Введение
В данной работе я предлагаю вопросы для зачётов, задачи к этим зачётам и билеты к экзамену за курс геометрии 7 класса. Практический материал на экзамене можно предложить из задач к зачётам.
Надеюсь, что данная работа поможет преподавателю математики проверить знания по данной дисциплине на начальной стадии её усвоения.
Для учащихся полезно будет по вопросам к зачётам готовить учебный материал самостоятельно, решая задачи, усваивать теоретические знания на практике, тем самым делая учебу интересной и успешной.
В 7 классе у наших детей появляется новый учебный предмет, который поначалу может показаться простым и не очень серьезным. Но это далеко не так. В былые годы наличие обязательного экзамена по геометрии с первых дней изучения новой дисциплины настраивало на серьёзный лад. Сейчас наличие задач по геометрии в ГИА и ЕГЭ по математике помогает убедить учащихся в насущности и значимости предмета. Необходимость теоретических знаний понимается большинством учащихся при решении задач, доказательстве теорем, везде, где не обойтись без аргументированных объяснений. Задача учителя не только донести знания по предмету, но и заставить овладеть ими. Готовясь к зачётам дети вынуждены самостоятельно разбирать, заучивать учебный материал, а также консультироваться у учителя, друг у друга, доказывая друзьям теоремы и решая задачи на дополнительных занятиях и консультациях по математике. Этот процесс – объяснение товарищу – очень нравится ребятам, они при этом повышают свою самооценку, мотивацию к учебе, повышают качество собственных знаний. Учащиеся сначала побаиваются зачетов, но в процессе подготовки и при проведении понимают их необходимость, поэтому относятся более ответственно к данной технологии. Но как любое полезное для детей мероприятие, подготовка зачёта и экзамена, требует серьёзной и кропотливой работы со стороны взрослых, в данном случае – учителя математики. Надеюсь своей работой облегчить на начальном этапе труд педагога при подготовке к зачету по геометрии в 7 классе.
ЗАЧЕТ № 1
- Основные геометрические фигуры на плоскости. Их изображение и обозначение. Основные свойства принадлежности точек и прямых на плоскости.
- Понятие «точка лежит между точками». Отрезок. Концы отрезка. Равные отрезки. Основное свойство расположения точек на прямой.
- Основное свойство измерения отрезков.
- Основное свойство расположения точек относительно прямой.
- Полупрямая. Начальная точка полупрямой. Дополнительные полупрямые.
- Угол. Вершина угла. Стороны угла. Виды углов. Равные углы. Понятие «луч проходит между сторонами угла». Основные свойства измерения углов.
- Основные свойства откладывания отрезков и углов.
- Треугольник. Вершины треугольника. Стороны треугольника. Угол треугольника. Равные треугольники. Основное свойство существования треугольника, равного данному.
- Параллельные прямые. Изображение и обозначение. Основное свойство параллельных прямых.
ЗАДАЧИ К ЗАЧЕТУ № 1
- На отрезке AB длиной 23 см взята точка C так, что отрезок AC на 7 см меньше отрезка CB. Найдите длины отрезков BD, если AC и BC.
- На отрезке AB длиной 17 см отмечена точка C так, что отрезок AC равен 9 см. Найдите длину отрезка BC.
- На отрезке AB взяты точки C и D. Найдите длину отрезка CD, если AB= 22 см, AC= 13 см, BD= 7см.
- На отрезке AB взята точка C, а на отрезке CB – точка D. Найдите длину отрезка BD, если AB= 17 см, CD= 8 см, AC= 7см.
- На отрезке AB взяты точки C и D. Известно, что AB= 22 см, AC= 18 см, CD= 7см. Найдите длину отрезка BD.
- На отрезке AB длиной 28 см взята точка K. Найдите длины отрезков AK и BK, если AK больше BK на 6 см.
- На отрезке AB длиной 28 см взята точка K. Найдите длины отрезков AK и BK, если AK меньше BK в 6 раз.
- На отрезке AB длиной 56 см взята точка K. Найдите длины отрезков AK и BK, если AK : BK=2:7.
