Технологическая карта урока.
Класс: 4.
Предмет: окружающий мир.
Программа: Л.В. Занков.
Авторы учебника: Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков.
Тема урока: | Ни разу непобежденный. | |||||||||||||
Тип урока: | “Открытие” нового знания. | |||||||||||||
Термины и понятия: | Капрал, генералиссимус. | |||||||||||||
Цели урока: | образовательный аспект:
создание условий для усвоения учащимися исторических фактов, связанных с
жизнью и деятельностью А.В. Суворова средствами технологии критического
мышления; воспитательный аспект: воспитание уважительного отношения к историческому прошлому страны; развивающий аспект: развитие коммуникативных навыков, творческих способностей учащихся. |
|||||||||||||
Планируемые результаты |
||||||||||||||
Личностные: – испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину. |
Метапредметные: Регулятивные: – вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; – понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. Познавательные: – извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и
осознавать необходимость нового знания; Коммуникативные: – оформлять свои мысли в устной и письменной речи; |
Предметные: – овладение целостным представлением об историческом лице. |
||||||||||||
Организация образовательного пространства. |
||||||||||||||
Ресурсы: информационный материал интерактивный материал |
Текст о Суворове А.В. на основе
энциклопедических знаний (Приложение 1) А.В. Суворов “Наука побеждать”, 10 заповедей солдату (Приложение 1) Видео “Крепость Измаил” (Приложение 2) Слайды (Приложение 3) |
|||||||||||||
Формы работы: | индивидуальная, групповая, коллективная. | |||||||||||||
Технология изучения темы. |
||||||||||||||
Название этапа. | Содержание деятельности. | Планируемые результаты. | ||||||||||||
1. Самоопределение деятельности. |
||||||||||||||
Организация учащихся. |
|
|||||||||||||
Актуализация знаний. | Стадия вызова. – Девизом нашего урока станут следующие слова: Hе иди по течению, не иди против течения, – Как вы их понимаете? (Благодаря своим качествам, таким как сила воли, целеустремленность, жажда знаний, любовь к Отечеству…человек достигает такого результата, который позволяет своей стране, науке, искусству…развиваться, двигаться вперед и наследием этим гордится не одно поколение.) – К каким историческим личностям России можно применить эти слова? (Царь Московский и первый император всероссийский Петр Великий.) – “Я предчувствую, говорил Петр1, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей пристыдят самые просвещенные народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твердой и громкой славы”. – Какие преобразования произошли в России во время царствования Петра 1? (Петр1 – реформатор.) – На уроке мы познакомились еще с одним великим человеком, сыном Русского Севера из зажиточной, не крепостной семьи, который стал первым российским академиком. (Михаил Ломоносов.) – “Дерзайте Отчизну мужеством прославить!” “Неусыпный труд препятствия преодолевает”. – Какие препятствия преодолел Ломоносов? Чем прославил он Отчизну? |
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной форме; Личностные УУД: испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину. |
||||||||||||
Формулировка учебной задачи. | – Сегодня нам предстоит познакомиться еще с одним
великим человеком нашей истории, к которому можно применить слова
девиза. – Тема урока “Ни разу непобежденный”. Какие у вас предположения: о ком это сказано и почему? – Итог этапа. Цель: познакомиться с жизнью и деятельностью А.В. Суворова. |
|
||||||||||||
2. Учебно-познавательная деятельность. |
||||||||||||||
Восприятие учебного материала. | Прием “Корзина” идей. (На доске нарисован значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают по изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре: 1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам об А.В. Суворове. 2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в первый столбик таблицы все, что знает по этому вопросу (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты.) 3. Затем происходит обмен информацией в парах, в четверках. 4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного.) – Итог этапа. Корзина наполнена. Наша задача: опровергнуть или подтвердить названые вами факты, пополнить запас знаний. Для этого прочитаем текст. Чтение текста с остановками и пометами. 1-я остановка. – Какие сведения о детстве Суворова вам были уже знакомы? 2-я остановка. – В каком возрасте и каком звании начал службу Суворов? (В 18 лет
капралом, капрал – первый после рядового чин.) Физкультминутка. – 3, 4 части читаете по вариантам, затем друг другу пересказываете и отвечаете на вопрос: 2-й вариант. – Почему Суворова называют ни разу непобежденным? 1-й вариант. – О каких заповедях Суворова вы узнали? 3-я остановка. – Почему Суворова называют ни разу непобежденным? (35 битв – 35
побед.) Во второй половине 18 века Россия вела долгие войны с Турцией, которая захватила северные берега Черного моря и Крым. Турецкие войска часто совершали опустошительные набеги на южные окраины России. Суворов одерживал победу за победой в сражениях с турками. Продвижению русских войск мешала турецкая крепость Измаил, которая находилась в устье реки Дунай. Никто из генералов не мог решиться на ее штурм, т. к. в ней были сосредоточены крупные силы врага. Крепость Измаил считалась неприступной, вокруг нее был выкопан ров шириной 12м и глубиной 10 метров, окружен валом 10м высоты. На валу установлены более 200 орудий. Суворов велел построить укрепления, подобные измаильским и обучал солдат по ночам преодолевать глубокий ров. Очень уставали солдаты, но Суворов любил повторять: “Тяжело в ученье – легко в бою”. Не зря учились солдаты. Они действовали быстро и слаженно и, несмотря на сопротивление, овладели городом. – В каком звании закончил службу Суворов? (Генералиссимус.) (Генералиссимус (от лат. generalissimus – самый главный), высшее воинское звание в вооруженных силах.) Звание “ генералиссимус” Суворов получил после своего знаменитого похода через Альпы – горы в Швейцарии. Этот альпийский поход был для Суворова последним. Умер он в возрасте 70 лет. Он похоронен в Петербурге. На его могиле простая каменная плита, на которой начертаны только три слова: “Здесь лежит Суворов”. Так пожелал сам великий полководец. – О каких заповедях Суворова вы узнали? Не стало Суворова, но слава о нем живет и в наши дни. Свято чтут русские люди память о великом полководце. В Москве есть Суворовское училище, где готовят офицеров для русской армии. Во время войны был утвержден орден Суворова. – Итог этапа. Задача: систематизация знаний по теме урока. |
Коммуникативные: – организовывать учебное взаимодействие в группе Познавательные: – извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания
|
||||||||||||
3. Диагностика качества освоения темы. |
||||||||||||||
Самостоятельная работа. | Составление маркировочной таблицы. (В ней три колонки: знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ).)
– Обсуждение в парах, четверках. Домашнее задание. Прочитать статью учебника. Поработать с дополнительной литературой. |
Познавательные УУД: – перерабатывать информацию
для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового
продукта. Коммуникативные УУД: – оформлять свои мысли в письменной речи; |
||||||||||||
Творческая работа. | Прием “Написание синквейна”. (В переводе с французского слово “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы. Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.) – Индивидуально работают, читают в парах, четверках. Выбирают представителя группы, который будет читать стих вслух. |
Познавательные УУД: – перерабатывать
информацию для получения необходимого результата, в том числе и для
создания нового продукта; Коммуникативные УУД: – оформлять свои мысли в письменной речи; |
||||||||||||
4. Рефлексивная деятельность. |
||||||||||||||
Самоанализ, самооценка. | – Какие события (действия, мнения и т.п.) вызвали
наиболее яркие ощущения? – Какие трудности вы испытывали во время урока. Какими способами вы их преодолевали? – На основании каких критериев можно оценить нашу деятельность? |
Регулятивные УУД: – вырабатывать критерии оценки
и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех,
исходя из имеющихся критериев; – понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. |