
Ира аккуратнее, чем Лиза. Лиза аккуратнее, чем Наташа. Кто самый аккуратный? (Ира)
Представьте, что у вас 5 палочек. Сколько станет палочек, если разломать две из них на половинки? (7)
2.Устный счёт (числовой веер)
У: Покажите число, которое следует за числом 4; 8.
У: Покажите число, которое стоит между числами 6 и 8; 7 и 9.
У: Покажите число, которое предшествует числу 5; 3.
У: Увеличьте 4 на столько же.
У: На сколько 5 меньше 6?
У: Чему равна сумма чисел 4 и 1?
У: Оглянитесь, по классу расположены карточки с цифрами и буквами. Что можете сказать?
Д: Те же числа.
У: Запишите данные числа в тетрадь в порядке возрастания.
Под цифрами запишите соответствующие буквы.
Что получилось?
Д: Воробей.
У: Откуда я взяла это слово?
Д: Из словаря.
У: Предлагаю посмотреть мультфильм про воробья. Смотрите очень внимательно.
III. Самоопределение к деятельности.
У: Каких животных в зоопарке посетил воробей?
Д: Льва, лису, моржа, слона, журавля, носорога, кенгуру, медведя, крокодила.
У: Сколько их было?
Д: 9
У: Каким по счёту стал воробей?
Д: 10
У: Определите тему урока.
Д: Число 10.
У: Чему мы должны сегодня научиться на уроке?
Д: Получить число 10 из предыдущего и писать его.
IV. Работа по теме.
1.Фронтальная работа.
У: Давайте вернёмся к нашему ряду чисел в тетради.
Можем ли мы сразу записать число 10 в этом ряду?
Д: Нет.
У: Каких чисел не хватает?
Д: 8,9.
У: Допишите.
У: Теперь можем написать число 10?
Д: Да.
У: После какого числа в натуральном ряду чисел будет стоять число 10?
Д: 9.
У: Чем необычно число 10?
Д: Оно состоит из двух цифр.
У: Какие цифры используются для записи числа10, назовите?
Д: 1и 0.
У: Сколько клеток займёт число10?
Д: Две
У: Запишите.
Физкультминутка
2. Практическая работа (работа в группах)
Каждая группа получает конверт с инструкцией, моделью прямоугольника и набором кругов двух цветов, клей.
У: Внимательно прочитайте инструкцию и выполняйте задание.
Наклеивают круги на прямоугольники, составляют выражение, прикрепляют на доску. (Приложение 1)
У: Как можно получить число 10?
Д: 5 и 5; 6 и 4; 7 и 3; 8 и 2; 9 и 1.
3. Работа по учебнику.
С. 60-61
Ученики отвечают на вопросы; работают самостоятельно.
V. Подведение итогов.
Рефлексия.
– Какую цель ставили в начале урока?
– Что узнали о числе 10?
– Чем число 10 отличается от других чисел?
– Как можно получит число 10?
– Какое задание было самым интересным?
– Какое самым трудным?
– Оцените свою работу на уроке с помощью «Светофора».