- Луч с проходит между сторонами угла (аb), равного 62?. Найдите угол ( ас), если угол (bс) равен 43?.
- Луч с проходит между сторонами угла (аb), равного 62?. Найдите углы (ас) и (bс), если угол (ac) на 27? больше угла (bc).
- Луч ОС проходит между сторонами угла АОВ, равного 160?. Найдите углы АОС и СОВ, если угол АОС меньше угла СОВ в 3 раза.
- Луч ОС проходит между сторонами угла АОВ, равного 140?. Найдите углы АОС и СОВ, если угол АОС на 50? больше угла СОВ.
- Может ли луч с проходить между сторонами угла (ab), если угол (ab) равен 45?, угол (aс) равен 130?, угол (сb) равен 85??
Дано: угол АОВ равен 137?, угол AOD равен 28?, угол COB равен 34?
Найти: угол COD.- Треугольники АВС и MNK равны. Известно, что АВ= 17 см, АС= 11 см. Чему равны соответствующие стороны треугольника MNK?
- Треугольники АВС и MNK равны. Известно, что угол М равен 69?, угол K равен 28?. Чему равны соответствующие углы треугольника АВС?
ЗАЧЕТ № 2
- Угол. Вершина угла. Стороны угла. Виды углов. Равные углы. Понятие «луч проходит между сторонами угла». Основные свойства измерения углов. Биссектриса угла.
- Смежные углы. Теорема о смежных углах. Свойства из теоремы о смежных углах.
- Вертикальные углы. Теорема о вертикальных углах.
- Перпендикулярные прямые. Изображение и обозначение. Теорема о единственности перпендикуляра к прямой, проходящего через точку этой прямой. Перпендикуляр к данной прямой.
ЗАДАЧИ К ЗАЧЕТУ № 2
- Найдите углы смежные с углами 39?, 83?, 90?, 157?.
- Найдите смежные углы, если один из них на 27? больше другого.
- Найдите смежные углы, если один из в 2 раза меньше другого.
- Смежные углы относятся как 3:2. Найдите эти смежные углы.
- Один из смежных углов составляет 0,5 другого угла. Найдите эти смежные углы.
- Один из углов, образованных при пересечении двух прямых, равен 37?. Найдите остальные углы.
- Один из углов, образованных при пересечении двух прямых, в 3 раза больше другого. Найдите все образовавшиеся при этом углы.
- Один из углов, образованных при пересечении двух прямых, на 36? меньше другого. Найдите все образовавшиеся при этом углы.
- Сумма двух углов, которые получаются при пересечении двух прямых, равна 86?. Найдите все получившиеся при этом углы.
- Сумма трех углов, образовавшихся при пересечении двух прямых, равна 235?. Найдите эти углы.
ЗАЧЕТ № 3
- Треугольник. Вершины треугольника. Стороны треугольника. Угол треугольника.Равные треугольники. Основное свойство существования треугольника, равного данному.
- Первый признак равенства треугольников.
- Второй признак равенства треугольников.
- Третий признак равенства треугольников.
- Равнобедренный треугольник. Боковые стороны. Основание. Свойство углов равнобедренного треугольника.
- Равнобедренный треугольник. Высота, биссектриса, медиана треугольника. Свойство медианы равнобедренного треугольника.
- Равнобедренный треугольник. Признак равнобедренного треугольника.
ЗАДАЧИ К ЗАЧЕТУ № 3
- Дано: ΔАВС и ΔСBD, AB= CD, угол ABD равен углу CBD. Докажите, что ΔАВС=ΔСBD.
- Дано: ΔАВС и ΔАDС, угол ВAС равен углу DАС, угол ВСА равен углу DCA. Докажите, что ΔАВС=ΔСBD.
- Дано: ΔАВС и ΔСBD, AB= CD, угол ABD равен углу CBD. Докажите, что АD=СD.
- Равные отрезки AB и CD точкой пересечения М делятся пополам. Докажите равенство треугольников AMC и BMD.
- Равные отрезки AB и CD точкой пересечения М делятся пополам. Докажите равенство отрезков AC и BD.
