Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД.
Цели урока: познакомить с признаками насекомых и показать их многообразие и красоту на примере художественного произведения.
Результатом своего урока я
планировала, чтобы ученики научились отличать
насекомых от других животных по количеству ног,
развивали умение работать в группах, учились
работать с информацией, извлекать их
художественного текста необходимые сведения,
развивали умения работать с ИКТ.
Все результаты достигались посредством
выполнения учащимися следующих универсальных
учебных действий (УУД):
В области познавательных УУД: рассматривать иллюстрации, извлекать из них информацию; сравнивать, доказывать свою точку зрения; рассуждать по прочитанному тексту.
В области регулятивных УУД: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; понимать, что можно по-разному отвечать на вопросы, используя личный опыт; оценивать свои достижения на уроке и достижения товарища.
В области коммуникативных УУД: уметь работать с информацией; работать в группах; с достаточной полнотой и точностью вырадать свои мысли.
В области личностных УУД: развивать речь, память, внимание, воспитывать познавательную активность, развивать творческие способности.
Методы обучения:
- По источникам знаний: словесный, наглядный, практический.
- По степени взаимодействия учителя и учащегося: беседа, рассказ, самостоятельная работа, игровая деятельность.
- В зависимости от конкретных дидактических задач: подготовка к восприятию, активизация, изучение нового материала, закрепление, обобщение нового материала.
- По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: проблемный.
- По характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный.
Метод проверки, оценки знаний, умений, навыков: самооценка, рефлексия.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок!
Очень тихо вы садитесь
И работать не ленитесь. (Слайд 1)
2. Актуализация знаний
– Прежде чем начать урок, отгадайте загадку:
Есть у ребят Зеленый друг,
Веселый друг,
Хороший.
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек.
– О каком зеленом друге говорится в загадке? (О
лесе) (Слайд 2)
– О каких ладошках здесь говорится? (О листьях)
3. Самоопределение к деятельности
– Итак, мы с вами отправляемся в лес. (Звучит
Paul.Mauriat «Летняя мелодия»). Положите голову на
стол, закройте глаза и представьте, что сейчас
лето. Светит яркое солнце. И мы с вами оказались
на зеленой лужайке. (Слайд 3) Здесь живут наши
друзья.
А кто они вы узнаете, собрав пазлы. (Бабочки,
кузнечики и т.д.) (Слайд 4)
– А как одним словом их можно назвать? (Насекомые)
– Итак, о чем же мы будем говорить на уроке? (О
насекомых)
– Кто сам уже может назвать тему урока? (Насекомые)
– Как думаете, что о них узнаем? (Какие бывают
насекомые, как их отличить от других животных...)
– Да, мы поговорим о насекомых, а закрепить
знания о них поможет сказка, которую мы недавно
прочитали – В.Бианки «Приключения
Муравьишки».
4. Работа по теме урока
– Отгадайте загадку, о каком насекомом пойдет речь:
Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет (Бабочка). (Слайд 5)
Работа по учебнику.
Существует много различных видов бабочек.
Откройте учебник на стр. и рассмотрите,
из каких частей состоит бабочка. (Слайд 6) Кто уже
может показать голову, грудь, брюшко, 6 ног.
(Слайды 7-10) Какие еще части тела мы не назвали?
(Усики, крылья и хоботок, с помощью которого
бабочка пьет нектар). (Слайд 11)
– Какие еще насекомые прилетели к бабочке? (Стрекоза
и божья коровка).
(Слайд 12)
– Сосчитайте количество ног у всех насекомых. (По
6)
– Сделайте вывод : каких животных можно назвать
насекомыми? (У которых шесть ног). (Диск по
окр. миру) И еще 2 других признака, по которым
выделяют насекомых.
(Зачитает из хрестоматии)
«Название «насекомое» очень многие животные получили потому, что их тело разделено на кольца, которые напоминают нам насечки. Кольца-насечки – это второй признак, по которому из мира животных выделяют насекомых. Есть и третий: у них есть голова, грудь и брюшко».
5. Игра «Найди насекомое» (диск по окр. миру)
– Отгадайте, о каких насекомых сейчас пойдет речь:
На вид, конечно, мелковаты,
Но всё, что можно, тащат в дом.
Неугомонные ребята,
Вся жизнь их связана с трудом. (Муравьи).(Слайд 14)
– Интересные сведения о муравьях расскажет…
– Эти маленькие труженики могут поднять груз в 100 раз больше собственного веса. Они защищают лес от вредителей насекомых, в сутки один муравейник уничтожает около 1 кг вредителей.
(Слайд 13 – темный экран)
6. Физминутка «Потопаем – похлопаем»
– Подумайте, насекомые приносят пользу или
вред? (И пользу, и вред)
– Если я буду говорить о пользе, вы хлопаете в
ладоши, если о вреде, тогда топаете ногами.
– Собирают мед;
– Едят вредных насекомых;
– Переносят заразные заболевания;
– Доставляют радость и хорошее настроение;
– Поедают молодую зелень;
– Собирают сырье для лекарств.
7. Работа над произведением
– Какое литературное произведение мы
прочитали об этом насекомом и посмотрели
мультфильм? («Приключения Муравьишки»)
– Кто написал это произведение? (Виталий
Бианки). (Слайд 14)
– Кто главный герой сказки? (Муравей)
– Что случилось с муравьем? (Унесло на луг за
деревню, ушиб ножки).
– Почему он спешил домой? (Чтоб не ночевать на
улице)
– Как вернулся домой? (Помогли насекомые).
(Слайд 15 – темный экран)
– Вспомним всех помощников и выстроим их на
доске в том порядке, в котором встречал их
муравей. Пользуйтесь текстами. (Гусеница-Землемер,
Паук-Сенокосец, Жужелица, Жучок-Блошачок,
Кузнечик, Водомерка-клоп, Майский Хрущ,
Гусеница-Листовертка).
– Какими они были? (Жалостливыми, добрыми,
отзывчивыми)
– Один из героев сказки не насекомое? Кто это? (Паук-Сенокосец)
(Гусеница, хоть и не имеет признаков насекомых,
относится именно к этой группе, так как она
является личинкой бабочки, то есть деткой
бабочки).
– Почему так много потребовалось помощников? (Все
передвигаются по-разному в зависимости от
строения конечностей, от места обитания).
– Как закончилась сказка про Муравьишку? (Он
вернулся домой).
– Порадуемся за Муравьишку, а заодно и отдохнем,
немного потанцуем.
8. Электронная физминутка (слайды 16, 17 – темный экран)
Выборочное чтение.
– А сейчас представьте тот момент, когда Муравьишка наконец-то попал домой в муравейник, долгое время не мог уснуть, вспоминая, каким долгим и трудным был путь. А потом о своих впечатлениях рассказал друзьям. Представьте, что вы – это Муравьишка. Выберите самого интересного «извозчика» и зачитайте как муравьишка на нем передвигался.
9. Итог урока
– Итак, о какой группе животных мы сегодня
узнали? (О насекомых).
– Как отличить насекомых от других животных? (6
ног, насечки, есть голова, грудь, брюшко)
10. Оценка урока
– Приготовьте сигналы. (Слайд 18)
– Урок окончен.
Используемые ресурсы:
http://present.griban.ru/shablony.html
http://www.lenagold.ru/fon/clipart/b/bab.html
http://lifeglobe.net/entry/2727
http://images.yandex.ru/
http://pedsovet.su/
http://1sept.ru/