Цели:
- закрепить умение решать задачи, изученных видов, используя материал диаграмм, таблиц;
- поддерживать самостоятельное мышление и обучение через открытие;
- поддерживать активное учение через мотивирующую постановку вопроса и учебное окружение;
- учитывать первичные концепции учащихся, то есть идеи, объяснения и представления, которые учащиеся приносят на занятие;
- давать возможность проводить общие дискуссии;
- поддерживать процессы рефлексии.
Оборудование (общее):
- Школьная переносная лаборатория “Плавание и погружение”.
- Мультимедийные проектор, экран.
- Принтер, сканер.
- Цифровой фотоаппарат, цифровая видеокамера.
- Инструкции по станциям.
- Карточки –задания для групповой работы.
Ход урока
I. Организационный момент.
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне.
– Я хочу, чтобы этот урок принес вам много нового и интересного. Подарите друг другу ваши очаровательные улыбки, хорошее настроение, и желаю вам, конечно, успеха, удачи.
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!,,,
Что ищет он в краю далеком?
Что мы найдем в краю морском? (Презентация.) (Слайд 1.)
– Урок у нас не просто морской, а и математический. Он позволит нам закрепить имеющиеся знания, расширить и обогатить их.
II. Актуализация опорных знаний.
Цель: повторение и расширение материала о видах водного транспорта, формирование умения извлекать информацию их диаграмм.
(Слайд 3) Работа с диаграммой.
(Рассматривание диаграммы. Определение видов водного транспорта.)
– Для передвижения по воде нужен транспорт. Посмотрите на диаграмму. Какую
информацию о видах водного транспорта она позволяет извлечь?
– Какие суда вам знакомы? Где человек их использует? (Слайд 4)
– Вы правильно выделили основные виды водного транспорта, добавить нужно паромы,
буксиры и ледоколы. Для объяснения данных видов воспользуемся словарем Ожегова.
(Слайды 5–7)
(Чтение толкования слов паром, буксир, ледокол.)
(Слайд 3)
Закрепление нумерации многозначных чисел. Единицы массы.
– Что еще можно узнать по данной диаграмме?
– В чем измеряется вес судов? Что знаете о данной единице массы?
(Определение веса судов. Повторение соотношения единиц массы: 1т = 1000кг 1т = 10ц.)
– Как называется команда на судне?
– Вам предстоит работать группами-экипажами. У нас на уроке их 3.
III. Решение задач, изученных видов. Работа в группах.
Цель: закрепления умения решать задачи, изученных видов; развивать способности находить способы решения и делать выводы; совершенствовать приемы самоконтроля
– Рассмотрите три задания.
– Какую информацию они помогут вам получить?
– Экипажи, оцените свои возможности, интересы и выберите задание.
(Узнать скорость движения судов (Слайд 9),
пассажировмести-мость судов (Слайд 10)
сравнить массу различных судов (Слайд 8).)
Групповая работа. Защита работы экипажа. Проверка сигнальными карточками.)
IV. Физкультминутка.
Я читал сегодня книжку
Про большие корабли.
Как плывут они по морю,
Словно белые киты.
V. Открытие нового знания. Работа с переносной лабораторией “Плаваем и погружаемся”.
Цель: решение учебной задачи.
Постановка задачи.
Мы многое сегодня узнали о кораблях, и нам предстоит ответить еще на один вопрос, который волнует многих: “Почему корабли плавают?”
– Вспомните, что плавает, что тонет?
Запишите свои предположения на листах.
(– Составить алгоритм. Коллективное заполнение таблицы. (Стр.149–151).)
Разработка темы.
Работа по станциям.
– На своих столах вы видите оборудование и задание, которое должны выполнить. После выполнения, вы фиксируете свои результаты на рабочих бланках и с помощью фотоаппаратов. Название листа будет соответствовать теме проводимого вами эксперимента.
(Ученики в группах записываю свои варианты ответов. Вывешивают на доску. Совместно с классом обсуждают и вычеркивают опровергнутые версии.)
Эксперимент 1.
Цель: на основе опытов, убедиться, что вода выталкивает предметы, стремиться вернуться на свое место.
1-я группа. Пластилин на удочке. (Стр. 207)
2-я группа. Пластилин на резинке. (Стр. 208)
3-я группа. Пластиковые перчатки. (Стр. 159)
Эксперимент 2.
Цель: на основе опытов, убедиться, что для плавания важен размер, а не вес предмета.
1-я группа. Кубики в стакане. (Стр. 198)
2-я группа. Шарики в стакане. (Стр. 199, 153)
3-я группа. Корабль и кусочек стали. (Стр. 202)
Эксперимент 3.
Цель: на основе опытов, убедиться, что чем больше предмет, тем больше воды стремиться вернуться назад, и поэтому предмет не тонет.
1-я группа. Кастрюли. (Стр. 200, 212)
2-я группа. Разные стаканы. (Стр. 160, 209)
3-я группа. Мячи. (Стр. 211)
(Фиксирование результатов опыта фотоаппаратом, заполнение рабочих бланков.)
Подведение итогов экспериментов.
(Группы представляю и обсуждают итоги работы, вычеркивают ошибочные версии ответов на вопрос “Почему корабль плавает?”)
VIII. Итог урока. Домашнее задание.
– Какую цель вы перед собой ставили на уроке?
(Опытным путем добывать знания, наблюдать, анализировать, делать выводы, работать слаженно в группе.)
– Все эти умения очень важны в жизни человека.
Какие математические знания и умения пригодились на уроке ?
(Нумерация многозначных чисел. Единицы массы. Внетабличное умножение и
деление. Письменные приемы сложения и вычитания. Умение составлять и решать
задачи.
Работать с диаграммами, таблицами и инструкциями.)
Домашнее задание. Выполнить задание другой группы по выбору.
– Спасибо всем за урок.