- Отрезки AB и CD пересекаются в точке O. Отрезки CO и OD равны, угол ACO равен 90?, угол BDO равен 90?. Докажите, что Δ AOС=ΔBOD.
- Отрезки AB и CD пересекаются в точке O. Отрезки CO и OD равны, углы ACO и BDO прямые. Докажите, что углы CAO и DBO равны.
- Треугольники MNK и MNR равнобедренные с общим основанием MN. Докажите, что ΔMKR=Δ NKR.
- В равнобедренном треугольнике угол при основании равен 47?. Найдите угол при вершине данного треугольника.
- В равнобедренном треугольнике один из углов равен 91?. Найдите остальные углы треугольника.
- Периметр равнобедренного треугольника равен 34см, основание – 10см. Найдите длины остальных сторон этого треугольника.
- Периметр равнобедренного треугольника 39см. Основание на 6см меньше боковой стороны. Найдите стороны треугольника.
- Периметр равнобедренного треугольника равен 56см. Найдите стороны треугольника, если его основание в 3 раза меньше боковой стороны.
- В ΔCDF проведены медианы CA, DB, FN. AF=6см, BC=8см, DN=4см. Найдите периметр ΔFCD.
- Дано ΔABK, AB= KB, точки M и N принадлежат сторонам АВ и КВ, BM=BN, BC – медиана треугольника. Докажите, что MC=NC.
ЗАЧЕТ № 4
- Параллельные прямые. Изображение и обозначение. Основное свойство параллельных прямых. Теорема о параллельности двух прямых третьей.
- Внутренние односторонние углы. Внутренние накрест лежащие углы. Соответственные углы. Изображение и обозначение. Признак параллельности прямых. Свойства из теоремы.
- Треугольник. Вершины треугольника. Стороны треугольника. Угол треугольника.. Сумма углов треугольника. Следствие из теоремы.
- Треугольник. Вершины треугольника. Стороны треугольника. Угол треугольника. Внешний угол треугольника. Теорема о внешнем угле треугольника. Следствие из теоремы.
- Прямоугольный треугольник. Признак равенства прямоугольных треугольников.
- Существование и единственность перпендикуляра к прямой. Расстояние от точки до прямой.
ЗАДАЧИ К ЗАЧЕТУ № 4
- Отрезки MN и PK пересекаются в точке A и делятся ею пополам. Докажите, что прямые MK ║ PN.
- Угол MBA равен 69?, угол BAN равен 111?. Параллельны ли прямые MB и AN? Обоснуйте ответ.
- Прямые AB и CD пересечены секущей MN. Точка O– точка пересечения АВ и MN, точка P – точка пересечения прямых CD и MN. Сумма углов AOP и DPN равна 180?. Докажите, что прямые AB и CD параллельны.
- Один из углов, которые получаются при пересечении двух параллельных прямых секущей равен 49?. Найдите остальные углы.
- Сумма двух внутренних накрест лежащих углов при двух параллельных прямых и секущей равна 138?. Чему равны эти углы?
- Найдите углы треугольника, если они пропорциональны числам 2, 3, 4.
- Найдите угол между боковыми сторонами равнобедренного треугольника, если угол при основании равен 53?.
- Дано ΔABC, AB = BC, внешний угол при вершине В равен 72?. Найдите внутренние углы ΔАВС. Укажите тип данного треугольника.
- Внутренние углы треугольника пропорциональны числам 8, 5, 2. Найдите внешние углы этого треугольника.
- Один из внутренних углов треугольника на 16? больше другого, а внешний угол, смежный с третьим внутренним углом треугольника, равен 110?. Найдите все внутренние углы треугольника.
- Дано ΔMNR – равнобедренный с основанием MR. Биссектрисы углов при основании пересекаются в точке B. Угол MBR равен 102?. Найдите угол MNR.
- Дано ΔACB, угол C – прямой, CD – высота ΔACB, угол DCB равен 75?. Найти угол CAB.
- Дано ΔABC, высоты AH и CM пересекаются в точке D, угол BAC равен 60?, угол BCA равен 70?. Найти угол ADC.
