Урок окружающего мира на тему "Ни разу непобежденный". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Технологическая карта урока.

Класс: 4.

Предмет: окружающий мир.

Программа: Л.В. Занков.

Авторы учебника: Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков.

Тема урока: Ни разу непобежденный.
Тип урока: “Открытие” нового знания.
Термины и понятия: Капрал, генералиссимус.
Цели урока: образовательный аспект: создание условий для усвоения учащимися исторических фактов, связанных с жизнью и деятельностью А.В. Суворова средствами технологии критического мышления;

воспитательный аспект: воспитание уважительного отношения к историческому прошлому страны;

развивающий аспект: развитие коммуникативных навыков, творческих способностей учащихся.

Планируемые результаты

Личностные:

– испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину.

Метапредметные:

Регулятивные:

– вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

– понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Познавательные:

– извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;
– перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта;
– передавать содержание в сжатом, выборочном виде

Коммуникативные:

– оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
– подтверждать аргументы фактами;
– организовывать учебное взаимодействие в группе.

Предметные:

– овладение целостным представлением об историческом лице.

Организация образовательного пространства.

Ресурсы:

информационный материал интерактивный материал

Текст о Суворове А.В. на основе энциклопедических знаний (Приложение 1)

А.В. Суворов “Наука побеждать”, 10 заповедей солдату (Приложение 1)

Видео “Крепость Измаил” (Приложение 2)

Слайды (Приложение 3)

Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.

Технология изучения темы.

Название этапа. Содержание деятельности. Планируемые результаты.

1. Самоопределение деятельности.

Организация учащихся.

Мы начать урок готовы,
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.

Актуализация знаний. Стадия вызова.

– Девизом нашего урока станут следующие слова:

Hе иди по течению, не иди против течения,
иди поперек него, если хочешь достичь берега.
(Раздумья Ванталы)

– Как вы их понимаете?

(Благодаря своим качествам, таким как сила воли, целеустремленность, жажда знаний, любовь к Отечеству…человек достигает такого результата, который позволяет своей стране, науке, искусству…развиваться, двигаться вперед и наследием этим гордится не одно поколение.)

– К каким историческим личностям России можно применить эти слова?

(Царь Московский и первый император всероссийский Петр Великий.)

– “Я предчувствую, говорил Петр1, что россияне когда-нибудь, а может быть, при жизни нашей пристыдят самые просвещенные народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твердой и громкой славы”.

– Какие преобразования произошли в России во время царствования Петра 1?

(Петр1 – реформатор.)

– На уроке мы познакомились еще с одним великим человеком, сыном Русского Севера из зажиточной, не крепостной семьи, который стал первым российским академиком.

(Михаил Ломоносов.)

– “Дерзайте Отчизну мужеством прославить!”

“Неусыпный труд препятствия преодолевает”.

– Какие препятствия преодолел Ломоносов? Чем прославил он Отчизну?

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной форме;
– подтверждать аргументы фактами.

Личностные УУД: испытывать чувство гордости за свой народ, свою Родину.

Формулировка учебной задачи. – Сегодня нам предстоит познакомиться еще с одним великим человеком нашей истории, к которому можно применить слова девиза.
– Тема урока “Ни разу непобежденный”. Какие у вас предположения: о ком это сказано и почему?
– Итог этапа.

Цель: познакомиться с жизнью и деятельностью А.В. Суворова.

 

 

 

 

2. Учебно-познавательная деятельность.

Восприятие учебного материала. Прием “Корзина” идей.

(На доске нарисован значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают по изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам об А.В. Суворове.

2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в первый столбик таблицы все, что знает по этому вопросу (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты.)

3. Затем происходит обмен информацией в парах, в четверках.

4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного.)

– Итог этапа.

Корзина наполнена. Наша задача: опровергнуть или подтвердить названые вами факты, пополнить запас знаний. Для этого прочитаем текст.

Чтение текста с остановками и пометами.

1-я остановка.

– Какие сведения о детстве Суворова вам были уже знакомы?
– Что узнали нового?
– Что вас удивило, заинтересовало?
– Какие возникли вопросы по прочитанной части?

