Интегрированный урок окружающего мира и внеклассного чтения "Кто такие насекомые"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Тип урока: урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД.

Цели урока: познакомить с признаками насекомых и показать их многообразие и красоту на примере художественного произведения.

Результатом своего урока я планировала, чтобы ученики научились отличать насекомых от других животных по количеству ног, развивали умение работать в группах, учились работать с информацией, извлекать их художественного текста необходимые сведения, развивали умения работать с ИКТ.
Все результаты достигались посредством выполнения учащимися следующих универсальных учебных действий (УУД):

В области познавательных УУД: рассматривать иллюстрации, извлекать из них информацию; сравнивать, доказывать свою точку зрения; рассуждать по прочитанному тексту.

В области регулятивных УУД: понимать учебную задачу и стремиться её выполнить; понимать, что можно по-разному отвечать на вопросы, используя личный опыт; оценивать свои достижения на уроке и достижения товарища.

В области коммуникативных УУД: уметь работать с информацией; работать в группах; с достаточной полнотой и точностью вырадать свои мысли.

В области личностных УУД: развивать речь, память, внимание, воспитывать познавательную активность, развивать творческие способности.

Методы обучения:

  1. По источникам знаний: словесный, наглядный, практический.
  2. По степени взаимодействия учителя и учащегося: беседа, рассказ, самостоятельная работа, игровая деятельность.
  3. В зависимости от конкретных дидактических задач: подготовка к восприятию, активизация, изучение нового материала, закрепление, обобщение нового материала.
  4. По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: проблемный.
  5. По характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный.

Метод проверки, оценки знаний, умений, навыков: самооценка, рефлексия.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок!
Очень тихо вы садитесь
И работать не ленитесь. (Слайд 1)

2. Актуализация знаний

– Прежде чем начать урок, отгадайте загадку:

Есть у ребят Зеленый друг,
Веселый друг,
Хороший.
Он им протянет сотни рук
И тысячи ладошек.

– О каком зеленом друге говорится в загадке? (О лесе) (Слайд 2)
– О каких ладошках здесь говорится? (О листьях)

3. Самоопределение к деятельности

– Итак, мы с вами отправляемся в лес. (Звучит Paul.Mauriat «Летняя мелодия»). Положите голову на стол, закройте глаза и представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнце. И мы с вами оказались на зеленой лужайке. (Слайд 3) Здесь живут наши друзья.
А кто они вы узнаете, собрав пазлы. (Бабочки, кузнечики и т.д.) (Слайд 4)
– А как одним словом их можно назвать? (Насекомые)
– Итак, о чем же мы будем говорить на уроке? (О насекомых)
– Кто сам уже может назвать тему урока? (Насекомые)
– Как думаете, что о них узнаем? (Какие бывают насекомые, как их отличить от других животных...)
– Да, мы поговорим о насекомых, а закрепить знания о них поможет сказка, которую мы недавно прочитали  –  В.Бианки «Приключения  Муравьишки».

4. Работа по теме урока

– Отгадайте загадку, о каком насекомом пойдет речь:

Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет (Бабочка). (Слайд 5)

Работа по учебнику.

Существует много различных видов бабочек. Откройте учебник на стр.    и рассмотрите, из каких частей состоит бабочка. (Слайд 6) Кто уже может показать голову, грудь, брюшко, 6 ног. (Слайды 7-10)  Какие еще части тела мы не назвали? (Усики, крылья и хоботок, с помощью которого бабочка пьет нектар). (Слайд 11)
– Какие еще насекомые прилетели к бабочке? (Стрекоза и божья коровка).
(Слайд 12)
– Сосчитайте количество ног у всех насекомых. (По 6)
– Сделайте вывод : каких животных можно назвать насекомыми? (У которых шесть ног). (Диск по окр. миру) И еще 2 других признака, по которым выделяют насекомых.

(Зачитает из хрестоматии)

«Название «насекомое» очень многие животные получили потому, что их тело разделено на кольца, которые напоминают нам насечки. Кольца-насечки – это второй признак, по которому из мира животных выделяют насекомых. Есть и  третий: у них есть голова, грудь и брюшко».

5. Игра «Найди насекомое» (диск по окр. миру)

– Отгадайте, о каких насекомых сейчас пойдет речь:

На вид, конечно, мелковаты,
Но всё, что можно, тащат в дом.
Неугомонные ребята,
Вся жизнь их связана с трудом. (Муравьи).(Слайд 14)

– Интересные сведения о муравьях расскажет…

– Эти маленькие труженики могут поднять груз в 100 раз больше собственного веса. Они защищают лес от вредителей насекомых, в сутки один муравейник уничтожает около 1 кг вредителей.

(Слайд 13 – темный экран)

6. Физминутка «Потопаем – похлопаем»

– Подумайте, насекомые приносят пользу или вред? (И пользу, и вред)
– Если я буду говорить о пользе, вы хлопаете в ладоши, если о вреде, тогда топаете ногами.

– Собирают мед;
– Едят вредных насекомых;
– Переносят заразные заболевания;
– Доставляют радость и хорошее настроение;
– Поедают молодую зелень;
– Собирают сырье для лекарств.

7. Работа над произведением

– Какое литературное произведение мы прочитали об этом насекомом и посмотрели мультфильм? («Приключения Муравьишки»)
– Кто написал это произведение? (Виталий Бианки). (Слайд 14)
– Кто главный герой сказки? (Муравей)
– Что случилось с муравьем? (Унесло на луг за деревню, ушиб ножки).
– Почему он спешил домой? (Чтоб не ночевать на улице)
– Как вернулся домой? (Помогли насекомые). (Слайд 15 – темный экран)
– Вспомним всех помощников и выстроим их на доске в том порядке, в котором встречал их муравей. Пользуйтесь текстами. (Гусеница-Землемер, Паук-Сенокосец, Жужелица, Жучок-Блошачок, Кузнечик, Водомерка-клоп, Майский Хрущ, Гусеница-Листовертка).
– Какими они были? (Жалостливыми, добрыми, отзывчивыми)
– Один  из героев сказки не насекомое? Кто это? (Паук-Сенокосец) (Гусеница, хоть и не имеет признаков насекомых, относится именно к этой группе, так как она является личинкой бабочки, то есть деткой бабочки).
– Почему так много потребовалось помощников?  (Все передвигаются по-разному в зависимости от строения конечностей, от места обитания).
– Как закончилась сказка про Муравьишку? (Он вернулся домой).
– Порадуемся за Муравьишку, а заодно и отдохнем, немного потанцуем.

8. Электронная физминутка (слайды 16, 17 – темный экран)

Выборочное чтение.

– А сейчас представьте тот момент, когда Муравьишка наконец-то попал домой в муравейник, долгое время не мог уснуть, вспоминая, каким долгим и трудным был путь. А потом о своих впечатлениях рассказал друзьям. Представьте, что вы – это Муравьишка. Выберите самого интересного «извозчика» и зачитайте как муравьишка на нем передвигался.

9. Итог урока

– Итак, о какой группе животных мы сегодня узнали? (О насекомых).
– Как отличить насекомых от других животных? (6 ног, насечки, есть голова, грудь, брюшко)

10. Оценка урока

– Приготовьте сигналы. (Слайд 18)

– Урок окончен.

Используемые ресурсы:

http://present.griban.ru/shablony.html
http://www.lenagold.ru/fon/clipart/b/bab.html
http://lifeglobe.net/entry/2727
http://images.yandex.ru/
http://pedsovet.su/
http://1sept.ru/