ЗАЧЕТ № 5
- Окружность. Центр, радиус, хорда, диаметр окружности. Описанная окружность. Теорема о центре окружности описанной около треугольника.
- Касательная к окружности. Виды касания окружностей. Окружность, вписанная в треугольник. Теорема о центре окружности, вписанной в треугольник.
- Построение треугольника по трем сторонам.
- Построение угла, равного данному.
- Построение биссектрисы угла.
- Деление отрезка пополам.
- Построение перпендикулярной прямой.
- Геометрическое место точек. Окружность как геометрическое место точек. Теорема о точках равноудаленных от двух данных точек.
ЗАДАЧИ К ЗАЧЕТУ № 5
-
Дано: окружность с центром О. ОА – радиус, ВС – хорда, ОА и ВС пересекаются в точке К, ОА перпендикулярен ВС. Докажите, что ВК = КС.
-
Дано: окружность с центром О, СА и СВ касательные. Докажите, что СО – биссектриса угла АСВ.
-
Дано: окружность с центром О, АС – диаметр, ОВ – радиус, градусная мера угла АОВ равна 42?. Найдите углы треугольника ВОС.
-
Дано: окружность с центром О, АВ – касательная, угол ОАВ равен 36?. Найти углы ΔОАВ.
-
Найдите расстояние между центрами двух окружностей в случае внешнего касания, если их радиусы 19см и 27см.
-
Найдите расстояние между центрами двух окружностей в случае внутреннего касания, если их радиусы 23см и 17см.
-
Постройте треугольник АВС, если угол А равен 35?, угол В равен 70?, АВ = 4,5см.
-
Постройте ΔCDF, если CD = 5см, CF = 6см, угол DCF равен 45?.
-
Постройте прямоугольный треугольник по гипотенузе и острому углу.
-
Постройте прямоугольный треугольник по гипотенузе и катету.
-
Дана окружность с центром О и хорда АВ. На окружности найдите точки, равноудаленные от точек А и В.
-
Постройте геометрическое место точек, равноудаленных от точек А, В и С.
БИЛЕТЫ ПО ГЕОМЕТРИИ 7 КЛАСС
№ 1
- Основные геометрические фигуры. Обозначение. Изображение. Основные свойства, связанные с этими понятиями.
- Смежные углы.
- Задача.
№ 2
- Отрезок. Обозначение. Изображение. Основные свойства, связанные с этим понятием.
- Вертикальные углы.
- Задача.
№ 3
- Измерение отрезков. Основные свойства, связанные с этим понятием.
- Первый признак равенства треугольников.
- Задача.
№ 4
- Полуплоскость. Основные свойства, связанные с этим понятием.
- Признак равнобедренного треугольника.
- Задача.
№ 5
- Полупрямая. Угол. Основные свойства, связанные с этими понятиями.
- Свойство углов равнобедренного треугольника.
- Задача.
№ 6
- Откладывание отрезков и углов. Основные свойства, связанные с этими понятиями.
- Свойство медианы равнобедренного треугольника.
- Задача.
№ 7
- Треугольник. Основные свойства, связанные с этим понятием.
- Признак параллельности прямых.
- Задача.
№ 8
- Равные треугольники. Основные свойства, связанные с этим понятием.
- Теорема о двух прямых, параллельных третьей прямой.
- Задача.
№ 9
- Параллельные прямые. Основные свойства, связанные с этим понятием.
- Сумма углов треугольника.
- Задача.
№ 10
- Перпендикулярные прямые.
- Внешний угол треугольника.
- Задача.
№ 11
- Биссектриса треугольника.
- Свойство углов, образованных при пересечении параллельных прямых секущей.
- Задача.
№ 12
- Высота треугольника.
- Существование и единственность перпендикуляра к прямой.
- Задача.
№ 13
- Медиана треугольника.
- Теорема о центре окружности, описанной около треугольника.
- Задача.
№ 14
- Биссектриса треугольника.
- Теорема о центре окружности, вписанной в треугольник.
- Задача.