2-я остановка.

– В каком возрасте и каком звании начал службу Суворов? (В 18 лет капралом, капрал – первый после рядового чин.)
– Каким Суворов был военным? (Не боялся трудностей, служил честно, уважал солдат, требователен к себе и другим.)

Физкультминутка.

3, 4 части читаете по вариантам, затем друг другу пересказываете и отвечаете на вопрос:

2-й вариант.

– Почему Суворова называют ни разу непобежденным?

1-й вариант.

– О каких заповедях Суворова вы узнали?

3-я остановка.

– Почему Суворова называют ни разу непобежденным? (35 битв – 35 побед.)
– Просмотр видео “Крепость Измаил”

Во второй половине 18 века Россия вела долгие войны с Турцией, которая захватила северные берега Черного моря и Крым. Турецкие войска часто совершали опустошительные набеги на южные окраины России. Суворов одерживал победу за победой в сражениях с турками. Продвижению русских войск мешала турецкая крепость Измаил, которая находилась в устье реки Дунай. Никто из генералов не мог решиться на ее штурм, т. к. в ней были сосредоточены крупные силы врага. Крепость Измаил считалась неприступной, вокруг нее был выкопан ров шириной 12м и глубиной 10 метров, окружен валом 10м высоты. На валу установлены более 200 орудий. Суворов велел построить укрепления, подобные измаильским и обучал солдат по ночам преодолевать глубокий ров. Очень уставали солдаты, но Суворов любил повторять: “Тяжело в ученье – легко в бою”. Не зря учились солдаты. Они действовали быстро и слаженно и, несмотря на сопротивление, овладели городом.

– В каком звании закончил службу Суворов? (Генералиссимус.)

(Генералиссимус (от лат. generalissimus – самый главный), высшее воинское звание в вооруженных силах.)

Звание “ генералиссимус” Суворов получил после своего знаменитого похода через Альпы – горы в Швейцарии.

Этот альпийский поход был для Суворова последним. Умер он в возрасте 70 лет. Он похоронен в Петербурге. На его могиле простая каменная плита, на которой начертаны только три слова: “Здесь лежит Суворов”. Так пожелал сам великий полководец.

– О каких заповедях Суворова вы узнали?

Не стало Суворова, но слава о нем живет и в наши дни. Свято чтут русские люди память о великом полководце. В Москве есть Суворовское училище, где готовят офицеров для русской армии. Во время войны был утвержден орден Суворова.

– Итог этапа.

Задача: систематизация знаний по теме урока.

Коммуникативные:

– организовывать учебное взаимодействие в группе

Познавательные:

– извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания

 

3. Диагностика качества освоения темы.

Самостоятельная работа. Составление маркировочной таблицы.

(В ней три колонки: знаю, узнал новое, хочу узнать подробнее (ЗУХ).)

Я знал (а). Новое для меня. Хочется узнать
(З) (У) (Х)
     
     

– Обсуждение в парах, четверках.
– Возвращение к корзине идей. Подтвердите или опровергните конкретными примерами первоначальные факты.
– Что еще вы бы хотели узнать? Заполнение 3 столбика таблицы.
– Где можно это узнать? (источники информации)
– Итог этапа.

Домашнее задание. Прочитать статью учебника. Поработать с дополнительной литературой.

Познавательные УУД: – перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта.

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои мысли в письменной речи;
– организовывать учебное взаимодействие в группе.

Творческая работа. Прием “Написание синквейна”.

(В переводе с французского слово “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы. Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.)

– Индивидуально работают, читают в парах, четверках. Выбирают представителя группы, который будет читать стих вслух.

Познавательные УУД:

– перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта;
– передавать содержание в сжатом, выборочном виде.

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои мысли в письменной речи;
– организовывать учебное взаимодействие в группе.

4. Рефлексивная деятельность.

Самоанализ, самооценка. – Какие события (действия, мнения и т.п.) вызвали наиболее яркие ощущения?
– Какие трудности вы испытывали во время урока. Какими способами вы их преодолевали?
– На основании каких критериев можно оценить нашу деятельность?
Регулятивные УУД: – вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
– понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.