Интегрированный урок "математика + окружающий мир" по теме "По морям, по волнам". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • закрепить умение решать задачи, изученных видов, используя материал диаграмм, таблиц;
  • поддерживать самостоятельное мышление и обучение через открытие;
  • поддерживать активное учение через мотивирующую постановку вопроса и учебное окружение;
  • учитывать первичные концепции учащихся, то есть идеи, объяснения и представления, которые учащиеся приносят на занятие;
  • давать возможность проводить общие дискуссии;
  • поддерживать процессы рефлексии.

Оборудование (общее):

  • Школьная переносная лаборатория “Плавание и погружение”.
  • Мультимедийные проектор, экран.
  • Принтер, сканер.
  • Цифровой фотоаппарат, цифровая видеокамера.
  • Инструкции по станциям.
  • Карточки –задания для групповой работы.

Ход урока

I. Организационный момент.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно значимом уровне.

– Я хочу, чтобы этот урок принес вам много нового и интересного. Подарите друг другу ваши очаровательные улыбки, хорошее настроение, и желаю вам, конечно, успеха, удачи.

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!,,,
Что ищет он в краю далеком?
Что мы найдем в краю морском? (Презентация.) (Слайд 1.)

– Урок у нас не просто морской, а и математический. Он позволит нам закрепить имеющиеся знания, расширить и обогатить их.

II. Актуализация опорных знаний.

Цель: повторение и расширение материала о видах водного транспорта, формирование умения извлекать информацию их диаграмм.

(Слайд 3) Работа с диаграммой.

(Рассматривание диаграммы. Определение видов водного транспорта.)

– Для передвижения по воде нужен транспорт. Посмотрите на диаграмму. Какую информацию о видах водного транспорта она позволяет извлечь?
– Какие суда вам знакомы? Где человек их использует? (Слайд 4)
– Вы правильно выделили основные виды водного транспорта, добавить нужно паромы, буксиры и ледоколы. Для объяснения данных видов воспользуемся словарем Ожегова. (Слайды 5–7)

(Чтение толкования слов паром, буксир, ледокол.)

(Слайд 3)

Закрепление нумерации многозначных чисел. Единицы массы.

– Что еще можно узнать по данной диаграмме?
– В чем измеряется вес судов? Что знаете о данной единице массы?

(Определение веса судов. Повторение соотношения единиц массы: 1т = 1000кг 1т = 10ц.)

– Как называется команда на судне?
– Вам предстоит работать группами-экипажами. У нас на уроке их 3.

III. Решение задач, изученных видов. Работа в группах.

Цель: закрепления умения решать задачи, изученных видов; развивать способности находить способы решения и делать выводы; совершенствовать приемы самоконтроля

– Рассмотрите три задания.
– Какую информацию они помогут вам получить?
– Экипажи, оцените свои возможности, интересы и выберите задание.

(Узнать скорость движения судов (Слайд 9),
пассажировмести-мость судов (Слайд 10)
сравнить массу различных судов (Слайд 8).)

Групповая работа. Защита работы экипажа. Проверка сигнальными карточками.)

IV. Физкультминутка.

Я читал сегодня книжку
Про большие корабли.
Как плывут они по морю,
Словно белые киты.

V. Открытие нового знания. Работа с переносной лабораторией “Плаваем и погружаемся”.

Цель: решение учебной задачи.

Постановка задачи.

Мы многое сегодня узнали о кораблях, и нам предстоит ответить еще на один вопрос, который волнует многих: “Почему корабли плавают?”

– Вспомните, что плавает, что тонет?

Запишите свои предположения на листах.

(– Составить алгоритм. Коллективное заполнение таблицы. (Стр.149–151).)

Разработка темы.

Работа по станциям.

– На своих столах вы видите оборудование и задание, которое должны выполнить. После выполнения, вы фиксируете свои результаты на рабочих бланках и с помощью фотоаппаратов. Название листа будет соответствовать теме проводимого вами эксперимента.

(Ученики в группах записываю свои варианты ответов. Вывешивают на доску. Совместно с классом обсуждают и вычеркивают опровергнутые версии.)

Эксперимент 1.

Цель: на основе опытов, убедиться, что вода выталкивает предметы, стремиться вернуться на свое место.

1-я группа. Пластилин на удочке. (Стр. 207)

2-я группа. Пластилин на резинке. (Стр. 208)

3-я группа. Пластиковые перчатки. (Стр. 159)

Эксперимент 2.

Цель: на основе опытов, убедиться, что для плавания важен размер, а не вес предмета.

1-я группа. Кубики в стакане. (Стр. 198)

2-я группа. Шарики в стакане. (Стр. 199, 153)

3-я группа. Корабль и кусочек стали. (Стр. 202)

Эксперимент 3.

Цель: на основе опытов, убедиться, что чем больше предмет, тем больше воды стремиться вернуться назад, и поэтому предмет не тонет.

1-я группа. Кастрюли. (Стр. 200, 212)

2-я группа. Разные стаканы. (Стр. 160, 209)

3-я группа. Мячи. (Стр. 211)

(Фиксирование результатов опыта фотоаппаратом, заполнение рабочих бланков.)

Подведение итогов экспериментов.

(Группы представляю и обсуждают итоги работы, вычеркивают ошибочные версии ответов на вопрос “Почему корабль плавает?”)

VIII. Итог урока. Домашнее задание.

– Какую цель вы перед собой ставили на уроке?

(Опытным путем добывать знания, наблюдать, анализировать, делать выводы, работать слаженно в группе.)

– Все эти умения очень важны в жизни человека.

Какие математические знания и умения пригодились на уроке ?

(Нумерация многозначных чисел. Единицы массы. Внетабличное умножение и деление. Письменные приемы сложения и вычитания. Умение составлять и решать задачи.
Работать с диаграммами, таблицами и инструкциями.)

Домашнее задание. Выполнить задание другой группы по выбору.

– Спасибо всем за урок.

Приложение 1.

Приложение 2.